«Social Sciences Honours Track позволяет выйти за рамки своей академической программы»
Social Sciences Honours Track — проект Школы социальных наук и востоковедения с углубленным обучением. Он помогает студентам расширить кругозор в области социальных наук. Редакция портала попросила участников трека поделиться впечатлениями о нём.
О треке
В Social Sciences Honours Track участвуют три образовательные программы Школы социальных наук и востоковедения: «Политология и мировая политика», «Социология и социальная информатика» и «Управление и аналитика в государственном секторе». Трек позволяет студентам получать знания из разных социальных наук, а также даёт возможности перейти на другую образовательную программу из числа участников — если есть желание.
Попасть на трек на первом курсе могут те ребята, которые поступают по результатам олимпиад или имеют самые высокие баллы ЕГЭ. Присоединиться к треку можно и в начале или середине второго курса, но нужна высокая успеваемость.
Преподаватели трека будут помогать студентам выстроить академическую карьеру. Также участие в треке даёт приоритетный доступ к международной мобильности и рекомендации в магистратуру. Подробнее о треке можно прочесть по ссылке.
Глеб Лычев, 1 курс, ОП «Политология и мировая политика»
Я решил поучаствовать в Social Sciences Honours Track, потому что он позволяет получить дополнительные теоретические и практические знания помимо обучения основной бакалаврской программе. Кроме того, участие в треке помогает проявить новые коммуникативные возможности, расширить кругозор и выйти за рамки учебного плана. Я проходил обучение по направлению «Введение в пространственный анализ».
На своём направлении трека я изучал различные программы и электронные ресурсы, с помощью которых можно анализировать пространственные данные. Кроме того, эти программы визуализируют результаты анализа статистики. Учебный план был хорошо структурирован. Мы двигались постепенно от одного сервиса к другому, у нас были задания на каждом занятии, а также более существенные — отдельно по каждому блоку. Очень важным стало финальное задание, которое собрало в себе весь пройденный материал и стало рефлексией всего курса. Занятия проходили в онлайн-формате через Microsoft Teams. Так нам было проще общаться с преподавателями и делиться материалами по учёбе.
Благодаря треку в первом полугодии я закрепил комплексные знания о социальных науках от политологии и социологии до менеджмента. В третьем и четвёртом модулях я ознакомился с пространственным анализом и научился использовать программы и на практике. Думаю, эти знания пригодятся мне для исследовательских работ и в личных целях — если мне нужно будет структурировать информацию.
Трек даёт много возможностей, которые достаточно важны для первокурсника. Во-первых, коммуникацию со студентами с других образовательных программ. Благодаря групповой работе можно посмотреть, как они подходят к выполнению тех же заданий. Во-вторых, новые знания помогают самостоятельно изучать новую дисциплину, если она интересна. Я продолжаю изучать возможности программ, с которыми познакомился на треке.
Трек поможет попробовать себя в чём-то новом, найти ещё одну сферу интересов или углубиться в то, что вас интересует на протяжении долгого времени. Я могу смело рекомендовать Social Sciences Honours Track как отличный курс для расширения собственного кругозора и получения новых инструментов для проведения исследований. Не стоит забывать о коммуникации со студентами с других образовательных программ и преподавателями, это очень важный элемент студенческой жизни.
Ян Талья, 1 курс, ОП «Социология и социальная информатика»
Про Social Sciences Honours Track я узнал ещё во время приёмной кампании: тогда об этом рассказывали на «Дне олимпиадника», дне открытых дверей ОП «Политология и мировая политика» и других мероприятиях. Меня заинтересовала возможность взглянуть на мир социального с помощью оптики разных социальных наук. Это и предопределило моё решение поучаствовать в программе.
Сложно говорить о конкретных направлениях программы, поскольку они довольно условны. Идея организаторов состояла в том, что дисциплины, которые можно выбрать во втором семестре первого курса и на втором курсе, соотносятся напрямую с с четырьмя ОП. Но в разных семестрах можно выбирать дисциплины разных программ. Единственное, что дисциплины своей программы выбирать нельзя. Во втором полугодии я изучал «Введение в пространственный анализ» от программы «Управление и аналитика в государственном секторе». Выбрал именно эту дисциплину, поскольку хотелось изучения чего-то более прикладного и связанного с анализом данных, а программа по политологии предложила дисциплину для тех, кому больше интересна теория.
