• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работа мечты: Центр молодежных исследований глазами стажера

Программа «Современный социальный анализ» выпускает серию статей о научно-исследовательских лабораториях, в которых стажируются магистранты. В этом материале студентка программы и стажер-исследователь Екатерина Гладченко рассказывает про Центр молодежных исследований, «социологический вайб» и свою работу.

Работа мечты: Центр молодежных исследований глазами стажера

Фото © Мария Немарова

Узнать подробнее о программе «Современный социальный анализ» можно на ее странице. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Центр молодежных исследований (далее — ЦМИ) — это, с одной стороны, научно-исследовательский центр, а с другой – научно-учебное пространство и площадка для творческого сотрудничества опытных исследователей и студентов из разных университетов и стран.

ЦМИ проводит как фундаментальные, так и прикладные социологические и междисциплинарные исследования, связанные с молодежью. В фокусе исследовательских работ – молодежные солидарности, потребительские практики, трудовые карьеры, гражданственность, социальный активизм, городские молодежные пространства, телесные идентичности и гендерные режимы, молодые мигранты, этничность и религия.

Фото © Мария Немарова

Отдельным направлением деятельности центра является съемка документальных социологических фильмов в исследовательских проектах. Производство визуального образа — важная часть научно-исследовательской деятельности ЦМИ. Также лаборатория поддерживает студенческие проекты, например, Дискуссионный клуб «18+/-».

ЦМИ руководит Омельченко Елена Леонидовна. В 2019 году центру исполнилось 10 лет. По случаю десятилетия лаборатории сотрудники выпустили юбилейный буклет, в котором рассказали о проектах и жизни ЦМИ.

Фото © Тамара Кузьминова

Каждый год ЦМИ проводит набор стажеров-исследователей среди студентов бакалавриата и магистратуры. Это отличная возможность для учащихся окунуться в реальные исследовательские проекты и получить опыт в академической среде.

Мы пообщались с магистранткой второго курса программы «Современный социальный анализ», Гладченко Катей, которая с сентября 2019 года является стажером-исследователем ЦМИ. Ее путь в лабораторию немного отличается от привычного для всех студентов. В интервью она рассказала не только о своей работе, но и о ценностях и взаимоотношениях внутри коллектива.

Екатерина Гладченко
Фото © Дарья Петрунина
Катя, расскажи, как и когда ты попала в ЦМИ?

Когда я поступила и только услышала о лабораториях, я очень загорелась в них поработать, потому что здесь в твоих руках реальная социология, поле, ты что-то делаешь, и это кардинально отличается от того, что было на бакалавриате.

Но на первом курсе из-за переезда, нового вуза и города мне было тяжело учиться, поэтому я поставила своей задачей закрытие долгов и даже не интересовалась, что нужно, чтобы стать стажером-исследователем.

Во втором полугодии я хорошо проявляла себя на семинарах, лекциях, запомнилась преподавателям, старалась работать качественно, и в конце весны ЦМИ срочно понадобилась помощь — вбить около 250 анкет. Поскольку я уже показала себя, как человека здравомыслящего и ответственного, ко мне обратилась Елена Леонидовна. Она спросила: «Поможешь?». Я сказала: «Да, помогу» — и все.

Это еще не история о том, как я попала в ЦМИ. Но, мне кажется, это сыграло свою роль, потому что очень важно быть готовым помочь, взаимодействовать, подставить плечо. Вообще все человеческие взаимоотношения — они очень важны в ЦМИ. Если просто сидеть в углу, то наверно тебя не заметят, но если ты держишь руку на пульсе, идешь на контакт, то у тебя есть все шансы попасть в какую-либо лабораторию.

В моем случае уже на летней сессии в ЦМИ освободилось место стажера-исследователя, и мне предложили присоединиться к лаборатории. Так бывает, что в лабораториях освобождается какое-то место и тогда, скорее всего, руководители в первую очередь обратятся к тем, кого они запомнили. Мне кажется это важно - если ты хорошо работаешь, тебя заметят, и, если будет такая возможность, пригласят.

Можешь, пожалуйста, рассказать, чем ты занимаешься в ЦМИ?

Сначала меня не очень нагружали. В ЦМИ тебе дают столько работы, сколько ты готов взять, и сначала я решала свои учебные задачи. В октябре у нас была конференция десятилетия ЦМИ и я уже активно участвовала в подготовке конференции, и наверное это было моей первой серьезной задачей - я готовила конференцию со всеми.

То, что моя работа началась с этой конференции, это тоже какой-то знак. Я увидела весь коллектив сплоченным и оценивающим результаты десятилетнего труда, я почувствовала весь этот праздник, это единение, и я смогла сразу ощутить дух лаборатории, мне повезло. 

Потом мне дали задачи медиаменеджера. Где-то с декабря я пишу для нашего сайта ЦМИ, на мне также соцсети – «ВКонтакте», Facebook и Instagram. Сейчас я подключилась к проекту по предпринимательству (Молодежное предпринимательство: между субкультурными DIY-практиками и новыми формами гражданственности) и начала работать над конкретным социологическим проектом.

А чем в проекте ты занимаешься сейчас?

