• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги деятельности научно-учебной группы за два года




Научно-учебная группа «Языки описания другого в Европе раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации» попыталась переключить внимание с образа нехристианского Другого, характерного для современных постколониальных исследований, на Европейского Другого с целью дифференциации самого европейского пространства и обнаружения внутри него соответствующих культурных иерархий и стереотипов. 

В основе проекта лежала идея о том, что раннее Новое время — это время «открытий» и интеллектуального освоения ближних и дальних пространств человеческого разнообразия. Участники проекта решили сконцентрироваться на нескольких периферийных регионах Европы, отдаленных друг от друга, которые практически никогда не сравниваются: Ирландии, Московии, Центральной Европе и Балканах. На протяжении двух лет исследовательские кластеры работали с английскими, французскими, шведскими, ганзейскими, венецианскими и мантуанскими описаниями Другого, чтобы показать принципиальное сходство, определенную динамичность и инструментальность языков описания.

В ходе реализации проекта научно-исследовательская группа сфокусировалась на  механизмах конструирования образа Другого и его исследования, а также  политико-риторическом контексте его инструментализации в этнографических нарративах европейских интеллектуалов раннего Нового времени. Таким образом, научно-учебная группа рассматривала этнографические тексты раннего Нового времени не только как политические, но и как познавательные проекты, тем самым исследуя этнографию как систему знания. 

Работа группы показала сходство дискурсивных механизмов, с помощью которых авторы конструировали образ Другого. Исследуемых британские, шведские, итальянские и французские интеллектуалы объединяло не только университетское образование, но и практика описания Другого через иностранные источники (источники, созданные Другим, обычно игнорировались). Модель репрезентации Другого преимущественно опосредовалась античной, средневековой и раннемодерной этнографией.  Особую роль при интерпретации инаковости Другого играла распространенная в раннее Новое время «теория развития народов от варварских к цивилизованным». 

Исследовательские кластеры на протяжении двух лет разрабатывали проблемы «древности» и «прошлого» Другого, имперского дискурса и культурных иерархий. На примере нарративов ряда европейских авторов удалось показать, что образ Другого был контекстуально обусловлен и зависел от политической ситуации и конкретных риторических целей текста. К примеру, прошлое «Другого» апроприировалось с целью легитимации территориальных притязаний. 

Описание Европейского Другого были эго-центричными. Остранение «Другого» происходило за счет выстраивания культурных иерархий и конструирования дистанции между обозревателем и Другим. Описывамое население зачастую описывалось варварским по природе, до сих пор пребывающим на более отсталом уровне по сравнению с народом обозревателя.  Зачастую инаковость была конфессионально окрашена. В то же самое время происходила дискурсивная «ассимиляция» Другого путем его интеграции в европейское этнографическое знание и порою обнаружение сходств между обозревателями и Другим.  





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.