• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большие данные или молодежные исследования? Все о треках магистерской программы “Современный социальный анализ”

Студенты рассказывают о своих впечатлениях о программе "Современный социальный анализ".

Большие данные или молодежные исследования? Все о треках магистерской программы “Современный социальный анализ”

Одно из главных преимуществ магистерской программы “Современный социальный анализ” – возможность выбрать трек (направление обучения). Мы попросили студентов программы рассказать о плюсах разделения на треки, любимых предметах и практических навыках, которые они приобрели за первый год обучения.

Разделение на треки “Социальный анализ молодежи” или “Аналитика социальных данных” появилось два года назад и действует по сей день. Выбор направления происходит в первом модуле первого курса. Вне зависимости от трека в начале обучения студенты посещают общие адаптационные курсы, осваивают как качественные, так и количественные методы исследований. Раздельное обучение начинается со второго семестра.

Обучение на треке “Социальный анализ молодежи” базируется на качественной методологии, специализация – молодежные исследования. Трек координирует Нартова Надежда Андреевна, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований

Студенты изучают демографию, молодежные субкультуры, сцены и солидарности, методы анализа качественных данных и молодежную политику. Особое внимание уделяется исследовательской практике: в рамках научно-исследовательского семинара студенты обсуждают с преподавателями опыт проведения собственных качественных исследований.

Трек “Аналитика социальных данных” фокусируется на количественной методологии и работе с большими данными. С нового учебного года координатором трека станет Широканова Анна Александровна — старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований.

На треке учат собирать, анализировать и интерпретировать количественные данные. Студенты изучают машинное обучение, языки программирования R и Python, регрессионный анализ и моделирование структурными уравнениями. В рамках научно-исследовательского семинара студенты оттачивают навыки работы над собственными исследовательскими проектами.

Ознакомиться с интервью координаторов треков можно здесь

Тася Арсирий

Тася Арсирий, трек “Аналитика социальных данных”

В бакалавриате я занималась качественными методами. На 4 курсе во время подготовки к ГОСам поняла, что количественные методы – это тоже очень интересно. В итоге выбрала трек “Аналитика социальных данных”. За первый семестр я почувствовала ощутимый прирост в знаниях, и уже в 3 модуле была учебной ассистенткой у бакалавров 4 курса по анализу данных. 

Разделение на треки в магистратуре – это полезно. Ты знаешь, чем хочешь заниматься, у тебя есть сфера научных интересов. Трек предоставляет возможность углубленно заниматься тем, что нравится. 

Я ожидала, что учиться будет тяжело, но меня все устраивает. В первом семестре мы разбирались в R, во втором учились строить сложные модели в нем. Плюс ко всему, нас учили азам SQL и Python. Основы языков преподаются настолько хорошо, что дальнейшее самостоятельное обучение становится простым. 

Курс социологической теории от Даниила Александровича Александрова помог мне понять, как связаны теория и практика и как наука работает в реальной жизни за пределами стен университета. Также у нас есть замечательный курс по построению сетевого анализа.

Все полученные знания можно и нужно применять на практике. Есть шанс попасть в классную компанию с помощью учебной деятельности. У нашего трека есть совместный проект с JetBrains, после окончания которого нам предложили пройти стажировку. 

Я сейчас не работаю, так как на втором курсе уеду в Италию по программе двойного диплома. Конкурс ведется только среди студентов “Современного социального анализа”, так что выиграть несложно. Мне кажется, это классная возможность, потому что на выходе будут два диплома: ВШЭ и Университета Тренто. И то, и другое хороший вклад в будущее. 

Лада Шильникова

Лада Шильникова, трек “Социальный анализ молодежи”

Работа с большими данными – это точно не для меня, поэтому выбор качественного трека был очевиден. Мне нравится проводить качественные исследования, особенно полевая работа: этнография, интервью, наблюдение. Плюс ко всему, еще во время учебы в бакалавриате я немного изучала социологию молодежи, поэтому была знакома с трудами Елены Леонидовны Омельченко и других сотрудников лаборатории. Мне хотелось учиться именно у них.

Мне нравится разделение на треки, но при этом здорово, что у всех в начале обучения были адаптационные курсы и по качественным, и по количественным методам. Знание основ количественного анализа помогло мне при чтении книги В.В. Радаева “Миллениалы: Как меняется российское общество”. Проще воспринимать информацию, когда знаешь, что такое p-value, например. 

