• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семинар "феномен ведовства: трактовки различных правовых традиций"

В рамках очередного семинара "Актуальное Европейское Средневековье и Раннее Новое время" был обсужден феномен ведовства. В частности, семинар был посвящён разнообразным правовым трактовкам, а именно московитской, английской и итальянской традициям.

В рамках очередного семинара "Актуальное Европейское Средневековье и Раннее Новое время" был обсужден феномен ведовства. В частности, в рамках семинара студентам под кураторством Феликса Евгеньевича Левина удалось обсудить разнообразные правовые трактовки, обратиться к московитской, английской и итальянской традициям. 

Английскую традицию представляла Юлия Игина с книгой «Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла». Постепенно увеличивавшийся контроль и дисциплина светской власти над разнообразными сферами жизни (иными словами, дисциплинарная революция) в XVI-XVII вв. дали началу переосмысления дел, касающихся ведовства. Если Игина уделяла больше времени решением правовых ведовских казусов в Англии Нового Времени, то Валери Кивельсон со своей работой «Male Witches and Gendered Categories in Seventeenth-Century Russia» концентрируется на гендерных исследованиях в пределах России XVII в. Она фокусируется в большей степени на статистике и выделяет группу ведунов. Примечательно, что ведунов считали более опасными, чем ведьм: московитское государство старалось собрать ведунов в одну целую совокупность, чтобы была возможность лучше их контролировать. Особенности московитского ведовства заключались в рассмотрении всех дел, связанных с ведовством, в светских судах. Религиозная тематика в московских делах не преобладала: ведовство воспринималось как ограбление или ему подобное. Что нельзя сказать про итальянскую традицию, представителем которого являлся на данном семинаре Карл Гинзбург с его монографией «The Night Battles: Witchcraft & Agrarian Cults in the Sixteenth & Seventeenth Centuries». Ведоством занималась строго инквизиция. Историк пытался посредством обращения к разнообразным источникам вычленить народную местную культуру. В частности, из протоколов допросов стало известно о существовании аграрных культов (так называемых бенанданте), которые противопоставляли себя ведьмам. Идеология бенанданте была тесно переплетена с метафорой борьбы весны с зимой, где зимой были ведьмы, а весной – бенанданте. Подобный аграрный культ можно осторожно назвать наместником инквизиции, однако таковыми бенанданте назвали себя самолично. Вбирая функции инквизиции, культ был намного радикальнее в своих действиях, чем инквизиция: вместо допросов они устраивали самосуд над жертвой и линчевали её. 

Помимо прочего, были обсуждены также и другие особенности трёх разных правовых традиций. Подведя итоги и суммировав аспекты всех трёх трактовок, участники семинара обсудили, когда будет следующее собрание и чему оно будет посвящено.