• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Девятое заседание научно-учебной группы: обсуждение отчётов и распределение по препринт-группам

18 сентября в 18:00 на онлайн-площадке ZOOM состоялось очередное заседание научно-учебной группы. На нём участники обсудили отчеты всех трёх ранее созданных исследовательских групп и создали три препринт-группы.

Первой с докладом выступила балканская группа, которая на основании анализа источников выявила сходства и кардинальные различия между текстами. Так удалось определить параллели между Полом Райкотом и Петером Манди: они чаще ссылаются на современные им труды о турках и, в отличие от Пьетро Коппо и Пьетро делла Валле, не аппелируют к античному прошлому описываемых территорий. 
Отчет второй группы был посвящен творчеству шведских образованных путешественников и политических деятелей, Петра Петрея и Йоханна Габриэля Спарвенфельда. Группа выявила концептуальную инновацию в источниках, связанную с переходом от космографии к эмпирическому знанию в европейской этнографии. Роль эмпирики в труде П. Петрея заключалась в том, чтобы показать, что существовавшее прежде знание о Московии потеряло актуальность. Что касается Спарвенфельда, то эмпирикой пронизан весь текст. В отличие от Петрея, Спарвенфельд редко ссылается на античную литературу и предшествующие труды о Московии. 
Последней выступала группа, занимающаяся изображением ирландского народа в источниках эпохи поздних Тюдоров и ранних Стюартов. Весь английский дискурс названного периода обосновывал необходимость инкорпорации Ирландии в британское имперское пространство, но авторами источников предлагались кардинально разные способы осуществления этого. Финес Морисон, потомственный дворянин и свидетель подавления ирландского восстания Хью О' Нила, продвигал исключительно силовой метод решения проблемы. Джон Дэвис, юрист, во главу угла ставил включение ирландцев в английское бытие при помощи законов. Барнаби Рич, солдат-протестант, думал над религиозным путем. Все тексты изображают ирландцев как варваров, склонных к бунту и вероломству, а местную схему управления характеризуют как тиранию.

По итогам заседания были созданы три препринт группы: 1) Культурный релятивизм в этнографии раннего Нового времени; 2) Имперский дискурс в раннее Новое время; 3) Эмпирика в этнографии раннего Нового времени.