• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебная группа «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации»

Руководитель и кураторы проекта

Департамент истории: Профессор – Селин Адриан Александрович
Руководитель научно-учебной группы

Департамент истории: Старший преподаватель – Левин Феликс Евгеньевич
Преподаватель-участник научно-учебной группы

Департамент истории: Доцент – Хвальков Евгений Александрович
Преподаватель-участник научно-учебной группы

Аннотация проекта

В 2020-2021 гг. научно-учебная группа «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации» работает над проектом, цель которого состоит в переводе, сравнении и дискурсивном анализе источников, проливающие свет на вопросы выявления универсальных языковых механизмов описания европейского «другого» в раннее Новое время и контекстуализирования европейского «этнографического» знания.

Этнографические дискурсы Раннего Нового времени привлекают большое внимание исследователей. Во многом такое внимание обусловлено постколониальным поворотом в историографии, побудившим исследователей историзировать феномен колониализма Нового времени и обратиться к его более ранним сценариям и сопровождающим их дискурсам. В этой связи неудивительно, что большинство имеющейся научной литературы в первую очередь посвящено исследованию образа населения новых открытых земель. Феномену же «внутренней экспансии», интеллектуальной апроприации периферийных пространств уделяется очень мало внимания. Этот феномен так же условно можно отнести к проблематике раннемодерного колониализма, заключавшейся не только в практике заселения и управления подвластными территориями, но и в дискурсах, легитимирующих определенные социальные порядки и иерархии. Вышеотмеченный исследовательский дисбаланс представляется неоправданным. Предполагается, что существовало определенное сходство языков описания европейских и заморских периферийных пространств, поскольку они были основаны на одних и тех же интеллектуальных ресурсах (библейской этнографии, античной этнографии и политической теории, средневековой политической теории), а порою и симбиоз, поскольку одни и те же авторы писали и о европейских, и о заморских народах. 

Научная новизна проекта состоит в контекстуализации этнографических нарративов раннего Нового времени, выявлении и осмыслении универсальных механизмов конструирования Другого и репертуаров интерпретаций, а также в определении социальных контекстов, опосредовавших эти репрезентации. 

11 декабря в 18:00 одновременно состоялось и итоговое заседание научно-учебной группы, и научно-практический семинар. Заседание началось с доклада "Пруссия как нация: стратегии репрезентации происхождения в прусском историописании XVI-пер. пол. XVII веков" доцента Томского государственного университета Антона Сергеевича Котова. После участники научной группы обсудили структуру отчёта и все возможные перспективы развития группы.
14 декабря, 2020 г.
В этом году некоторые из студентов научно-учебной группы представили свои доклады на всероссийских конференциях, воркшопах и постерных сессиях.
29 ноября, 2020 г.
13 ноября в 18:00 на онлайн-площадке ZOOM состоялось очередное заседание научно-учебной группы. На нём участники обсудили черновые варианты препринтов.
13 ноября, 2020 г.
2 ноября в 18:00 на очередном заседании научно-учебной группы с докладом «Научно-практический семинар "Ирландия и ирландцы в имперском проекте поздних Тюдоров: мифологема, практики описания и пути инкорпорации» выступил аспирант СПбГУ Евгений Геннадьевич Тишунин.
2 ноября, 2020 г.
2 октября в 18:00 на очередном заседании научно-учебной группы с докладом ««Латыши» в Ливонии, Ингерманландии и Карелии: описание разнообразия в раннем Новом времени» выступил аспирант СПбГУ Дмитрий Владимирович Верховцев.
2 октября, 2020 г.
18 сентября в 18:00 на онлайн-площадке ZOOM состоялось очередное заседание научно-учебной группы. На нём участники обсудили отчеты всех трёх ранее созданных исследовательских групп и создали три препринт-группы.
18 сентября, 2020 г.
В 2019 году было решено организовать на постоянной основе семинар «Актуальное Европейское Средневековье и Раннее Новое время». Студенты и преподаватели НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург делятся своими впечателениями о деятельности семинара, а также рассказывают, почему семинар может быть интересен не только медиевистам и новистам.

7 сентября, 2020 г.
24 июня на восьмом заседание научно-учебной группы «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации» участники обсудили влияние образовательных практик на этнографические тексты Раннего Нового времени на примере работ Маршалла По, Иана Кэмпбелла и Кита Томаса. 
24 июня, 2020 г.
2 июня в 18:00 состоялось очередное заседание НУГ «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации», на котором Максим Шкиль, Алена Кузнецова и Дарья Зубкова представили сообщение об образах другого в сочинениях английского дипломата Пола Райкота, английского купца и путешественника Питера Манди, итальянского картографа и дипломата Пьетро Коппо.
2 июня, 2020 г.
13 мая на очередном заседании научно-учебной группы "Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации" Глеб Парамонов и Юлия Закржевская представили отчет об особенностях образа московитов в XVII в. в сочинениях двух шведских авторов, имевших серьезную для своего времени академическую подготовку - Петра Петрея и Юхана Спарвенфельда.
14 мая, 2020 г.
Еще новости