Сергей Кадочников: «Предстоящий год будет прорывным»
1 сентября Питерская Вышка вместе со всей страной отмечает День знаний и приступает к занятиям. Об итогах приемной кампании — 2021 и планах на новый учебный год рассказывает директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Михайлович Кадочников.
Показатели качества приема
Буквально накануне мы официально завершили приемную кампанию для российских абитуриентов и уже сегодня начинаем очередной учебный год, первый для почти двух тысяч первокурсников бакалавриата и магистратуры Питерской Вышки.
Должен отметить, что завершившаяся приемная кампания, особенно в нынешних, уже второй год сохраняющихся онлайн-реалиях, была для нас очень успешной. И абитуриенты, и сотрудники приемной комиссии адаптировались к работе онлайн в электронной системе, освоили нормативные нововведения и все нюансы онлайн-подачи документов. С точки зрения статистики мы не только выполнили все контрольные цифры приема (КЦП), но и превысили их — студентами бакалавриата стали 1321 человек, еще 482 поступили в магистратуру, всего 1803 человека. Чуть позже к ним еще присоединятся иностранные студенты — для них прием продолжается до конца сентября, и в целом команда Питерской Вышки прирастет более чем на две тысячи новичков. Однако не только и даже не столько цифры выступают мерилом успеха.
У нас в этом году безусловный прорыв по олимпиадникам — ребята, поступившие в бакалавриат без вступительных испытаний, в том числе победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад из перечня, составили больше трети от общего количества поступивших на бюджетные места, тогда как раньше их было не более четверти. Для трех программ — «Востоковедение», «Филология» и «Политология и мировая политика» — нам даже пришлось запрашивать дополнительные места с финансированием за счет университета, бесплатные для поступающих, потому что олимпиадники заняли больше 75 % бюджетных мест и было важно иметь места для конкурсного отбора. В абсолютных цифрах без вступительных испытаний в Питерскую Вышку поступило 208 человек, а это больше восьми учебных групп.
Это очень хорошая история, отражающая результаты успешной целевой работы с определенным сегментом абитуриентов: с талантливыми детьми, привыкшими конкурировать за лучший выбор. Таким ребятам нужна особая команда равных, в которой они взаимодействуют, соотносят себя друг с другом и с окружающим миром, что-то делают сами для себя и вместе. И мы научились предлагать им особые продукты, в числе которых, например, Social Sciences Honours Track, позволяющий получать знания из разных социальных наук и предоставляющий потенциальную возможность перехода на другую образовательную программу. Такие продукты уникальны, и очень важно, что они востребованы, причем слава о них уже идет «из уст в уста», то есть об этих возможностях и результатах они сами рассказывают друг другу, а не только мы им — на днях открытых дверей.
В целом у нас восемь из тринадцати программ бакалавриата увеличили проходной балл, в результате средний балл зачисленных на бюджетные места составил 93,7, что добавило 0,9 к результату 2020 года.
Высокие минимальные и проходные баллы на бюджетные места приводят абитуриентов к выбору между обучением у нас со скидкой от 25 до 70 % или на бюджетных местах в абсолютном большинстве других вузов на сходных программах. В итоге средний балл зачисленных на платные места составил у нас 83,12, при этом в три раза, по сравнению с прошлым годом, возросло число желающих воспользоваться образовательным кредитом с государственной поддержкой (81 человек в этом году).
Кроме того, семь человек поступили в бакалавриат по программе «Социальный лифт», а системой ранних приглашений в магистратуру воспользовались 36 человек: 25 из них поступили на бюджетные места и 11 — на места за счет средств НИУ ВШЭ. Эти программы поддержки абитуриентов очень важны для нас, и радостно видеть, что они реально работают.
Образовательные программы: новые, традиционные, востребованные
В этом году у нас стартуют четыре новые программы: три магистерские — «Анализ данных для государства и общества» (за счет средств НИУ ВШЭ), «Вычислительная биология и биоинформатика» (совместно с компанией BIOCAD, с финансированием за счет компании), «Языковые технологии в бизнесе и образовании» (платная), а также одна бакалаврская — «Анализ данных в финансах» (платная).
Впервые открыв чисто коммерческие программы, на которых нет бюджетных мест, — «Анализ данных в финансах» и «Языковые технологии…» — мы сразу набрали на них студентов, при этом последняя стала одной из самых востребованных: учиться языковым технологиям захотели 17 человек при КЦП в 15. С моей точки зрения, это результат той междисциплинарности, к которой мы стремимся, которую последовательно реализуем в наших программах и проектах и о которой все время рассказываем. Эти программы обеспечивают кадрами новые сегменты бизнеса. Они связаны с ИТ-сектором, но все же они не про программирование, а про выход технологий в другие области — в язык и финансы.