Наши преподаватели – это настоящие профессионалы и активно публикующиеся исследователи. Я думаю, это важно, потому что качественная методология предполагает много тонких нюансов. Получается, мы можем получить советы непосредственно от людей с большим опытом полевой работы. Изучение теоретических рамок, через призму которых можно смотреть на собранные данные, тоже очень важно. Качественный трек больше заточен на получение практических навыков, но и теория преподается на высоком уровне. 

В этом году было много исследовательских проектов, где нам нужно было брать интервью в сложнодоступном поле или делать групповое исследование, а потом представлять результаты. Это настоящая эмпирическая практика и возможность учиться на собственном опыте.

В целом у нас на треке много уважения, толерантности, свободы. Преподаватели стараются выстраивать горизонтальные отношения со студентами, прислушиваться к нашим мнениям. Для меня и многих моих однокурсников это очень важно. С одногруппниками быстро сложились теплые дружеские отношения. Эта атмосфера сохранилась даже после перехода в онлайн-формат, но я все равно с нетерпением жду, когда можно будет со всеми увидеться в стенах университета.

Александр Фатехов

Александр Фатехов, трек “Аналитика социальных данных”

Я выбрал трек “Аналитика социальных данных”, потому что душа к этому лежит. Когда я посмотрел, какие дисциплины проходят студенты на количественном треке, то, прямо скажем, очаровался. Понял, что это отличный шанс освоить количественные методы анализа на высоком уровне.

Наиболее сложным было и остается обилие проектов и возможностей исследовать то, что интересно. Хочется как можно больше успеть и сделать, не всегда получается равномерно распределить силы, а это очень важно. В учебу надо вкладывать много сил и быстро вникать в происходящее, особенно, если не знаешь базовые вещи. К 3 модулю уже можно спокойно адаптироваться, хотя расслабляться все равно некогда.

Мне нравится разделение на треки. Классно, что у студентов есть возможность выбирать то, что им ближе. При этом в первом семестре есть общие адаптационные курсы, которые частично компенсируют недостаток знаний в том или ином направлении. Я слабо представлял, что такое качественные методы, а когда познакомился с ними, понял, что это тоже может быть увлекательно.

Если работать по специальности, то все навыки, которые получаешь во время обучения, пригодятся в будущем. Мой любимый курс – это “Основы баз данных”. Благодаря нему я нашел работу SQL-аналитиком и на практике применяю все, чему научился. 

Елизавета Балацюк

Елизавета Балацюк, трек “Социальный анализ молодежи”

Было не сложно адаптироваться, так как по бакалаврскому образованию я историк. Мне нравится читать книги и анализировать текстовую информацию. Основная трудность состояла в том, что я не владела социологическими теориями, но, как я уже сказала, чтение меня не пугает. 

В процессе адаптации очень помог курс “Современная социологическая теория” с Надеждой Андреевной Нартовой. Мы читали много интересного и еще больше обсуждали, делились впечатлениями. Также запомнился курс по качественному анализу данных с Яной Николаевной Крупец. Мне кажется, многое зависит от преподавателей: их подхода и к людям, и к обучению.

Разделение на треки – это логично и продуманно. Качественный и количественный подходы очень отличаются методологически. Мне кажется, если бы не было разделения, был бы перегруз информацией, а не баланс. Слишком много всего пришлось бы охватить за 2 года.

Благодаря учебе я поняла, что мне нравится работать с людьми. Я могу брать интервью у представителей разных сообществ, частью которых не являюсь. За этот год я стала более открытой к новым контактам и поняла, что работа в команде иногда может быть полезнее и эффективнее индивидуальной. 

Будущим студентам я бы посоветовала запастись терпением и свободным временем, большую часть из которого придется тратить на учебу. Не переживайте сильно, потому что у нас на треке очень уютная и доброжелательная атмосфера. А еще можно заниматься любой темой, которая вам интересна. Например, я писала курсовую на тему "Конструирование идентичности верующего негетеросексуальной молодежи Санкт-Петербурга". Удачи вам!

Не стесняйтесь задавать свои вопросы о поступлении и обучении в группе ВКонтакте. Регистрируйтесь на онлайн-консультацию, которая пройдет 22 июля с 17 до 18 часов, и задайте вопросы непосредственно преподавателям и членами приемной комиссии. Зарегистрироваться можно по ссылке.

Материал подготовили
Немарова Мария и Петрунина Дарья