• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы готовим специалистов по постсоветскому региону: политологов, международников, управленцев — экспертов»

Чем интересны государства постсоветского пространства? Где может пригодиться экспертное знание о евразийском регионе? И зачем магистерское образование тем, кто не собирается строить карьеру в науке? На эти и другие вопросы отвечает академический руководитель магистерской программы «Сравнительная политика Евразии» Олег Владимирович Корнеев.

Из архива Олега Владимировича Корнеева

Из архива Олега Владимировича Корнеева

В этом году программа ведёт набор на 15 бюджетных и 5 платных мест, а также на 9 платных мест для иностранцев. Подробная информация о вступительных испытаниях находится на странице магистратуры «Сравнительная политика Евразии». Узнать подробности о поступлении и стоимости обучения можно в разделе для абитуриентов магистратуры.

— Что изучает политология?

— Если говорить, как в учебниках, то политология изучает власть и управление. Она рассматривает, как взаимодействуют участники властных отношений и каким образом устроены политические процессы.

Когда к политологии добавляются международные отношения и исследования вопросов глобального управления, то появляются пересечения между исследованиями внутригосударственных и международных процессов. В фокус попадают темы, в которых не сразу можно распознать классические политологические аспекты.

Например, исследователей интересует, как работают глобальные подходы к управлению в сфере миграции или здравоохранения в конкретных локальных контекстах. Чтобы это понять, нужно перейти от изучения макроуровня к микроуровню — от глобальных процессов и политических систем к исследованию отдельных индивидов. Нужно понять, что происходит с сотрудниками государственных структур и неправительственных организаций в отдельных странах, как их рутинные практики поддерживают различные политические дискурсы по поводу вопросов глобального управления, изменения климата, эпидемий и других проблем современности. В таких исследованиях применяются междисциплинарные подходы и методы, например, дискурс-анализ и этнография, исторический анализ и отслеживание практик.

Такое взаимодействие методологий и методов из разных областей наук нормально и необходимо: если политология хочет развиваться, она должна обогащаться подходами, которые уже получили развитие в других дисциплинах. Поэтому правильно будет сказать, что современная политология изучает власть и управление, а также реакции «объектов» политики на реализуемые политические курсы, в очень разных контекстах и очень разными способами.

— К чему больше относится программа «Сравнительная политика Евразии»? К международным отношениям или политологии?

— Наш слоган: «Talking across disciplines». Благодаря новому образовательному стандарту магистратуры ВШЭ у наших студентов появилась возможность выбора между тремя образовательными траекториями (Eurasian (Post-Soviet) Area Studies, International Politics of Eurasia, Advanced Theory and Methods). Это означает гибкость подбора изучаемых курсов, а также тем исследовательских работ, студенческих проектов и вариантов прохождения стажировок . Студенты могут сочетать фокус на политических науках и международных отношениях с междисциплинарным изучением конкретных стран и регионов. Они также могут сосредоточиться на более прикладных или фундаментальных аспектах исследований евразийского пространства.

При этом магистранты изучают как политологические дисциплины, так и сюжеты, которые относятся к сфере международных отношений. В прошлом году программа получила международную аккредитацию ZEvA — в том числе за удачное сочетание курсов из этих двух направлений. Экспертная комиссия отметила, что разносторонние дисциплины эффективнее готовят студентов к выходу на мировые рынки труда — академический и неакадемический. Обеспечивать такую подготовку мы можем благодаря замечательной команде преподавателей нашей программы. Каждый из них привносит в авторские курсы специфический исследовательский опыт и экспертизу.

Основа программы — сравнительная политология. Это направление позволяет сравнивать между собой политические системы и явления и понимать, как они развиваются в различных государствах и регионах мира. Фундамент для такого понимания и осмысления закладывается в курсах Modern Political Science, Policy Analysis и Political Economy of Postcommunist Transformation. Программа предлагает разнообразные курсы по выбору, благодаря которым студенты узнают, что сейчас происходит в странах бывшего СССР и учатся исследовать тенденции их развития. В их числе — такие дисциплины, как Russian Politics, Nationalism in the Soviet Union and Post-Soviet Russia, Human Rights in Authoritarian Societies и Internet in Non-competitive Politics.

