• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

"Наш основной принцип - выстраивание индивидуальной траектории": Андрей Щербак об исследовательском треке программы “Сравнительная политика Евразии”

Многие студенты поступают в магистратуру для того, чтобы развить свои исследовательские навыки. Для них магистерская программа – это важный этап на пути к аспирантуре и докторской степени, а на первый план выходят качественная методологическая подготовка и возможность включаться в международные научные проекты. Специально для таких студентов на обновленной программе «Сравнительная политика Евразии» открывается исследовательский трек «Теории и методы современной политической науки». Об особенностях этого нового трека мы поговорили с руководителем департамента политологии и международных отношений Андреем Щербаком.

"Наш основной принцип - выстраивание индивидуальной траектории": Андрей Щербак об исследовательском треке программы “Сравнительная политика Евразии”

Расскажите, пожалуйста, про исследовательский трек магистратуры «Сравнительная политика Евразии», который называется «Теории и методы современной политической науки». 

Есть более широкая картина, связанная с тем, что Высшая Школа Экономики постепенно внедряет у себя систему, которая называется «2+3» (два года магистратуры и три года аспирантуры). Это означает, что с теми студентами, которые довольно рано понимают, что их привлекает академическая карьера, мы будем начинать работать достаточно рано. Студенты должны иметь возможность заранее начать двигаться в направлении аспирантуры, в направлении получения учёной степени и подготовки к научно-исследовательской карьере. При этом наша программа будет одной из первых, как минимум, в петербургском кампусе, которая такой трек внедряет. Но это станет уже нормой для значительной части магистерских программ через год-другой. Надо сразу понимать, что этот трек точно не будет массовым! Речь идёт о том, что мы будем работать с такими студентами индивидуально. Считая, что профессиональная подготовка в области методологии – это крайне важная вещь, мы будем предлагать студентам выбирать наиболее подходящие для них курсы из смежных магистерских программ.

Кроме того, и, опять же, эта тенденция наблюдается во всей Высшей Школе Экономики, особую роль на треке будет играть академическая мобильность. На треке будет возможность хорошо прокачать свои методологические навыки в партнёрских университетах в странах ЕС. Ситуация с коронавирусом оставляет какие-то вопросы с мобильностью открытыми, но мы всё-таки надеемся, что всё вернётся в состояние «до-COVIDной эры».

Наконец, студенты получат возможность «полевой практики», в которой предполагаются «полевые поездки» в ряд стран на постсоветском пространстве для сбора данных, чтобы иметь возможность получить информацию из первых рук, а не только по вторичным источникам.


А если студент захочет выбрать этот трек, но случится такая ситуация, что будет слишком много других претендентов, они все смогут получить эти места?

Да. При этом опыт предыдущих наборов говорит о том, что таких студентов действительно немного. Потому что у нас много иностранных студентов, которые воспринимают магистерскую программу по Евразии в России как важный элемент в своей будущей политической или административной карьере. Или это студенты, которые изучали Россию у себя на уровне бакалавриата. В частности, это русский язык, русская литература, русская культура, и для них это такой «experience». И они не приезжают сюда с целью поступить в российскую аспирантуру. Как правило, опыт прошлых лет говорит о том, что на этот трек, скорее всего, захотят пойти русскоязычные студенты, которые для себя достаточно рано решили, что карьера в рамках университета – это интересно, и их мотивация – остаться в университете, поступить в аспирантуру, читать лекции, вести исследования.


Что ожидается от студентов, которые выбирают именно этот трек? Какими знаниями и навыками они должны обладать, чтобы успешно пройти обучение?

От них, в первую очередь, ожидается мотивация и готовность получить методологическую подготовку. Мы считаем, что для хорошего обучения в аспирантуре нужны хорошие знания и навыки в области исследовательских методов. Содержательные знания по какой-то теме, экспертизу в какой-то сфере могут помочь наработать, с одной стороны, научные руководители и, с другой стороны, образовательная программа в аспирантуре. А вот хорошая база методологической подготовки — это точно то, что не помешает аспиранту-политологу. Каких-то эксклюзивных пороговых требований мы не выставляем.


Упор на методологию может показаться для некоторых студентов очень сложным, особенно если это количественные методы. Например, если человек не умеет программировать в R или Python, его научат как это делать?

Если студент захочет остаться «качественником» и захочет узнать побольше именно о качественных методах, то никто не будет его заставлять получить какой-то уровень в R. И наоборот, если он или она хочет изучить те или иные количественные методы мы найдем  такие возможности. Наш основной принцип — это выстраивание индивидуальной траектории по согласию студентов и по усмотрению руководства программы.

 
Особенностью этого трека является возможность стажировки в исследовательском центре, который является одним из университетов-партнёров Вышки, а также возможность поучаствовать в методологической или теоретической летней школе. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее, про эти летние школы – что они собой представляют, какие есть требования для студентов, чтобы поехать на такие летние школы?

Мы три года подряд, за исключением этого, в связи с пандемией, проводили на базе Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге летнюю школу по исследовательским методам. И мы рады видеть там наших студентов. В следующем году, когда мы возобновим традицию проведения школы, наши студенты получат возможность в ней участвовать. Мы не хотим никого заставлять – скорее речь идёт о том, чтобы давать такую возможность участвовать и «прокачать» побольше какие-то навыки.

