В ноябре в корпусе на набережной канала Грибоедова состоялся интенсив «Школа Юного Социолога» — недельный образовательный проект для старшеклассников, организованный Санкт-Петербургской школой социальных наук совместно с факультетом довузовского образования НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.
© НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург
Организация таких мероприятий предоставляет школьникам уникальную возможность не только погрузиться в академическую атмосферу, но и ближе познакомиться с жизнью студентов Питерской Вышки. Участники могут получить представление об особенностях обучения в университете, задать вопросы студентам о их опыте и принять участие в лекциях и семинарах, организованных преподавателями и самими студентами.
На протяжении недели школьники изучали основы социологической науки через разнообразные форматы: лекции, интерактивные семинары и командную работу. Финальным этапом интенсива стала защита проектов на студенческой конференции, где участники представили свои исследования, основанные на пройденном материале. Такая работа не только закрепила полученные знания, но и стала важным опытом для подготовки школьных проектных работ и поступления в университет. Умение структурировать информацию, анализировать данные и презентовать свои идеи перед аудиторией станет важным преимуществом для школьников в будущем.
Особое внимание уделялось практическим занятиям. Студенты факультета социологии организовали десять семинаров, посвященных актуальным темам. Участники обсуждали, как изучать молодежь как сообщество, анализировали социальные институты и дисциплины, а также рассматривали вопросы неравенства в обществе. Темы затрагивали широкий спектр проблем — от влияния массовой культуры до распределения гендерных ролей. Каждый семинар помог школьникам лучше понять социальные процессы и научные методы их исследования.
Социология вокруг нас: лекции экспертов для школьников
Благодаря преподавателям и исследователям Высшей Школы Экономики, участники Школы Юного Социолога смогли познакомиться с рядом актуальных и значимых тем. В рамках программы ребята изучали роль университетского образования в жизни современного общества, исследовали особенности городской среды и локальных сообществ, погружались в мир субкультур и рассматривали вопросы коллективной памяти. Каждая из тем была представлена через призму социологических исследований, что позволило участникам не только расширить свои знания, но и научиться анализировать социальные явления вокруг них.
Образование как шаг к самостоятельности
Даниил Александров, профессор департамента социологии, рассказал, как университетское образование становится важным этапом на пути к самостоятельной жизни молодых людей. Он отметил, что изменение статуса с «школьника» на «студента» открывает перед молодежью свободу выбора — от дисциплин и проектов до формирования нового круга общения. Университет, по его словам, — это не только пространство для получения знаний, но и площадка для взросления, самореализации и формирования жизненных ориентиров.
Как формируются локальные сообщества?
Анна Немировская, доцент департамента социологии, академический руководитель образовательной программы «Социология и социальная информатика», раскрыла тему формирования локальных и региональных сообществ в России. В своей лекции она объяснила, что отличает общество от сообщества, и рассказала об истории развития социологии регионов.
Город как территория сообществ
Юлия Епанова, доцент департамента социологии, посвятила свою лекцию теме городских сообществ. Школьникам было предложено взглянуть на город как на пространство анонимности, где каждый человек может оставаться чужаком. Однако, несмотря на это, именно в таких условиях возникают уникальные формы взаимодействия. Лекция показала, как процессы сегрегации создают зоны социального единства, где город одновременно становится местом изоляции и платформой для новых связей и встреч.
Субкультуры: протест и эстетика
Евгения Кузинер, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований, погрузила участников в мир субкультур. Евгения рассказала, как субкультуры служили формой протеста против устоявшихся норм и правил, а также как они изменялись со временем. Завершением лекции стало обсуждение современных цифровых эстетик в социальных сетях, их роли в молодежной культуре и влияние на формирование коллективной идентичности.
Исследование памяти: почему это важно?
Мария Мацкевич, приглашенный преподаватель департаменат социологии, познакомила школьников с социологией памяти. Мария рассказала об истоках этого направления, его ключевых темах и термине «политика памяти». Участники узнали, как коллективная память формирует представления о прошлом и влияет на восприятие настоящего, а также как социология помогает разобраться в этих сложных процессах.
Каждая из лекций позволила школьникам не только познакомиться с увлекательным миром социологии, но и увидеть, как научные подходы помогают лучше понять общественные процессы. Через эти темы ребята научились анализировать окружающую реальность, находить связи между явлениями и задавать важные вопросы о будущем.
Студенты, исполнявшие роль семинаристов, делятся своими эмоциями:
Екатерина Семенова
Студентка образовательной программы "Социология и социальная информатика"
ШЮС оказался для меня классным шансом попробовать себя в роли преподавателя. Это оказалось непросто - для каждого занятия нужно было продумать теоретический блок, включить практические элементы, уместить всё это в длительность пары. Но несмотря на все сложности, мне понравилось быть семинаристкой. Ребята, наши ученики, внимательно нас слушали, а во время практических заданий были активными, часто проводили интересные дискуссии
Алина Петрова
Студентка образовательной программы "Социология и социальная информатика"
За время ШЮСа было очень интересно попробовать себя в роли преподавателя, и кажется у нас с моей коллегой-семинаристкой Кристиной Рыжухиной это получилось: во время самих занятий удавалось завлечь учеников дискуссиями и практическими заданиями, а после защиты финального проекта школьники благодарили нас за проведенные семинары, новые знания и опыт, нашу доброту. Очень рада, что мы смогли заинтересовать ребят своей темой и показать им как много в обыденной жизни вокруг нас социологического
Отзывы старшеклассников показывают, что проект оказался успешным и полезным:
- Очень благодарна организаторам, что дали такую возможность поучиться в ВШЭ, также хочу сказать большое спасибо семинаристам, они всегда помогали нам и были с нами на одной волне, надеюсь смогу прийти на следующий ШЮС.
- Мне никогда не было скучно, материал подается живо, не занудно, чувствуется, что рассказывают не в воздух, а прям для тебя, чтобы все было понятно до мелочей. Я в восторге. Спасибо!
- Понравилась дружеская атмосфера, уважение и новые знания. Коннект с семинаристами был на высоте!
Конференция — яркое завершение ШЮС
Заключительным этапом интенсива стала защита групповых проектов на настоящей конференции. Участники представили свои работы, применяя знания, полученные на семинарах.
Софья Таран
Студентка образовательной программы "Социология и социальная информатика"
Конференция стала отличным завершением ШЮСа. Ребята представляли групповые проекты, что с одной стороны, надеюсь, помогло им развить личные навыки, а с другой стороны, станет полезным для их будущей учебы. Также было интересно послушать проекты с других курсов. Видно, что все очень старались и вложили максимум знаний, которые получили во время обучения. Надеюсь, что ребятам понравилось делать проекты и участвовать в конференции!