Магистранты также изучают отношения стран Евразии с другими государствами и международными организациями. Например, этому посвящены курсы Russia in World Politics и Russia-European Union Relationships. На занятиях по этим предметам студенты вместе с профессором департамента политологии и международных отношений Ириной Марковной Бусыгиной изучают, как Россия позиционирует себя в Евразийском регионе и какую роль стремится играть в международных отношениях. Я веду курс Central Asian Countries in Regional and International Organizations, где рассказываю студентам про участие стран Центральной Азии в процессах региональной интеграции, а также про их взаимоотношения с различными международными организациями, такими как ООН, Всемирный банк, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейский союз. В 2021-2022 учебном году у нас появятся новые курсы по международной тематике: Леонид Маркович Исаев  начнет преподавать авторский курс Russia and the Middle East, а Илья Васильевич Ермолин  откроет курс International Development Initiatives in Eurasia.

Кроме курсов по политологии и международным отношениям, в программе также есть блок методологических дисциплин. Мы привлекаем коллег из других департаментов, чтобы они научили студентов междисциплинарным исследованиям, и рассказали, как по-разному можно изучать политические явления. Например, заместитель директора Центра молодежных исследований Яна Николаевна Крупец ведет научный исследовательский семинар, где студенты учатся применять инструменты качественного анализа. Эта и другие дисциплины методологического блока особенно полезны для студентов, которые хотят продолжить научную карьеру в аспирантуре. Для магистрантов, которым интересна международная тематика, откроется семинар Logic of Inquiry and Key Issues in International Studies. Он позволит им получить методологическую подготовку для проведения исследований, познакомит с лучшими международными практиками и примерами работ в широком междисциплинарном поле International Studies. А студенты академической траектории смогут присоединиться к регулярным семинарам, которые проводятся Департаментом политологии и международных отношений  и Лабораторией сравнительных социальных исследований.

— Получается, что это исследовательская программа?

— Программа будет интересна не только тем, кто хочет заниматься академической карьерой. Когда мы говорим про исследования, то имеем в виду в первую очередь научную работу. Но сбор материала, анализ и презентация результатов определенной аудитории — это востребованные навыки на рынке труда, причем как в России, так и за рубежом. К тому же студенты получают специализированные знания о регионе — с ними потом можно работать в компаниях, которые занимаются сотрудничеством с этими странами. Часть иностранных абитуриентов, которых мы собеседовали в прошлом и этом году, рассказывают, что идут на программу, чтобы после выйти на рынок труда именно экспертами по Евразии. Они планируют строить карьеру, в том числе, в международных организациях, таких как  ООН, Всемирный Банк,  ОБСЕ или в международных НПО, а также транснациональных компаниях, которые развивают свой бизнес на постсоветском пространстве.

— Чем важна магистратура для тех, кто не планирует развивать научную карьеру?

— Разделение на исследователей и не-исследователей существует только в голове. Вспомните медицину. Студенты, которые учатся на врачей, идут после вузов дальше в ординатуру. Не столько потому что хотят быть исследователями — им важно стать хорошими специалистами в отдельных направлениях медицины. Для этого нужно погрузиться в определенную среду знаний и практического опыта. Мне кажется, что магистратура работает по такому же принципу.

Магистранты свободны в своем выборе: они могут сменить направление после бакалавриата и получить новую или дополнительную специализацию. В моей карьере тоже была магистратура, и после нее я работал государственным служащим — сначала главным специалистом, а потом консультантом Департамента международных и региональных связей Администрации Томской области. На этой работе мне нужно было собирать и анализировать информацию по разнообразным, порой очень сложным сюжетам, систематизировать материал и представлять его коллегам из федеральных органов власти и зарубежным партнерам. Все это сродни тому, чем исследователи занимаются каждый день. Кстати, в этом году председатель Комитета международных связей Администрации Томской области Евгения Викторовна Нефедова принимала участие в итоговой аттестации наших студентов и отметила как разнообразие тематик, так и высокое качество многих магистерских диссертаций, а также общий высокий уровень подготовки наших магистров. 

Магистратура — это также возможности для нетворкинга. Студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями и с учащимися других факультетов, проходят стажировки  в бизнес- и государственных структурах, в международных организациях и обретают новые социальные связи. Причем использовать весь этот багаж можно уже во время учебы, о чем говорит опыт наших магистрантов.

Кроме того, программа «Сравнительная политика Евразии» на конкурсной основе предоставляет студентам финансирование для полевых поездок и исследований. Это плюс не только для исследовательской подготовки. Студент погружается в определенную среду, с которой он планирует связать свою деятельность, — государственную структуру, частную организацию или просто общественную жизнь региона. Это возможность лучше понять предмет изучения и получить опыт и знания, которые потом пригодятся и в построении карьеры.

— Кажется, что и бизнес, и политика, сейчас сосредоточены в Европе, Северной Америке, Китае и странах Азии с быстрым экономическим развитием. Почему магистерская программа Питерской Вышки сосредоточена на постсоветском регионе Евразии?

