Молодежь, большие данные и исследовательская свобода — все о магистратуре «Современный социальный анализ»
На магистерской программе «Современный социальный анализ» можно освоить программирование, начать научную карьеру в Gender Studies или заняться аналитикой, PR и рекламой. Студенты участвуют в исследовательских проектах, организуют работу дискуссионных клубов, стажируются в лабораториях и ездят в экспедиции. Команда программы рассказывает о возможностях обучения.
Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.
Магистратура для всех
Магистерская программа «Современный социальный анализ» принимает бакалавров любой специальности и дает им возможность за два года получить магистерскую степень по направлению «Социология». Одно из главных преимуществ программы — тесная связь с прикладными социологическими исследованиями. Преподаватели магистратуры — действующие научные сотрудники лабораторий. Благодаря этому студенты узнают о самых новых и актуальных научных исследованиях, в том числе из международных проектов.
Обучение на программе построено не на чтении учебников, а на анализе и обсуждении научных статей русско- и англоязычных авторов. На семинарах с преподавателями магистранты разбирают различные социологические темы, учатся думать и создавать собственные научные проекты и тексты.
Часть дисциплин, особенно на втором году обучения, преподается на английском языке. Такое обучение помогает студентам быстрее погрузиться в мир исследований, где большая часть академических источников написаны именно на английском. Студенты углубляют знания по предметам и узнают о новых достижениях исследователей со всего мира. Хорошее знание английского после магистратуры открывает новые возможности не только для академической карьеры, но и для работы в бизнес-сфере. Если при поступлении у студента не очень сильный английский, он может пройти интенсивный адаптационный языковой курс на первом курсе в первом модуле.
Важная часть учебы на программе — работа над собственным исследовательским проектом. Студенты свободны в выборе тем магистерских диссертаций и курсовых работ. Они могут выбрать собственную тему или включиться в работу над действующими исследовательскими проектами НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, например, в Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ), Лаборатории социальной и когнитивной информатики (SCILA), Центре молодежных исследований (ЦМИ), а также Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» (СЛОН).
Два трека магистерской программы
Ключевой особенностью программы является выбор студентом одного из двух образовательных треков.
Первый семестр студенты изучают базовые дисциплины программы, например, социологическую теорию, а также введение в качественные и количественные методы исследований. Затем к общим курсам добавляются профильные дисциплины треков магистратуры: «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных». Научно-исследовательский семинар на каждом треке начинается с первого месяца учебы.
Разделение на направления позволяет студентам углубить знания в области качественной или количественной социологии. Трек «Аналитика социальных данных» посвящен анализу больших данных и изучению количественных методов. Его поддерживают три лаборатории: ЛССИ, СЛОН и SCILA. В процессе обучения студенты овладевают языками программирования с нуля: Python — для сбора данных, сетевого анализа и машинного обучения, R — для статистического анализа и визуализации; проходят такие дисциплины, как многоуровневое моделирование, моделирование структурными уравнениями, исследования социального неравенства и управление исследованиями. Трек координирует Анна Александровна Широканова.
Анна Александровна Широканова, заместитель академического руководителя программы и старший научный сотрудник ЛССИ:
На треке «Аналитика социальных данных» студенты изучают, как с помощью современных методов и инструментов собирать и анализировать данные опросов, интернет-данные и данные социальных сетей. Студенты осваивают R и Python, статистику и машинное обучение в объеме, необходимом сегодня для сбора, анализа и визуализации данных как в академии, так и в индустрии. Прикладные проекты и занятия ведут научные сотрудники международных лабораторий. Поэтому студенты учатся, как правильно формулировать исследовательские гипотезы, делать надежные выводы на основе количественных данных и визуализировать результаты таких исследований для различной аудитории, то есть получают основы современной дата-аналитики с сильной научной базой.
Трек «Социальный анализ молодежи» сфокусирован на изучении и обсуждении аспектов жизни молодежи. Особое внимание на треке уделяется исследованию гендера, идентичностей и солидарностей, субкультур, поколенческих трансформаций и молодежных культурных сцен. Магистранты получают навыки проведения качественных исследований — от сбора данных с помощью интервью или этнографии до методов анализа, таких как дискурс-анализ, визуальный анализ и обоснованная теория. Координирует трек Надежда Андреевна Нартова.
Надежда Андреевна Нартова, заместитель академического руководителя программы и старший научный сотрудник ЦМИ:
Наш трек для рефлексивных абитуриентов, для тех, кто хочет видеть разные опыты, способы проживания, идентичности, понимать ценности других людей. Ключевой фокус трека — молодежные исследования. Будущих магистрантов будут ждать курсы по молодежным культурам, стилям жизни, рынку труда, поколенческим различиям, телесности, гендеру, курсы по социологии детства и подростковости. Также трек ориентирован на качественные исследования — для нас социология немыслима без людей. Мы учим, как проводить исследования полного цикла: от разработки инструментария, проведения интервью, кодирования в NVivo и QDA Miner до анализа полученных данных. Обучение на треке связано с постоянной исследовательской практикой, мы отрываемся от компьютеров и уходим в социологические поля. Такая практика дает необходимые компетенции, начиная от узкопрофессиональных и заканчивая ключевыми soft skills. Рынок труда сегодня гибкий и нестабильный, важно и нужно уметь разговаривать с людьми, быстро принимать решения, быть креативным. Поэтому полученные на нашем треке знания и навыки пригодятся как тем, кто хочет заниматься академической карьерой и социологией молодежи, так и тем, кто хочет стать профессионалами в государственном управлении, в бизнесе, заниматься маркетинговыми и UX-исследованиями, а также работать в сфере HR.
