• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-практический семинар: "Тарту под властью русского царя (1656-1660): границы лояльности"

26 февраля в 18:00 на очередном заседании научно-учебной группы с докладом "Тарту под властью русского царя (1656-1660): границы лояльности" выступила кандидат исторических наук, ассоциированный сотрудник СПб ИИ РАН, специалист по истории городов Великого Княжества Ливонского и Ливонии под русским протекторатом в середине XVII века Ирина Валерьевна Герасимова.

В середине XVII в. в результате военных кампаний на польском и шведском направлении русским царем Алексеем Михайловичем с 1654 по 1656 гг. оказались захвачены огромные территории соседней державы Речи Посполитой и ее отдельных провинций, а также некоторые ливонские земли, принадлежавшие ранее шведскому королю. Под русский протекторат попал и город Тарту (эст.), в немецком варианте – Дорпат/Дерпт или по-русски Юрьев, названный так еще Ярославом Мудрым, впервые завоевавшим этот город чудского племени.

Наибольший интерес представляет эпизод с переговорами мещан с царем в Москве в марте 1657 г., раскрывающий границы лояльности русских властей к новым подданным с одной стороны, и степень доверия местного населения к новой власти с другой стороны. Инструкции по переговорам, данные мещанами Тарту своим посланникам к царю, дошли до нас на русском языке в трех, неидентичных друг другу переводах Посольского приказа с немецких текстов. Жалованная грамота царя Алексея Михайловича сохранилась, наоборот, в переводе с русского на немецкий язык в историческом архиве Эстонии. Одна из линий, постоянно проходящая в документах посольства, – сравнение ситуации середины XVII в. с периодом правления в Тарту/Юрьеве Иоанна Грозного. К инструкции прилагались документы о привилегиях городу, в том числе русские жалованные грамоты царя Иоанна IV.

Анализ грамот показал, что, несмотря на декларацию сохранения прав и вольностей, бывших у мещан ранее под властью шведской короны, права и свободы местного населения под властью русского царя оказались ограничены. Тартусские жители не могли свободно перемещаться и выбирать себе место жительства, выезжать для торговли без разрешения царских наместников. Городские налоги, доходы от торговли и домов также контролировали царские наместники, право распоряжаться городским имуществом, как в городе, так и за городом царь забрал себе, в то время как магистрат должен был поддерживать порядок и сохранять это имущество, а также выполнять судебные и иные функции. Мещане делили кров с расквартированным многотысячным военным гарнизоном, часто кормившимся за их счет, а также содержали в своих домах заключенных. Рижское право в городе в это время фактически перестало действовать. Город жил по законам военного времени. Алексей Михайлович, судя по тексту жалованной грамоты, даровал те или иные привилегии в соответствие со своими представлениями о власти и ее праве, именно так, как это действовало на территории Московского государства с его прямой властной вертикалью. На смену городскому самоуправлению пришла русская форма правления, находящаяся в стадии перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Магистрату и городским жителям Тарту в этой ситуации отводилась функция обеспечения интересов монарха. 

После доклада участники семинара, среди которых были не только студенты департамента Истории, но и профессиональные историки, активно задавали вопросы, Доклад вызвал огромный интерес у слушателей.