— Евразию важно изучать, потому что она представляет интерес для многих акторов на международной арене. Например, у Китая есть проект «Один пояс — один путь»: Китай стремится укрепить свое региональное и международное экономическое влияние. Большую роль в этом проекте для Китая играет Центральная Азия — как соседний регион, через который проходит новая транспортная инфраструктура, соединяющая Китай с другими регионами мира.

В 2016 году Европейский союз обнародовал «глобальную стратегию» для развития своей деятельности в сфере внешней политики и безопасности. Эта стратегия во многом построена вокруг принципа повышения стрессоустойчивости самого ЕС и также предполагает изменение формата отношений ЕС с другими регионами мира. Принцип декларирует большее внимание к интересам других стран и стремление способствовать наращиванию их стрессоустойчивости по отношению к разнообразным рискам и угрозам. В 2019 году ЕС взял этот принцип за основу для своей новой стратегии в отношении Центральной Азии, пытаясь не допустить ослабления своего влияния в этом регионе. Такая смена парадигмы вызвала большой интерес у исследователей ЕС и евразийского региона, экспертов, политиков и международных акторов, включая США, Японию и Индию. Это интересует и бизнес, потому что многие компании могут найти свою нишу, например, в политике помощи развитию, которую реализуют эти государства и международные структуры.

 

— Что еще исследуют ученые, которым интересен Евразийский регион?

— Евразия многообразна, и многие ученые исследуют конкретные государства, изучают специфику их политической культуры и развития. Например, Казахстан стремится позиционировать себя как истинно евразийское государство с азиатскими традициями. Однако его современные политические и общественные институты развивались на основе европейского опыта.

Для меня лично Евразия интересна как феномен двух «пост-». Ее интересно изучать как постсоветский регион. Ведь прошло 30 лет с момента распада СССР, но мы все еще называем это пространство постсоветским. Это обозначение остается актуальным, потому что отражает идеологическую модель развития Евразии в прошлом и советское наследие, которое все еще влияет на общественно-политические и экономические процессы в регионе. Мы изучаем, как «постсоветское» влияет на относительно молодые государства региона и на их тяготение к моделям развития европейских или азиатских стран. В то же время, исследователи критически анализируют неолиберальные инициативы, появившиеся в 90-е годы, и изучают их влияние на изменения в странах региона.

Евразию также рассматривают через призму постколониальной теории. Это помогает понять, как властные отношения между теперь уже независимыми государствами продолжают развиваться и меняться. Здесь речь идет не только об отношениях метрополии и колонии, но и центра с периферией. Благодаря постколониальной теории можно понять, как бывшее положение современных государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе Российской империи, а затем СССР влияет на их политику, экономику, общество,  культуру и взаимодействие друг с другом и другими акторами.

Евразийский регион переживает перемены — сменяется власть, политические элиты, возникают новые общественные движения и настроения. Поэтому интерес к региону постоянно обновляется. Что-то постоянно меняется, и находятся поводы пересматривать взгляды на происходящие процессы или искать новые ответы на классические вопросы. Меняемся и мы. Так, курс Politics and Society in Central Asia теперь будет проходить в обновленном варианте. Преподавать его будут профессор Станислав Николаевич Шкель  из питерской Вышки и доктор Филипп Лоттхольц  из Университета Гиссена (Германия).

— Насколько постсоветские исследования популярны за рубежом?

— За рубежом в последние годы появляется много новых публикаций про постсоветское пространство. Регион все больше и больше интересует тех, кто раньше вообще не занимался исследованиями России, других стран Восточной Европы или Центральной Азии. Раньше эти специалисты занимались, например, вопросами глобального управления в сфере здравоохранения. Эта тематика позволила им прийти к исследованиям того, как происходит локализация глобальных подходов к борьбе с ВИЧ в Евразии, где динамика эпидемии очень настораживает как ученых, так и практиков.

Растущий интерес к исследованиям региона дает возможность и нам делать более насыщенную программу. Мы каждый год стараемся обновлять набор дисциплин. В 2021-2022 учебном году у нас появятся новые курсы по постсоветскому региону, в том числе курс Politics and Society in Belarus, Moldova and Ukraine. Кроме того, мы приглашаем коллег  из разных университетов и стран мира на лекции и научные семинары. Они делятся со студентами своими экспертными знаниями, а наши студенты  получают от приглашенных специалистов  полезные комментарии в отношении новых научных проектов и задач.

