• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будущее Project Service Learning в магистратуре ШСНиВ

Наши преподаватели поделились своими впечатлениями от курса по Project Service-Learning и видением развития проектного обучения на программах факультета.

Будущее Project Service Learning в магистратуре ШСНиВ

Мы поговорили с Надеждой Андреевной Нартовой, Людмилой Сергеевной Веселовой и Андреем Алексеевичем Вейхером о том, что дал им курс Магдалены Гаете по применению подхода Project Service-Learning и как будет развиваться проектная деятельность на магистерских программах Школы социальных наук и востоковедения.

Нартова Надежда Андреевна

Надежда Андреевна Нартова

Заместитель академического руководителя программы "Современный социальный анализ",
Старший научный сотрудник Центра молодежных исследований

— Надежда Андреевна, открыли ли Вы для себя что-то новое (методология, идеи возможных партнёрств и т.п.)? Может быть, смогли посмотреть на что-то в своей работе с другой стороны?

В целом мне близок подход PSL. Поэтому мой интерес на курсе был во многом инструментальным – как и что делать, и делать лучше. Курс позволил посмотреть на свою работу системно.

Сама логика поиска партнеров, организации проекта, в том числе и командной работы, проведения исследования (в нашем случае это социологические исследования) мне была близка и понятна, так мы работаем всегда. Но вот особенности завершения проектов и их оценки заставили задуматься, посмотреть на свою работу с новой стороны и увидеть ошибки.

Курс позволил посмотреть на свою работу системно

— Как Вам кажется, участие в социально значимых проектах может быть скорее привлекательным для студентов компонентом образования или «довеском» к учёбе, отвлекающим от исследований и досуга?

У магистрантов программы «Современный социальный анализ» однозначно есть запрос на участие в социально значимых проектах. Это даёт им не только возможности развития профессиональных навыков, но и опыт гражданского социального участия, «интеллектуального волонтерства». Другое дело, что такие проекты достаточно трудоёмки, поскольку руководители проектов предъявляют высокие требования к качеству продуктов, и просто «спустя рукава» отнестись нельзя. В связи с этим, у магистрантов возникают некоторые сложности с совмещением учебной деятельности, участия в проектах и их собственной работы.

— С какими партнёрами программа ССА сегодня реализует проекты такого рода и на какую работу студентов есть запрос?

У ССА было не так много проектов именно с внешними партнерами. Те, что были, это НКО и культурные бюджетные организации. Но и часть проектов, «заказчиком» которых выступает сама программа, вполне вписывается в логику PSL. Это, например, проекты, посвященные популяризации молодёжных исследований для широкой аудитории, и работа по презентации программы в социальных сетях для абитуриентов. Но мы планируем развитие социально ориентированных проектов.

Веселова Людмила Сергеевна

Людмила Сергеевна Веселова

Академический руководитель программы "Бизнес и политика в современной Азии"
Доцент Департамента политологии и международных отношений

— Людмила Сергеевна, чего Вы ожидали от курса и что получили?

Проектная деятельность – это то, что интересует наших студентов сегодня.

Курс, который предложила Магдалена, дал большее понимание того, что такое проектная деятельность и как осуществлять её с пользой для общества. Ведь ничто так не стимулирует молодых специалистов, как то, что результат проекта, который они сделают, не попадёт просто куда-то в корзину, а будет впоследствии использоваться с пользой для общества, в котором они живут.

Образование должно идти рука об руку с бизнесом

Была ли в этом курсе какая-то новизна для Вас как для человека, который организует проекты?

С самого начала работы в Вышке я стараюсь ежегодно проводить от трёх до четырёх проектов. Мне очень нравится эта деятельность со студентами, потому что она помогает развивать дополнительные компетенции, которые мы не всегда можем развить во время лекций и семинаров.

Информация, которую предоставила Магдалена, пожалуй, дала большее понимание того, как делать проекты не просто качественными, а действительно полезными, то есть она заставляет задуматься о том, что мы можем перевести эти проекты немножко на другой уровень.

