• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работа в Международной лаборатории социальной и когнитивной информатики глазами стажера-исследователя

Студентка 3-го курса ОП «Социология и социальная информатика» Анна Мороз работает стажером-исследователем в Международной лаборатории социальной и когнитивной информатики. Анна рассказывает о своем опыте трудоустройства, совмещении занятости в проектах с учебой и дружеской атмосфере в коллективе.

Из архива Анны Мороз

Из архива Анны Мороз

Лаборатория социальной и когнитивной информатики (сокращенно — СКИЛа) была основана в ноябре 2019 года на базе Лаборатории интернет-исследований (сокращенно —ЛИНИС). С момента основания она получила статус международной. Заведующей СКИЛа является Кольцова Олеся Юрьевна. В лаборатории занимаются в основном количественными и интернет-исследованиями, например, недавно завершился эксперимент, посвященный фейковым новостям в соцсетях.

Ознакомиться с информацией о лаборатории, а также узнать об актуальных проектах и новостях можно на сайте СКИЛа и в группе лаборатории во «ВКонтакте».

О пути в лабораторию

Я сейчас учусь на 3-м курсе бакалавриата программы «Социология и социальная информатика». Где-то до середины 2-го курса я не совсем понимала, чем буду заниматься, когда закончу университет. Потом у нас начался анализ данных, мне это понравилось, было интересно разбираться в коде. Я решила, что хочу развиваться в этой сфере.

На 2-м курсе я участвовала в работе Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки», ездила в экспедицию в Калужскую область, изучала буллинг в школах. Пыталась пристроиться к проектам в лаборатории, но им на тот момент не нужна была помощь в количественных исследованиях, которыми я увлекаюсь. Поэтому я начала больше присматриваться к Лаборатории интернет-исследований. К тому же тематика их исследований была мне ближе.

Я посмотрела сайт лаборатории и заинтересовалась еще сильнее. Решила, что хочу закрепить свои навыки анализа данных и вдобавок узнать новое и чему-то научиться. Плюс ко всему, исследования Интернета были мне интересны. Но сразу устроиться стажером не получилось. Я приходила в лабораторию, общалась с младшим научным сотрудником Ядвигой Эдуардовной Синявской о том, чем я хочу заниматься, что мне интересно. Где-то в конце августа мне дали небольшое задание, связанное с текстами и тематическим моделированием.

Иногда я появлялась на летучках лаборатории, когда меня приглашали. В тот же период у лаборатории появилась идея реализовать один проект, связанный с социальным почерком людей в соцсетях. Мне как раз хотелось поработать с сетевыми данными, и мы условились, что периодически меня будут подключать к проекту. К сожалению, возникли некоторые трудности, поэтому работу над проектом пришлось отложить.

Потом пришло время решать, что делать с курсовой работой: кто будет моим научным руководителем, какую выбрать тему, где брать данные и так далее. Я пришла в лабораторию узнать, нет ли у них данных по репостам «ВКонтакте», так как мне захотелось изучать каскады распространения информации. И данные нашлись! Моим руководителем стал Сергей Николаевич Кольцов. Так я на полгода погрузилась в работу над курсовой, часто появляясь в лаборатории.

Где-то в начале 2020 года мне сказали, что начинается работа над сетевым проектом, куда меня изначально хотели включить, и предложили официально устроить в лабораторию. На тот момент, это уже была Международная лаборатория социальной и когнитивной информатики. В рамках проекта, связанного с моей курсовой, планировалось исследование распространения информации и построение диффузионной модели. Мой научный руководитель предложил поучаствовать в нем, помочь запрограммировать модель. Так как мне были очень интересны данные и сама тема, я этим загорелась и согласилась. Можно сказать, что этот проект был моей основной задачей с января по март. Потом нагрянул карантин, работа продолжилась, но недавно мне сообщили, что проект временно приостанавливается. Все силы лаборатории сейчас направлены на другие проекты, один из которых связан с определением сентимента высказывания ВКонтакте. Там идет работа с нейронными сетями и анализом текстов.

О работе стажера-исследователя

К настоящему моменту неформально я задействована в лаборатории полгода — с конца августа. Официально, как сотрудник, я числюсь не так долго — где-то три месяца. Возьмут тебя стажером или нет зависит от того, какими знаниями и умениями ты обладаешь. Еще важную роль играет большое желание стать частью лаборатории: нужно приходить, напоминать о себе.

Задачи зависят от того, в каком проекте ты задействован. Например, я сейчас в двух проектах. Для одного пишу статью, которая пойдет на конференцию. В другом проекте я работаю с данными: агрегирую их, запускаю под них скрипты, пакеты. Иногда могут дать здание поискать и почитать литературу или посмотреть, какие уже есть наработки по проекту и проанализировать их.

Мне нравится, что мои задачи направлены на получение новых знаний и опыта. Вдобавок к этому, я получаю удовольствие от процесса. Могу привести в пример один хорошо запомнившийся момент. Основной язык, на котором я пишу, — это R. Но для того, чтобы работать под одним из проектов, нужно знать Python на определенном уровне. В данных, с которыми я работала, были пропуски, которые надо было заполнить. Мой научный руководитель тогда сказал сделать это именно на Python, потому что у него уже был готовый скрипт и оставалось только привести данные в нужный вид, чтобы запустить его. Я помню, как провозилась с этим часов пять, потому что у меня знания о Python тогда были на самом базовом уровне.

У нас есть специальная комната, где стоят сервара для работы с большими объемами данных на мощных компьютерах. И вот я сидела в этой маленькой комнатке, считала, пыталась найти, как сделать то, это, гуглила. Время от времени заходил Сергей Николаевич и говорил: «Ну, давайте вы еще немного поищете, а потом я скину готовое решение, если не получится». И вот спустя время он снова заходит, говорит, что скинул, а я к нему поворачиваюсь и говорю: «А я сама сделала». Я тогда очень обрадовалась, что справилась.

Радует и то, что при распределении задач считаются с моими пожеланиями. Если я хочу заниматься анализом данных, мне стараются давать задания именно в этой области. Хотя у такого подхода есть и обратная сторона: работа, подходящая под мои желания, есть не всегда, и периодами я могу просто ничем не заниматься.

Фото из архива ЛИНИС

По взаимодействию с коллегами мне все нравится. Сотрудники лаборатории всегда готовы прийти на помощь. Мне нравится неформальная обстановка, которая обычно бывает на летучках, когда мы вроде как важные вещи обсуждаем, организационные моменты, но при этом запросто шутим. На обед мы ходим всей лабораторией, можем сидеть и разговаривать о чем-то, не связанном с работой. Это здорово.

Материал подготовила студентка 1-го курса

магистерской программы «Современный социальный анализ»
Мария Немарова