Постсоветское пространство интересно и иностранным студентам, в частности, потому, что оно во многом еще остается белым пятном во многих учебниках и университетских курсах за рубежом. Среди абитуриентов этого года есть ребята из разных регионов мира — от Северной Америки до Восточной Азии. В итоге в группе студентов нового набора уже появились ребята из Киргизии, Нидерландов, США, Турции и Франции.  Наши иностранные и российские студенты активно пользуются возможностями для своего профессионального развития, которые им дают программа и Вышка в целом.

— Почему на программе с фокусом на изучение постсоветского региона студенты учатся на английском языке?

— Порой мне жаль, что иностранные студенты не могут прослушать курсы на русском языке. Это помогло бы им познакомиться с русскоязычными исследованиями и глубже вникнуть в проблематику их магистерских работ. Сейчас на русском языке очень много публикаций по теме постсоветских исследований, но такие работы мы можем только пересказывать иностранным студентам в сжатом виде и обращать их внимание на различные тенденции в изучении региона.

Однако среди абитуриентов больше молодых людей из России и всего евразийского пространства, которые могут учиться на английском языке, чем поступающих из других регионов мира, которые могут учиться на русском. И если кампус в целом и программа в частности стремятся привлекать иностранных абитуриентов, то это верное решение. К тому же я не могу представить, как можно заниматься социологией, антропологией или политологией в состоянии культурной и языковой изоляции. Поэтому чем больше мы будем привлекать студентов и преподавателей из других стран, тем более насыщенной и развитой будет программа.

Кроме того, английский язык позволяет нашим студентам из евразийского региона ездить по обмену в другие университеты и получать новый опыт — практический, исследовательский и культурный. Наша магистратура сотрудничает с зарубежными университетами в рамках программ мобильности, например, с Брюссельским свободным университетом, Университетским колледжем Лондона и Лондонским королевским колледжем.

С этого года мы открыли трек двойного диплома с Трентским университетом  — студенты смогут год проучиться в Италии. Участие в треке двойного диплома обогащает образовательный и коммуникативный опыт студентов, расширяет их знания и способствует успешной траектории международной карьеры. Наша студентка, которая в прошлом году закончила бакалавриат по лингвистике, успешно перепрофилировалась у нас на программе, прошла конкурсный отбор и с сентября этого года будет обучаться в Тренто на треке «European and International Studies». А три студентки из Италии приедут к нам.

— Каких студентов вы ждёте на программе?

— На программу «Сравнительная политика Евразии» обычно поступают сильные студенты из университетов Москвы, Петербурга и других городов России. Также у нас большое количество сильных иностранцев: например, в текущем учебном году половина первокурсников нашей программы — это студенты из Бразилии, Ганы, Германии, Италии, Киргизии, Турции, Франции и США. Многих интересуют международные отношения и постсоветское пространство, но далеко не всех — политология. 


Если говорить о бэкграунде абитуриентов, то это не обязательно должно быть профильное политологическое или «международническое» образование: нашу программу успешно осваивают и заканчивают и востоковеды, и историки, а также социологи, антропологи, юристы и даже лингвисты. Преподаваемые дисциплины позволяют расширить экспертизу абитуриентов с бэкграундом в гуманитарных и социальных науках и углубить профессиональные знания студентов с профильным образованием.  После окончания обучения студенты не теряют связи с нами. У нас активное сообщество выпускников, мы всегда рады общению с ними, а также их участию в мероприятиях программы и в развитии наших коммуникаций с внешним миром, в том числе через наши странички в социальных сетях.

— Где проходят стажировки студенты программы?

В российских и зарубежных исследовательских институтах, разного рода организациях и компаниях. География организаций в этом году особенно впечатляет: среди партнеров присутствуют Северо-Западный Университет Луизианы в США, Представительство Института по освещению войны и мира в Киргизской республике (IWPR), Общественный фонд «Академия ОБСЕ» (OSCE Academy) в городе Бишкеке, TRT World в Стамбуле, а также Институт демографических исследований Российской академии наук в Москве (ИДИ РАН). Помимо российских и зарубежных государственных и общественных организаций, несколько студентов получили возможность пройти практику в ведущих исследовательских центрах и лабораториях Высшей школы экономики. Среди них Центр сравнительных исследований власти и управления  под руководством Ирины Марковны Бусыгиной, а также Научно-учебная лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации.

Особенно важно отметить, как прохождению практики студентами программы помогают партнерские отношения. В частности, это стало возможным благодаря заключению Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург и Общественным фондом «Академия ОБСЕ в Бишкеке», которое состоялось в 2020 году. Академия ОБСЕ – одна из ведущих образовательных и исследовательских организаций в Центральной Азии, которая работает под эгидой ОБСЕ. Ее миссией является «содействие региональному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и добросовестному управлению в Центральной Азии через предложение последипломного образования, профессиональных тренингов и интеллектуального обмена». В 2021 году один из студентов получил возможность прохождения научно-исследовательской практики в Академии ОБСЕ под руководством опытного наставника – специалиста по вопросам политики в Центральной Азии Шаирбека Джураева. Программа планирует и дальше развивать сотрудничество с Академией ОБСЕ и регулярно отправлять студентов на практику в данную организацию.