Изначально, когда появляется идея какого-то проекта, то, в основном, мы пытаемся решить какие-то академические вопросы, например, сделать какой-то перевод, провести исследование того или иного феномена или ситуации. В данном случае как раз курс Магдалены заставил задуматься о том, что к нашим проектам мы можем активно привлекать внешние организации, которые в дальнейшем могут стать ещё и работодателями для наших студентов.

Таким образом, организовывая проекты и используя там рамку ESG, мы можем и приносить пользу, и давать студентам опыт, и искать для них потенциальных работодателей. То есть решаем сразу три задачи.

Чем может быть интересно для партнёров сотрудничество с Вашей программой в рамках той повестки, о которой вы говорили на курсе Магдалены?

Я глубоко убеждена, что образование должно идти рука об руку с бизнесом. Мы обучаем наших студентов так, чтобы они могли качественно трудоустраиваться и развивать какие-то отрасли.

К сожалению, нам часто приходится сталкиваться с тем, что работодатели просто не знают, что они могут работать с учебными учреждениями и что в университете тоже в них заинтересованы. Поэтому, мне кажется, очень здорово предлагать им такие проекты, которые, с одной стороны, будут иметь понятную выгоду для бизнеса, а с другой – решать какие-то академические задачи.

С каждым годом мы расширяем линейку партнёров, но при этом также видим, что к нам возвращаются компании, с которыми мы работали два-три года назад, потому что помнят, как наши студенты делали что-то на таком уровне, на каком сейчас не могут сделать люди, которых они нанимают за деньги. Кажется, это очень здорово.

Андрей Алексеевич Вейхер

Доцент Департамента государственного администри­рования

— Андрей Алексеевич, какое впечатление произвёл на Вас курс?

Впечатлили уже реализованные партнёрства с НКО и иными структурами, которые имеют связи с разными социальными группами.

Сразу вспомнил, как полгода назад я разговорился сперва как пациент с видным (президентский научный стипендиат) кардиологом. Он признал, что я в его помощи не нуждаюсь, и поинтересовался, чем я занимаюсь. Я ответил, после чего он пригласил меня в кабинет за приёмным помещением и посвятил в проблему на грани коммерции и волонтёрства – оказание помощи, информподдержки, отслеживания состояния на уровне настроения и т.д., недавно прооперированным больным:

«После нашей реабилитации они оказываются брошенными, а им нужна помощь в сиюминутных ситуациях, часто больше успокоительная, объясняющая им особенности их выхода после операции. Медики консультировать могут, а вот сети людей, которые поддерживали бы связи с постоперционными больными и ориентировали их в возможных действиях, нет».

Сейчас я связываюсь с инициатором идеи, чтобы уточнить содержание и формы его с коллегами участия. Если получится, что наши формы участия совместимы, то обращусь к Магдалене, чтобы получить рекомендации по поиску адекватных НКО.

Также я переориентирую свой проект «Качество среды проживания на уровне квартала, локальной территории», дополняя его не случившейся из-за Ковида в прошлом варианте связью с населением территорий по 1) выявлению изменений значимости разных компонентов благоустройства; 2) выделению активистов из жителей, которые бы воздействовали на структуры, непосредственно работающие вблизи их домов, и на действия самих жителей, изменяющих дворы (цветоводы и т.п.), отслеживали динамику намеченных улучшений и т.п.

Какие идеи курса Вам было бы интересно опробовать в работе на программе «Управление образованием»?

Очно-заочный статус программы очень ограничивает возможность выполнения таких проектов. Однако вполне реально сообщить магистрантам об опыте привлечения учащихся к волонтёрству в формате проектов, которые сейчас активно развиваются в школах, и разобраться, как можно оценить достижение результатов социального развития учащихся.

Что, на Ваш взгляд, даёт студентам интеграция социально значимых проектов в образование?

Реальное восприятие особенностей нерыночной сферы, имеющей особые нормы взаимодействий между людьми. Если пользоваться обычным образовательным жаргоном – социализация личности путём получения опыта ещё одной социальной роли, приобретающего в наше время всё большее распространение, востребованность.