• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-практический семинар «Как не быть варваром? Языки идентичности в Древнем Риме»

18 марта члены НУГ “Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации» провели научно-практический семинар на тему «Как не быть варваром? Языки идентичности в Древнем Риме» в режиме онлайн.

Семинар открыл Д. Г. Плешак, аспиранта Филологического факультета СПбГУ, представивдоклад об истории римской идентичности от возникновения латинской литературы и до принятия Римской империей христианства в IV веке. В докладе прослеживалась эволюция римской идентичности в процессе взаимодействия римлян с другими латинскими народами, этрусками и греками. Существовало два архетипических образа врагов Рима – галлы и карфагеняне. Заключительная часть доклада была посвящена языку самоидентификации в Римской империи и различию между «римскостью» (romanitas) и варварством.

Д. Плешак подчеркнул, что в римской этнографии «варварство» использовалось инструментально: не сколько для определения некой «римскости», столько для прикладных целей — в качестве оправдания экспансии и в качестве инструкции по управлению менее развитыми народами.

За докладом последовал критический разбор сочинения Тацита «Германия». Текст Тацита любопытен по двум причинам: во-первых, он ярко представляет особенности восприятия варваров римлянами; во-вторых, он важен в контексте раннего Нового времени: именно повторное открытие “Германии” Тацита  в XV в. во многом повлияло на этнографические дискурсы XVI-XVII вв.

В результате обсуждения были подведены следующие итоги:  произведение Тацита является  моделью включающего и вместе с тем остраняющего описания. Германцы, согласно тексту, не описываются Тацитом как дикий народ. Наоборот, они наделены рядом позитивных черт. Однако Тацит изображает германцев настолько «другими», что считает нереалистичным их включение в римский мир. Германию в его описании практически нельзя подчинить.