Первый семестр трека был разнородным. Были выделены условные блоки — социологический, политологический и управленческий — в рамках которых преподаватели с разных образовательных программ предлагали посмотреть на мир под разными углами. Мы пытались ответить на вопросы о том, что такое общество и существует ли оно вообще, что такое государство и как оно появилось, как могут быть связаны между собой списывание в школе и коррупция и так далее.
Формат занятий менялся вместе с преподавателями и задачами, которые они ставили: иногда было уместно совместить лекцию и семинар, иногда нужно было провести обсуждение, а иногда — дебаты.
Во втором полугодии я изучал «Введение в пространственный анализ». Там практически каждое занятие состояло из небольшой вводной лекции по изучаемой теме и работы с данными на практике. Кроме того, я участвовал в дополнительной активности — общении с американскими студентами, изучающими русский язык и русскую культуру. При этом каждая группа студентов могла самостоятельно выбирать, когда и как часто проводить онлайн-встречи, о чем говорить и на каком языке.
Думаю, наиболее ценной для меня стала возможность изучить чужой опыт, которым делятся участники трека. Трек полезен для того, чтобы начать понимать мир шире, и к этому приводят дискуссии со студентами и преподавателями. Например, я по-другому взглянул на проблему академической нечестности в школе и университете, потому что это впоследствии может привести к увеличению уровня коррупции. Эта идея настолько увлекла меня, что я посвятил ей одну из работ на курсе «Академического письма» своей образовательной программы.
Также трек помогает развить soft skills среди доброжелательных людей. Трек развивает умение аргументировать свою точку зрения в устной и письменной речи. Он учит критическому мышлению и навыкам публичных выступлений. Это навыки, которые полезны в любой профессиональной деятельности.
Мария Игнатьева, 1 курс, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»
Изначально я подала заявку на отбор скорее из интереса к дополнительным учебным активностям: в начале года я ещё толком не знала о дополнительных программах Питерской Вышки для студентов с хорошей успеваемостью. Поскольку мне понравилось описание трека, я решила попробовать свои силы, а потом меня взяли на программу.
В начале года разделений на программы внутри трека не было, мы изучали блоки дисциплин с преподавателями трёх образовательных программ — «Социология и социальная информатика», «Политология и мировая политика» и «Управление и аналитика в государственном секторе». Во втором полугодии я выбрала «Введение в цифровые социальные исследования», где мы изучали поведение людей в соцсетях и учились проводить разные этапы социального исследования — от составления опроса и сбора данных до их анализа и оформления результатов.
Все занятия проходили в формате семинаров. Каждый участник мог задать все интересующие вопросы преподавателю, и благодаря этому я усваивала материал эффективнее. Помимо основных заданий нам давали литературу для дополнительного изучения, что помогало сильнее вникнуть в темы.
На треке я научилась творчески подходить к выполнению заданий. Кроме того, я поняла, что в современном мире нет одного правильного ответа на вопрос, если речь не идёт о математике. Одно и то же явление можно рассматривать с точки зрения разных наук и сфер общественной жизни, и каждый раз найдется новое объяснение ситуации. Это не значит, что какое-то из них неверное. Это знание помогло мне увереннее отвечать на вопросы и не бояться размышлять на тему. Я перестала думать о том, что мой ответ будет неверным, как, например, это было в школе. В результате я часто приходила к интересным выводам во время дискуссии.
Благодаря треку я смогла получить знания по тем темам, которые никогда не смогла бы изучить на своей программе. Так, например, мне была интересна тема социальных исследований, однако я не хотела заниматься этим на протяжении 4 лет обучения в бакалавриате. Трек дал мне возможность получить базовые знания из этой сферы, которые абсолютно точно могут пригодиться мне не только на основной образовательной программе, но и в целом в жизни
Также я смогла познакомиться с ребятами с других образовательных программ, частично переняла их знания и научилась под другим углом смотреть на вопросы, так как в зависимости от специализации у нас были разные подходы к анализу одной и той же информации
Что касается того, кому я бы посоветовала трек — думаю, он подходит не всем. Он идеален для ребят, которые замотивированы на получение новых знаний и расширение кругозора. Преподаватели иногда дают довольно объемные задания, и если студент изначально не готов вкладывать время и силы в изучение дополнительных направлений, он не получит удовольствия от занятий. Однако те, кто открыт к новым знаниям и готов вкладываться в свое развитие, получат бесценный опыт. Кроме того, трек позволяет в будущем перевестись на одну из образовательных программ, которая включена в учебный план курса. Это может быть приятным бонусом, если в какой-то момент обучения студент поймет, что его интересы изменились.