Вартухи Товмасян, специалист по внешним связям офиса Генерального секретаря Всемирной таможенной организации в Брюсселе:

«На меня очень большое впечатление произвели защиты магистерских работ. Три напряженных дня были очень насыщенными. Огромное разнообразие тем и профессионально проведенных исследований. Впечатляет, как студенты погружены в эти темы, как они разбираются в них, как мастерски выполнен анализ. Отдельные сюжеты имели непосредственное отношение к моей профессиональной деятельности. И я понимаю, что студентов, занимающихся такими темами, многие международные организации были бы рады видеть в качестве стажеров, а также в качестве сотрудников после успешного завершения учебы».

Сельби Ханова, PhD, специалист по информационно-просветительским программам Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Туркменистане:

«Студенты программы «Сравнительная политика Евразии» продемонстрировали глубокие знания разнообразных тем, касающихся постсоветского пространства, а также выбор оригинальных вопросов для магистерских работ и тщательный анализ данных, полученных соответствующими методами исследований. Меня очень заинтересовали презентации, и хочется надеяться, что многие из выпускников продолжат свои исследования в будущем или применят свои знания в практической деятельности, и пожелать им успеха в выбранных ими профессиях».

— Какие международные возможности, кроме двойного диплома, есть у студентов программы?

— Они могут участвовать в программе международной академической мобильности и учиться в университетах-партнерах. Среди них — Университетский колледж Лондона, Университет Осло и Королевский колледж Лондона. Также с нового учебного года, студенты смогут посещать курс “Social Policy in Post-Soviet Countries”, разработанный совместно с нашими партнерами из университета Хельсинки. Сейчас мы готовим еще один подобный курс “Politics and Society in Belarus, Moldova and Ukraine”, который мы планируем реализовывать совместно с коллегами из немецкого Университета Гиссена. В дополнение к стандартным курсам нашего учебного плана, мы также запустили серию гостевых лекций по ключевым аспектам содержания программы, к которым мы регулярно привлекаем спикеров из известных университетов мира, а также специалистов-практиков.

— Назовите, пожалуйста, основное преимущество программы.

— Основное преимущество программы заключается в ее разнонаправленности, которая обеспечивается тремя траекториями с  понятным фокусом на те или иные аспекты подготовки. Независимо от дисциплинарной привязки мы готовим специалистов по постсоветскому региону. Политологов, международников, управленцев – экспертов. Такая экспертиза ценится в российских органах государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, поскольку они занимаются вопросами международного сотрудничества. Не стоит забывать и о международных организациях, которые также нуждаются в экспертах по Евразии, в последние годы эта потребность только растет. И еще одно важное обстоятельство: большое количество иностранных студентов на нашей англоязычной программе делает ее особенно привлекательной для российских абитуриентов. Это создает на программе особую среду, в которой разнообразие бэкграундов и опыта способствует взаимообогащению, развитию навыков межкультурного общения и работы в поистине международной команде.

Парк Первого Президента Республики Казахстан
Фото из личного архива Олега Владимировича Корнеева

— Многие абитуриенты воспринимают политологию как гуманитарное образование, которое не дает практических навыков. Почему это не так?

— Политологическое образование по-разному реализуется в разных странах. Американская модель тяготеет к позитивистской науке, то есть к методологическим подходам и научным методам, которые используются в химии, физике или биологии. В ней преобладают количественный анализ, сбор данных, работа с цифрами. Если под гуманитарным образованием понимать humanities, то американская политология к этому точно не относится, потому что упор в ней делается на получение “объективного” знания о мире.

В Великобритании нет такого доминирования одного подхода в отношении политологии. При этом очень популярна качественная интерпретивистская методология, и исследователи часто отталкиваются от желания понять отдельного человека внутри процессов или систем. Французская традиция вообще помещает политологию на стыке философии и истории.

На нашей программе мы стремимся показать, что есть разные подходы к тому, что называется политологией. Я бы советовал абитуриентам не зацикливаться на ярлыках «гуманитарное образование» или «исследовательская магистратура» и не пытаться через них определить, чему их будут учить. Лучше побольше почитать о современной политологии и международных отношениях и понять, как они помогают разобраться в окружающем мире не только в научном, но и в прикладном смысле.