Если говорить о программах, относительно традиционных для нас, то нужно выделить менеджмент. Программа бакалавриата «Международный бизнес и менеджмент» растет с каждым годом. Почему? У нее есть понятный международный рынок труда, естественными языками обучения здесь выступают русский и английский. Сегодня, когда физическая международность стала менее свободна ввиду закрытых границ, мы ищем для нее новые субституты, и здесь субститутом № 1 выступает знание языка и оттачивание навыка его использования в обучении и виртуальном общении, чтобы быть потенциально готовыми к любой возможной поездке. Благодаря интересу со стороны абитуриентов в этом году программа провела платный прием со значительным превышением плановых цифр (на 141 %). Кроме нее, показатели платного приема увеличили, превысив плановые цифры, бакалаврские программы «Дизайн», «Филология», «Юриспруденция».
Хочется также отметить, что другие программы демонстрируют не взрывной, но стабильный рост. Интерес абитуриентов вызвали магистерские программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» и «Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху». Внимание к программам бакалавриата и магистратуры у историков в числе прочего связано с использованием целой гаммы языков (не только английского, но и немецкого) для освоения больших профессиональных треков. Кроме того, историки первыми освоили ряд коллаборативных проектов с зарубежными университетами и заменили физическую мобильность виртуальным взаимодействием через совместные курсы. Положительное влияние международности особенно хорошо видно тогда, когда программы становятся из четырехлетних пятилетними — студентов это не пугает, потому что их время заполнено в числе прочего и международными проектами.
Планы и ориентиры
Бакалаврские и магистерские программы в рамках одного направления хорошо сосуществуют и развиваются. Сейчас у нас довольно успешно реализуется магистерская программа «Медиапроизводство и медиааналитика», и ближайшие планы я связываю с открытием программы бакалавриата по медиакоммуникациям — это понятный сегмент с огромным рынком, у нас давно есть в нем потребность, мы видим интерес абитуриентов и прогнозируем большой спрос, как на ОП «Дизайн». А для дизайна мы как раз будем открывать магистерскую программу и еще одну магистерскую — полностью онлайн. В московском и пермском кампусах Вышки уже реализуются онлайн-программы бакалавриата и магистратуры, мы тоже об этом думаем и в течение этого учебного года хотим оценить опыт коллег. Планируем двигаться в этом направлении и на будущий год открыть для начала одну магистерскую онлайн-программу на базе Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук.
В целом в образовательной сфере главным для нас является движение в сторону платформенных решений, обеспечивающих широкую базу подготовки и при этом персонализированный, индивидуальный выбор индивидуальных образовательных траекторий. Это происходит за счет того, что студент подключает к базовому набору, помимо майноров, целые модули, состоящие из комбинаций курсов широкого спектра из других программ и дисциплинарных направлений. По этой дороге, по которой чуть раньше двинулась наша магистратура, мы движемся в сторону совершенно новой жизни в бакалавриате. Уже скоро Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента (ШЭМ) первой из факультетов представит новый бакалавриат в формате объединенной программы по экономике и бизнесу (рабочее название “International Bachelor in Business and Economics”) вместо имеющихся трех. Это будет большая платформа, позволяющая сильно разнообразить образование на старших курсах за счет сочетания треков, в том числе из других школ кампуса.
Прошлый год стал годом осознания того, что мы можем изучать курсы, которые читают преподаватели других кампусов, теперь приходит осознание возможностей изучения курсов из других направлений подготовки, причем таких направлений может быть не одно за весь период обучения. Это случится не завтра, еще не в этом году, но внутри своей головы мы меняемся и тем самым движемся в сторону изменений образовательного сообщества. Предстоящий год будет прорывным в смысле «поменять голову», и как только мы ее «поменяем», осознаем удивительную логику и возможные эффекты от использования новой платформы, появится множество новых, совершенно невероятных инициатив.
Мы становимся все более тесно связанным кампусом, когда разные группы преподавателей, разные программы и разные студенты тесно взаимодействуют. В результате возникает много пересечений, много интеграции и много энергии.
Желаю всем студентам и преподавателям хорошего, плодотворного учебного года! Не уставайте пробовать себя в самом разном.
Кадочников Сергей Михайлович