• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-практический семинар «Война сынов света против сынов тьмы: Другой в авраамических религий античности»

8 апреля состоялся очередной онлайн-семинар Научно-учебной группы «Война сынов света против сынов тьмы: Другой в авраамических религий античности», в ходе которого участники обсудили особенности библейской этнографии, а также рецепцию ее топосов и осмысление священной истории в Ранее новое время.

Семинар открыл доклад Д. Г. Плешака, рассматривающий особенности конструирования этничности и эволюцию представлений о ней в иудаизме и раннем христианстве. В отличие от политеизма древности с его многообразием религиозной жизни и допущением существования разных представлений о божественном, монотеизм стремится к унификации. Это касается не только особенностей культа и вероучения, но и отношения последователей религии к другим и друг к другу. Для монотеистических религий характерно противопоставление “праведных” и “неправедных” или “избранного народа” и “язычников”.
Была затронута тема формирования текста Ветхого Завета, во время и после Вавилонского плена. Депортация и жизнь вдали от исторической родины, в центре полиэтничной империи спровоцировала появление идеологии избранного народа и создание ряда текстов о противостоянии иудеев и не-иудеев. Разница между двумя этими группами обуславливалась тем, что первая группа отождествлялась с последователями веры в единственного бога, в то время как остальные объявлялись нечистыми язычниками.
Постепенная христианизация Римской империи привела к тому, что эта религия стала частью имперской идеологии. Начиная с IV века христианская риторика начала превалировать с имперской пропаганде. К VII веку она стала основой имперского языка идентичности. В частности, последняя война Рима с Сасанидами описывалась как борьба христианства с силами тьмы и хаоса. С одной стороны, этот конфликт явился моделью для создания на латинском Западе идеи “Крестовых походов”, а с другой — повлиял на возникновение исламского концепта “Священной войны”.
За докладом последовало обсуждение фрагментов из Ветхого и Нового завета, посвящённым этничности, и главы из книги Колина Кидда British identities before nationalism: ethnicity and nationhood in the Atlantic world, 1600 – 1800 . В результате обсуждения участники пришли к выводу о сохранении в Раннее новое время важности роли топосов библейской этнографии для выстраивания этнографических нарративов, а также значимости священной истории для структурирования представлений о мире в рассматриваемый период.