Еще одно преимущество данного трека – это стажировка в одном из наших исследовательских центров. Студенты уже находятся в Высшей школе экономики, ничто не мешает им как через программу, так и без программы взять и постучаться в какую-то лабораторию в том же Петербурге и узнать есть ли там позиции стажёров, есть ли позиции волонтёров, есть ли какие-нибудь проекты, где они могли бы быть нужны. Иногда программа может направить в какие-то центры, но, как правило, студенты сами находят, что для них интересно – выбор большой. У нас есть направления, где много исследовательских подразделений, соответственно там чисто арифметически для студентов больше потенциальных возможностей. Для политологов есть пока один такой профильный центр на данный момент – Центр сравнительных исследований власти и управления, но есть исследовательские подразделения, которые с политологами активно дружат. Например, один из таких центров – родная для меня Лаборатория сравнительных социальных исследований – один из известнейших центров по проведению количественных социальных исследований в области социологии и политологии.

Мы начали такую практику поддержки полевых исследований наших студентов за рубежом в этом году. Что предусматривает такая схема с нашей стороны? Мы выделяем специальные финансовые ресурсы, чтобы поддерживать краткосрочные, до нескольких недель, поездки студентов для сбора материала в постсоветские страны. Есть несколько стран и городов, где можно легко это организовать, где у нас есть партнерские организации, включая университеты, которые рады принимать наших студентов. Мы стали по этому направлению работать довольно успешно. И несколько наших студентов этим воспользовались: они съездили в Казахстан, Монголию. В последние минуты перед тем, как границы закрылись из-за ситуации с коронавирусом, успели съездить, собрать данные, и конечно, сами студенты были очень довольны. Мы планируем развивать эту очень нужную схему.

Сейчас мы развиваем сеть наших институциональных партнёров: университеты, аналитические центры, международные организации, местные неправительственные организации, которые готовы принимать наших студентов. Такие партнеры будут помогать студентам при поиске респондентов, информантов, интервьюеров. Мне кажется, что это очень правильное направление, и оно уже является большим бонусом нашей программы. Потому что изучение Евразии, которое происходит у нас в питерской Вышке под руководством настоящих экспертов по странам этого региона, в том числе имеющих богатый опыт полевых исследований, связано с поездкой в Евразию, чтобы увидеть многое своими глазами. Есть страны, которые более закрыты для таких обменов, есть менее закрытые направления. Мы стараемся использовать не только наши финансовые ресурсы, но и организационные возможности, долгосрочные профессиональные связи преподавателей нашей программы, опыт их работы в разных уголках региона.

Скажите, а почему, на Ваш взгляд, студентам нужно выбрать данную программу и данный трек, в частности. Какими компетенциями они смогут обладать после данного трека?

Если студенты нацелены на научно-исследовательскую карьеру, если у них уже есть определенная мотивация в этом направлении, но в то же время они хотят получить хорошую подготовку в области «Евразийских исследований», то это – отличный вариант. Да, здесь они могут получить и много содержательных знаний, и сильную методологическую подготовку. Они будут знать, что их, ждут и на аспирантской программе, куда, конечно, надо будет пройти конкурс, но у них будет изначально более сильное резюме, которое позволит чувствовать себя довольно уверенно в рамках такого конкурса. Мне кажется, что это замечательная траектория для таких академически-мотивированных студентов-аспирантов. Я не готов говорить, что это лучший трек в мире, но что-то близко к этому (улыбается). А если серьезно, это абсолютно понятный, предсказуемый и во-многом очень прикладной трек, который готовит студентов к постепенному выстраиванию академической карьеры.

Есть ли у Вас какие-то пожелания для абитуриентов, которые сейчас находятся в поиске своей идеальной магистерской программы?

 Во-первых, смотрите кто преподаёт. Во-вторых, сайт Высшей школы экономики – один из лучших среди российских университетов по объёму информации, которую может получить любой внешний читатель. Как про образовательные программы, курсы, так и про конкретных преподавателей, их опыт работы, научные проекты, публикации, их тематическую, географическую и методологическую экспертизу. Все это есть на индивидуальных страницах преподавателей, нужно только не полениться на них зайти. Посмотрите, например, на блок общих методологических курсов на программе: методология и методы политических исследований (Елизавета Потапова), научно-исследовательский семинар «Дизайн и методология проведения исследований» (Андраш Гал), два научно-исследовательских семинара на выбор – количественные методы методы (Эмиль Камалов) или качественные методы (Яна Крупец).  Смотрите кто преподаёт, что преподают, и на те возможности, которые есть вне учебного плана: мобильность, стажировки, поездки, проектная деятельность, научные мероприятия. Это всё составляет чуть ли не самую приятную часть обучения, в частности, на нашей магистерской программе. Когда образование действительно расширяет границы в прямом и переносном смысле. А еще обращайте внимание на отзывы студентов, что они говорят, что им понравилось, что не понравилось.

Интервью подготовили студентка ОП «Политология и мировая политика» Виктория Апалькова и студент ОП «Сравнительная политика Евразии» Борис Шаров