Я работала с блоком литературы и reading листом. Сейчас мы работаем уже над выходом в поле, и дальше моими задачами будет сбор и расшифровка интервью, а этап анализа у нас уже запланирован на осень.

По факту, я участвую во всех этапах — от написания теоретической рамки до заключения. Я буду пробовать себя и развивать свои навыки на каждом этапе этого исследования.

Можешь рассказать о самых ярких событиях и задачах, которые были в работе?

Сложный вопрос, потому что времени прошло не так много с сентября, но, наверное, самое классное, что было — подготовка конференции. Я люблю аврал, когда очень много динамичных задач, и я люблю, когда команда работает вместе и очень быстро.

Это не просто офисная работа, а реально какой-то движ, результаты которого ты видишь каждый час: как только сделал — так и видишь. И к концу дня у тебя мозг взрывается от того, сколько всего вы успели сделать, как команда в целом. 

Мне кажется, именно десятилетняя конференция меня больше всего поразила, потому что нас было не так много: ЦМИ да волонтеры — но мы провели международную конференцию с гостями из разных стран, с десятком разных сессий, в двух корпусах, и в результате все прошло просто на высшем уровне.

А какая зона ответственности у тебя была на конференции?

Все сразу (смеется). Например, когда оказалось, что конференция будет в двух корпусах, мне пришлось с помощью фотошопа и «2гиса» создавать карту прохода из одного корпуса в другой для иностранцев.

Конечно, было много текущей работы: мы носились по всем этажам, раскладывали еду, кофе, делали фотографии, тут же писали заметки.

Я руководила волонтерамиь — это была моя основная задача. Я их встречала, обучала, рассказывала, что им делать. Вообще на конференции всегда много задач и, кто успел — тот и подхватывает, людей не может быть много, но все прошло просто прекрасно.

Расскажи, пожалуйста, про свой рабочий день как медиаменеджера?

Как медиаменеджер, я сама составляю свое расписание и, в условиях учебы и личных дел, это супер круто. Можно самой регулировать свой график и решать задачи тогда, когда тебе удобно (разумеется в срок). 

Я ищу инфоповестки, пишу новости. Недостатка в новостях нет даже сейчас, в условиях самоизоляции, потому что у ЦМИ постоянно выходят научные статьи или участники центра дают комментарии разным газетам. Этим всем хочется поделиться.

Статьи по социологии, особенно качественные, они сами по себе супер-интересные и получаются эмоциональными, не сухими, и рассказывать об них действительно хочется. Хочется, чтобы люди прочитали, окунулись в дивный социологический мир.

Здорово, а какие вообще сложности в твоей работе есть?

Слушай, я даже не знаю. У нас вот цветы быстро умирают (смеется). Сейчас сидим дома, поэтому потеряли дневные совместные чаепития, но мы созваниваемся по скайпу, у нас есть свой чатик, так что мы держим связь. 

Мне кажется, если ты действительно любишь свое дело, то у тебя нет трудностей — у тебя есть вызовы. Но в любой момент, когда ты чувствуешь, что ты не справляешься, ты можешь сказать об этом коллегам и руководству, не боясь, что тебя обвинят или ткнут носом. Если ты с чем-то не справляешься, у них всегда найдутся силы тебе помочь или изменить твою задачу, или продлить дедлайн, и дать ту поддержку, которая тебе нужна. Так что не знаю, для меня трудности в работе в ЦМИ не являются трудностями, я всегда знаю, что меня поддержат.

Ну и последний скорее философский вопрос: почему ты хочешь быть исследователем, работать в ЦМИ и заниматься социологией?

О том, что мне интересна социология, я поняла еще в 8-ом классе, мне было 14 лет. Я не совсем тогда знала, что такое социология, но мне было интересно обществознание. В 11 классе даже не вставал вопрос о том, куда поступать — конечно, на социологию.

Я брала gap year [год перерыва между ступенями обучения  прим. ред.], когда закончила бакалавриат, и решила, что магистратура пока что не мое, но уже через год я почувствовала безмерную тоску по социологическим теориям. Я поняла, что дальше не могу без этого жить, и решила, что если я буду поступать в магистратуру, то в хорошую. И подала в Питерскую Вышку сразу. Из Новосибирска полетела в Питер.

И на самом деле атмосфера Седова, ЦМИ и социологии в кампусе сильно отличается от той социологии, которую я знала и учила на бакалавриате. Социологический вайб [от англ vibe — атмосфера — прим.ред.] здесь, можно сказать, витает в воздухе.

Я была в шоке от того, какие здесь классные преподаватели, и насколько они на равных общаются со студентами.

Когда сказали, что с этими людьми еще можно и работать, я поняла, что это лучшее место, о котором я бы могла мечтать, серьезно. И то, что я, несмотря на все трудности и сложности, попала в этот коллектив, я считаю, это даже не удача, это судьба (смеется). Мне очень повезло. Кажется, я шла к этому многие годы и теперь я здесь. О чем еще можно мечтать?

Материал подготовила

Дарья Петрунина, 

студентка магистерской программы «Современный социальный анализ»,

стажер Центра молодежных исследований