Большинство преподавателей трека работают в Центре молодежных исследований — одном из ключевых научных центров по качественным методам, гендерной повестке и Youth Studies в России.
О впечатлениях от обучения на том или ином треке рассказывают сами студенты.
Научная траектория
С этого года к имеющимся трекам, которые будут иметь больше проектов и считаться прикладными, добавится академическое направление для сильнейших студентов, планирующих свой дальнейший путь в академической среде, в том числе поступление в аспирантуру. Таких студентов будет не более трех человек, их отбор произойдет в сентябре. Эти студенты содержательно будут обучаться на одном из двух треков, однако у них будет больше дисциплин и нагрузки в курсах, связанных с написанием курсовых, выпускных работ и публикаций. Им также будут предоставлены дополнительные возможности для построения академической карьерной траектории. Наставником студентов, отобранных на академическую траекторию, будет академический руководитель программы Елена Леонидовна Омельченко.
Елена Леонидовна Омельченко, академический руководитель МП «Современный социальный анализ», директор ЦМИ, профессор департамента социологии:
Академическая траектория, которую я лично курирую, не исключает обучения по трекам, то есть при поступлении каждый студент попадает либо на трек «Социальный анализ молодежи», либо на «Аналитику социальных данных», и уже среди них будет несколько ребят, включенных в академическую траекторию на основании собеседования и настроенных на построение академической карьеры.
Независимо от выбранного трека, важной дисциплиной на протяжении всего обучения студентов остается научно-исследовательский семинар. На нем магистранты прорабатывают темы своих магистерских работ, обсуждают процесс написания диссертаций с преподавателями и однокурсниками, а также делятся опытом проведения исследований в разных полях.
Вебинар магистерской программы «Современный социальный анализ»
О проектной деятельности и дисциплинах по выбору
Проектная деятельность — обязательная часть обучения в Высшей школе экономики в целом и на программе в частности. Магистранты получают рекомендованный список проектов, в которых могут принять участие – в основном это исследовательские проекты, которые помогут развить навыки обработки и анализа данных, а также отработать мастерство презентации и работы с текстом. Кроме научного направления, они могут заняться организационной или творческой деятельностью – например, в Дискуссионном клубе «18 +/-» или Студии документального кино и фотографии.
Студенты магистратуры Вышки могут также формировать свою траекторию обучения с помощью дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула – они называются МАГОЛЕГО, насчитывают несколько десятков курсов от цифровой экономики до медиаграмотности и основ практической психологии и позволяют индивидуализировать учебный план, прокачать soft skills и найти единомышленников с других образовательных программ.
Стажировки и экспедиции
Программа предлагает студентам полноценно погрузиться в исследовательскую атмосферу и стать стажерами лабораторий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Елена Леонидовна Омельченко: «Лаборатории и центры департамента социологии с самого начала первого курса готовы сотрудничать с магистрантами и принимать их к себе в коллективы: сначала на волонтерских началах, а потом в качестве стажеров-исследователей. Деятельность лабораторий не пересекается, что позволяет исследовательским структурам кооперироваться и привлекать магистрантов с разными научными интересами».
Однако, чтобы попробовать себя в роли исследователя, не обязательно идти стажером в лабораторию. В рамках проекта НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» студенты программы могут отправиться в экспедиции вместе с другими преподавателями и учащимися кампуса. Участники экспедиций изучают регионы России и проводят полевые исследования.
В 2019 году магистранты трека «Социальный анализ молодежи» побывали в Хельсинки в рамках образовательной поездки «Молодежь и устойчивое развитие: опыт Финляндии». Экспедиционная команда магистратуры в 2020 году ездила в Воркуту и Владивосток. По результатам исследований в Воркуте участники проекта создали фотовыставку для корпуса Питерской Вышки на Кантемировской ул., а итоги изучения молодежных культур во Владивостоке магистранты оформили в электронном буклете.
О формате обучения
Студенты программы «Современный социальный анализ» учатся два года очно, при этом многие совмещают работу и учебу. Пары проходят вечером, примерно с 18 часов в среднем пять раз в неделю, в корпусе на набережной канала Грибоедова, а научно-исследовательские семинары – в корпусе научных лабораторий на ул. Седова. Обучение ведется на русском и английском языках.
Посмотреть материал об итогах Зимней школы, презентации программы и встрече с выпускниками можно здесь. Задать вопросы о поступлении и образовательной программе можно по телефону Контакт-центра Питерской Вышки +7 (812) 980-00-30, а также в группе МП «Современный социальный анализ» во «ВКонтакте».
Материал подготовили студентки 2-го курса
магистерской программы «Современный социальный анализ»
Мария Немарова и Дарья Петрунина
и выпускница программы и стажер-исследователь ЦМИ
Екатерина Гладченко
Нартова Надежда Андреевна
Старший научный сотрудник Центра молодежных исследований
Омельченко Елена Леонидовна
Академический руководитель программы «Современный социальный анализ»
Широканова Анна Александровна
Старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований