Летняя школа в Ташкенте: студенты ШСНиВ представили Питерский кампус
Чтобы попасть на Международную летнюю школу, кандидатам предстояло пройти отбор. С задачей успешно справились студенты Вышки, МГУ имени М.В. Ломоносова, Национального исследовательского Томского государственного университета, Белорусского государственного университета и Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
Организаторы школы поставили перед собой важную цель — погрузить иностранных студентов в культуру и историю Узбекистана. Для этого была придумана программа мастер-классов, лекций, занятий и экскурсий с посещением одного из самых прекрасных и древнейших городов Средней Азии — Бухары.
На первой встрече летней школы участники подготовили небольшие презентации о своих университетах, поделились впечатлениями об Узбекистане, а также прослушали лекцию «Новый Узбекистан: экономика, политика, культура». На следующий день студенты ближе познакомились с Ташкентом, посетили Государственный музей истории Тимуридов и Государственный музей истории Узбекистана.
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека — одно из крупнейших и старейших высших учебных заведений Узбекистана и первый советский вуз в Средней Азии, основанный в 1918 году. НУУз — классический многопрофильный университет со множеством направлений: от журналистики и экономики до химии и философии. В его структуре действуют научные лаборатории, музеи (включая геологический и зоологический), а также Ботанический сад и Дворец культуры.
От Питерского кампуса в летней школе приняли участие студенты бакалаврских программ Школы социальных наук и востоковедения: Андрей Вовк (Востоковедение), Евгений Уланов (Политология и мировая политика) и Ева Лизина (Социология и социальная информатика). Ребята поделились своими впечатлениями от страны и открытиями для дальнейшей академической жизни.
Андрей Вовк, ОП «Востоковедение»
Второй курс оказался для меня очень насыщенным с точки зрения внеучебной деятельности. Я был вовлечён в организацию как развлекательных, так и научных мероприятий в качестве председателя Студенческого научного общества нашего Департамента. За высокую активность и хорошую успеваемость я был рекомендован руководством образовательной программы к участию в Международной летней школе «Узбекистан – страна толерантности», организованной Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Дальше нужно было выполнить несколько простых действий: написать мотивационное письмо, получить рекомендательное письмо, собрать документы, и вот в середине июля я уже был в Ташкенте.
Изначально программа планировалась очень насыщенная, но, к сожалению, из-за феноменальной жары (+47) её пришлось немного сократить. Нам всё равно удалось послушать лекции об истории центральноазиатского региона и Узбекистана, а также о перспективах политико-экономического и культурного развития этой страны. И, конечно, было проведено множество экскурсий по музеям и историческим местам Ташкента и Бухары.
Самым ярким воспоминанием из поездки для меня, безусловно, останется Бухара. От исторического центра этого города веет стариной, он сохранился практически в первозданном виде. Нас поселили в гостинице в квартале, где раньше проживали бухарские евреи, что также придавало особый шарм и создавало ощущение погружения в историю. И, конечно, словами не удастся описать красоту и величественность минарета Калян, возвышающегося над городом, а также крепости Арк, поражающей толщиной и мощью своих стен.
Без капли сомнения могу сказать, что это очень полезно для профессионального развития востоковеда как ближневосточного, так и дальневосточного направления. Как мне кажется, стоит помнить, что Средняя Азия находится в месте пересечения культур со всех уголков Азии. Помимо исламских элементов и соприкосновения с классической мусульманской культурой и архитектурой, в Узбекистане можно наблюдать современные процессы глобализации и её влияния на азиатское общество, а также проникновения Китая и Кореи в экономику, политику и культуру других восточных стран. Многочисленные экскурсии и лекции в рамках летней школы позволяют расширить знания о регионе и заложить основу понимания многих актуальных процессов. Не стоит забывать и про возможность небольшого лингвистического эксперимента, если имеется знание турецкого языка.
Евгений Уланов, ОП «Политология и мировая политика»
В середине лета мне удалось на семь дней стать участником летней школы «Узбекистан — страна толерантности» в Ташкенте. Хотя в нынешнем году программа была сокращена на несколько дней из-за аномальной жары, организаторы постарались выжать максимум из нашего недельного пребывания в Национальном университете Узбекистана. Главным событием школы по праву можно назвать двухдневную поездку в Бухару — место, сосредоточившее в себе памятники архитектуры многих эпох (существуют здания даже IX века!) и сохранившее свой первозданный вид в течение столетий. Сорокаградусный зной узбекистанского лета не мог стать помехой для такой возможности.
Несмотря на то, что школа во многом была посвящена историческим событиям, она оказалась полезна для меня как для политолога. Нам рассказали о былых успехах Хорезмской империи и Бухарского ханства, Амира Темура и вкладе Алишера Навои в узбекскую культуру. Такой обширный взгляд на узбекскую историю и личные оценки некоторых событий преподавателями помогли мне лучше понять, как формируется постсоветская идентичность в современном Узбекистане.
Помимо официальной программы школы, каждый день у нас было достаточно времени для свободных прогулок. Это время я по большей части посвятил изучению современного Ташкента. Облик города также создают огромный парк развлечений «Magic City», деловой квартал «Tashkent City», современные парки. Мне было интересно увидеть, как в современном Узбекистане сочетаются узбекская культура, советское наследие и модели, распространяемые с процессом глобализации. Наверняка этот опыт подскажет мне новые идеи для академических исследований.
Ева Лизина, ОП «Социология и социальная информатика»
Летняя школа в Узбекистане подарила мне очень много!
Во-первых, это колорит страны. Организаторы летней школы старались показать нам среднеазиатскую сказку с разных сторон. Мы посещали музеи, мечети и медресе, изучали названия улиц, гуляли по махалле, закупались на старейшем во всей Средней Азии базаре. То есть мы не просто слушали тезисы на лекциях, а именно прикоснулись к культуре Узбекистана.
Во-вторых, Средняя Азия, а Узбекистан — как ее центр, очень меня вдохновила. Эта поездка подарила мне тему для курсовой работы на 3 курсе. Я увидела другой народ, не похожий на нас, в каждом человеке чувствуется крепкое чувство национальной идентичности. Так вот очень любопытно, как эта целостность уживается с большой долей не религиозного населения, европеизированного, с теми, кто не говорит на национальном языке и всю жизнь живет в Ташкенте.
Мы жили в гостевом доме прямо на территории вуза. Там очень зелено! Дорога до вуза — огромное удовольствие из-за высоких крон деревьев, посаженных кустарников и цветов.