Ксения Клёнкина, 1 курс, ОП «Социология и социальная информатика»
Изначально я поступала в Питерскую Вышку с твёрдым решением, что нужно брать от вуза всё, поэтому я подала заявку на этот трек. Мне очень хотелось получить дополнительные знания, которые, возможно, пригодятся в будущем или просто помогут расширить кругозор. Более того, меня очень заинтересовали перспективы, которые предлагает трек на старших курсах — например, работа над собственным проектом. Поскольку сейчас меня больше интересует академическая социология, возможность научной публикации дополнительно мотивировала подать заявку. В рамках трека я проходила курс «Введение в пространственный анализ данных».
В начале года мы в основном беседовали на разные темы, посвященные обществу, политике, культуре. Каждое занятие у нас вёл новый преподаватель, который предлагал свою тему для обсуждения. Большая часть работы проходила в небольших группах. Затем наступил курс пространственного анализа. Два часа в неделю мы знакомились с новой программой, а также источниками данных, а к следующему уроку готовили собственный мини-проект. Например, моей финальной работой был анализ социально-экономического положения Чукотского АО с использованием таких программ, как GeoJSON и Mapbox Studio. Занятия были похожи на классические семинары, по ходу которых можно было задавать вопросы. Более того, они проходили в очень маленькой группе из десяти человек, поэтому работа получалась практически индивидуальная.
Благодаря своему основному курсу на треке я узнала, как понятно и наглядно представлять данные на карте и графиках. Также я познакомилась с абсолютно новыми для меня программами для анализа данных: NodeXL, Microsoft Power BI, ArcGIS Online и другими. Уверена, эти навыки пригодятся в будущем не только для курсовых, но и для других работ. Мне кажется, что умение переработать и наглядно презентовать информацию — универсальный навык, который пригодится везде.
Трек позволяет выйти за рамки своей академической программы и попробовать себя в чём-то новом. Я получила прикладные знания, которые я бы, наверное, никогда не изучила в свободное время. В треке стоит участвовать, потому что он помогает познакомиться с совершенно разными дисциплинами и получить новые для себя навыки. Будет достаточно трудно, но оно того стоит. Более того, трек — это коллектив единомышленников, которые хотят от себя и от вуза большего. А это всегда круто и приятно, когда тебя окружают такие же настроенные на работу и развитие люди.
Ирина Лозан, 1 курс, ОП «Политология и мировая политика»
Я решила записаться на Social Sciences Honours Track, потому что меня привлекла перспектива хотя бы немного познакомиться с дисциплинами других программ Школы социальных наук и востоковедения. Я подумала, что это будет полезно для меня в будущем — например, для академических работ. Также мне было интересно поработать с преподавателями трека.
В первом полугодии мы все вместе знакомились со всеми тремя направлениями: политологией, социологией и государственным управлением. Это было очень интересно, так как преподавательский состав трека просто отличный. Даже занятия по моей основной ОП открыли для меня много нового. В начале пары были небольшая теоретическая часть от преподавателя и обсуждение разных тем, а затем — работа в группах. Во втором полугодии мы выбирали отдельную дисциплину и занимались в группах каждое занятие.
Мне очень понравились занятия по социологии в первом полугодии. Они были полезны для расширения кругозора. Также было очень здорово, что мы узнали о технологиях проведения социологических исследований. Даниил Александрович Александров, наш преподаватель, часто приводил примеры из личного опыта, поэтому занятия были очень оживлёнными.
Я считаю, что трек полезен всем любознательным студентам, которые хотят по максимуму использовать возможности Питерской Вышки. Хочу заметить, что занятия на треке прибавляют академическую нагрузку, поэтому трек стоит выбирать тем, кто готов тратить дополнительные вечерние часы на учебу.
Подать документы в бакалавриат Питерской Вышки можно до 29 июля через личный кабинет абитуриента. Подробная информация для поступающих доступна по ссылке.
Александров Даниил Александрович
Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки": Заведующий лабораторией