• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-практический семинар: "Образы "Другого" в поэмах Георгия Писида"

8 апреля 2021 года состоялось заседание научно-учебной группы «Языки описания Другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации», где были намечены исследовательские планы на грядущий год и представлен доклад аспиранта СПбГУ Даниила Плешака на тему "Образ "Другого" в поэмах Георгия Писиды".

В первой части встречи руководители НУГ А. А. Селин. Ф. Е. Левин и Е. А. Хвальков кратко описали предлагающиеся к выполнению задачи и обозначили круг источников, с которыми предстоит работать участникам группы. По сравнению с предыдущим исследовательским циклом, предполагается уделить больше внимания понятиям “древности” и “прошлого” в описании Другого, хронологической локализации прошлого и настоящего, их смысловой нагрузки в текстах. Кроме этого, планируется изучить репрезентацию пространства и ментальные карты, используемые авторами при описании Другого в Европе Раннего Нового времени. 

Вторая часть заседания была посвящена обозначенному выше докладу Даниила Плешака. Рассмотренные в нём труды Георгия Писиды были помещены автором в общий культурно-политический и религиозный контекст Византийской Империи и в целом Ближнего Востока VI-VII вв. В качестве основных групп, которые "атаковал" в своих поэмах Писида, были условно выделены персы, авары, иудеи и адепты побочных ветвей восточного христианства. Такое разграничение обуславливают различные природы Другого в отношении каждой из этих общностей. Так, персы у Писиды предстают варварами, но при этом являющимися в первую очередь не культурными врагами, а политически. Чего нельзя сказать об аварах - Писиде они представляются неисправимыми дикарями и сугубо разрушительной силой у границ Империи, что делает их, фактически, врагами экзистенциальными. "Неверные" же христиане и иудеи для автора суть внутренняя культурно-религиозная проблема Византии - первые раскалывают имперское общество в духовной сфере, в то время как вторые не являются надежными подданными в условиях противостояния с Персией, учитывая то, что они ставят этно-религиозную лояльность выше политической (отсюда возможна их недопустимая для императора коммуникация со своими собратьями на территории противника). 

Помимо этого, в докладе были прослежены изменение образа Другого в сравнении с текстами предыдущих эпох, изобретение Византии как империи-субалтерна и влиянии на этот образ монашеской литературы, а также использования библейской истории Творения для дискредитации религиозных оппонентов правящего режима.