«Я сильно прокачала свои скиллы»: работа в СЛОНе глазами стажера-исследователя
В научных лабораториях и центрах Питерской Вышки работают не только опытные ученые. К работе над проектами активно привлекают студентов кампуса, которые становятся стажерами-исследователями. Студентка 1-го курса магистратуры «Современный социальный анализ» Валентина Носырева рассказала о своем опыте работы в научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки», важности экспедиций и неформальной атмосфере в коллективе.
Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки» Питерской Вышки (сокращенно — СЛОН) работает уже более 10 лет. Руководит лабораторией ординарный профессор НИУ ВШЭ Даниил Александрович Александров. Сотрудники лаборатории исследуют школьное образование, поведение подростков и занимаются социальной информатикой. Например, в рамках проекта «Рисковое поведение и здоровье подростков» исследователи изучают, как тревожные состояния, агрессия, а также употребление алкоголя и курение влияют на успеваемость подростков и их отношения с окружением. В 2018 году лаборатория организовала проект «Профессиональная ориентация школьников в Санкт-Петербурге», а также исследовала социально-психологический климат в школах Калужской области. По результатам исследований сотрудникики выпускают монографии и брошюры. Узнать больше о проектах СЛОНа можно на сайте лаборатории в разделе основных направлений исследований.
В лаборатории 18 из 29 сотрудников — стажеры-исследователи, студенты разных курсов бакалавриата и магистратуры. Один из главных принципов СЛОНа — активное привлечение студентов к участию в исследованиях на разных этапах: от работы с социологической литературой до сбора данных и их последующего анализа. За актуальными вакансиями, анонсами мероприятий и другой информацией о деятельности лаборатории можно следить на сайте СЛОНа или в группе лаборатории во «ВКонтакте».
О начале работы в лаборатории
Про лабораторию я узнала еще когда училась на первом курсе ОП «Социология и социальная информатика» и искала место для прохождения практики. Одна из моих одногруппниц скинула информацию, что СЛОН ищет студентов, которые могли бы помочь другим студентам более старших курсов на интервью в школах. Я поучаствовала в исследовательских выходах в поле всего пару раз, но после этого все свои учебные практики провела в СЛОНе.
Работать в лаборатории я начала на третьем курсе. В самом начале моя деятельность была как у студентов-практикантов: я занималась наблюдениями, брала интервью. Вдобавок к этому я была больше вовлечена в проектную деятельность лаборатории. На четвертом курсе я начала больше работать с данными, которые мне предоставляли для анализа. Сейчас я по большей части собираю данные для лаборатории по теме исследований образования и гендера.
О задачах стажеров-исследователей
У стажеров-исследователей есть два основных вида деятельности. Мы помогаем анализировать данные более старшим коллегам и сами собираем данные. Ходим по школам и колледжам, раздаем опросники, берем интервью, представляем лабораторию, чтобы люди понимали, от чьего лица мы это все делаем.
Задачи могут разниться в зависимости от исследовательских интересов. Для этого у нас есть общие обсуждения проектов. Мы делаем что-то по интересующей нас теме и потом защищаем это в формате презентации. Сейчас мои основные задачи сосредоточены вокруг курсовой работы.
О взаимоотношениях со старшими коллегами
Здорово, что по разным рабочим вопросам можно консультироваться не только с научным руководителем, но и с другими исследователями лаборатории. Например свои курсовые работы и диплом я обсуждала с заведующим лаборатории Даниилом Александровичем Александровым.
Мне нравится, что к стажерам-исследователям относятся как к коллегам: с нами считаются, а мы помогаем, когда нужно, и делаем свою работу.
Об экспедициях
Мне очень нравится, что в лаборатории есть возможость почти каждый год поучаствовать в экспедиции. Экспедиции — это и исследовательская практика, и регулярная полевая работа. Во время экспедиций учишься собирать данные и их анализировать. У всех экспедиций примерно одна и та же структура: днем выходишь в поле, а вечером составляешь небольшой отчет о том, что ты делал, что заметил, что для себя выявил. К сожалению, я ездила в экспедицию только на 3-м курсе, но всего за один выезд длиной в 2 недели я сильно прокачала свои скиллы.
О неформальной атмосфере в лаборатории
У нас в лаборатории очень много молодых ребят, тоже стажеров-исследователей. Между нами сложилось максимально дружелюбное общение: все друг друга поддерживают, помогают в работе. Всегда можно обсудить свое исследование, либо помочь кому-то, дать совет. Это классно.
На собраниях довольно дружелюбно, атмосферно. Недавно у нас было онланй-собрание на платформе Zoom. На нем и стажеры-исследователи, и более старшие коллеги беспокоятся друг о друге, советуют, как лучше вести себя во время самоизоляции и карантина, как делать маски и антисептики своими руками. Прям чувствуется такая забота.
Мы в лаборатории также праздновали Новый год: устраивали Тайного Санту, собрали общий стол с разной вкусной едой, а одна из исследовательниц организовала коллективные игры и развлечения. Было здорово!
Материал подготовила студентка 1-го курса магистерской программы
«Современный социальный анализ»
Мария Немарова
Александров Даниил Александрович
Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки": Заведующий лабораторией
Носырева Валентина Валерьевна
Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки": Стажер-исследователь