• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ищите образование, которое будет для вас увлекательным и полезным»

Магистерская программа «Анализ данных для государства и общества» открылась в Питерской Вышке в 2021 году. О том, как прошла апробация, и какова технология обучения на программе, рассказывает ее академический руководитель Ксения Тенишева.

«Ищите образование, которое будет для вас увлекательным и полезным»

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург / Степан Лихачев

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Идея программы

Программа «Анализ данных для государства и общества» дает аналитику для любого применения. Можно говорить о некотором ее родстве с программами по бизнес-аналитике, на которые сейчас высокий спрос, но у нас нет четкой фокусировки на той или иной предметной сфере. Благодаря широкой рамке, а также методологии и богатому инструментарию, который мы даем, можно использовать аналитику для чего угодно. Так, например, мы находимся в рамках Школы социальных наук и востоковедения, и многие выпускники бакалавриата рассматривают программу как продолжение и развитие своего образования, добавляя аналитику как инструмент к политологии или социологии.

Мы приглашаем на программу и технарей, и гуманитариев — первых мы готовы научить задавать правильные вопросы, чтобы участвовать в решении важных содержательных задач, а вторых —  снабдить новыми методами аналитики. Рассчитываем на эффект взаимодействия людей с разным бэкграундом. Правда, в первом наборе практически все студенты оказались с бэкграундом социальных наук, то есть те, кто понимает задачи и идет за инструментарием. Для них мы оперативно подкорректировали программу, добавили вводных курсов по методологии и программированию.

Что касается эффекта взаимодействия, такой эффект действительно есть, потому что предметная подготовка студентов разная. Наши первокурсники довольно активно обменивались идеями, и это несмотря на то, что почти весь прошлый год мы учились в гибридном режиме, а наши иностранные студенты смогли приехать только к началу апреля. Группа сплотилась, и эффект создания социальных связей очень хорошо сработал. Одна из студенток отметила еще один эффект, любопытный — изначально она пришла с установкой «научиться программировать и делать анализ данных», то есть ориентировалась на прикладную сторону рынка, но благодаря тому, что в течение года группа много читала и разбирались в связях теории с практикой и аналитикой, теперь уже не видит себя чисто в прикладных исследованиях: хочется чего-то более содержательного.

Особенности образовательного процесса

Обучение на программе идет по спирали — на первом году мы даем базу, а на втором проходим во многом по тем же местам и темам на более высоком уровне. В первый год реализуем большое количество анализа данных в базовом варианте, к которому «подшито» обучение программированию, курс по машинному обучению, текст майнинг (обработка естественного языка), компьютерное моделирование адаптивных систем — то, что называется агентным моделированием. Этот метод сейчас не слишком широко распространен, но востребован. Он используется и в социальных науках, и в индустрии.

Другой блок изучаемых курсов не связан с практическими навыками в анализе — в него входят методология и введение в политическую науку, а также научно-исследовательский и проектный семинары. Задача этих курсов в том, чтобы дать дополнительные знания в теории, если кому-то их не хватает, и, самое главное, чтобы проработать логику того, как мы от идеи исследования переходим к формулировке правильного вопроса и модели, которую заходим проверить. Там не обязательно должна быть большая теория — это, скорее, удел социальных наук, — но даже если вы, например, проверяете какие-то гипотезы по найму людей, хорошо бы правильно понять, что вы хотите проверить, и каким образом это нужно сделать. Чтобы научиться, эту цепь надо прорабатывать раз за разом.

На втором курсе развивается анализ данных, в котором добавляются новые методы, и продолжаются агентное моделирование и текст-майнинг: он кажется сейчас очень важным и нужным в разных сферах. Добавляется еще один курс, связанный с методологией, и содержательный курс по выбору, в котором смешивается теория и практика. Таких курсов два: эксперимент в социально-политических науках (в первую очередь речь идет о лабораторных экспериментах) или же курс по открытым данным и электронному правительству.

Научно-исследовательский и проектный семинары

Научно-исследовательский семинар (НИС) организован для того, чтобы обсуждать наиболее важные и свежие работы (статьи) в разных сферах с точки зрения содержания и с точки зрения методологии. Он начинается во втором семестре первого курса — к этому моменту студенты выбирают тематику, которая им интересна. Из пула сотрудничающих с программой преподавателей мы определяем тех, кто занимается какой-то смежной темой, и именно они читают и обсуждают статьи со студентами. НИС оказался очень удобным инструментом для того, чтобы немного дополнить программу.

Проектный семинар посвящен методологии работы над проектом — как его сделать и как представить, каким должно быть начало и завершение, и прочее.

Сейчас на программе ведется работа по трем проектам, созданным по той же логике, как и НИС — мы выяснили, что студентам интересно, и под эти интересы создали проекты. Для тех, кого интересуют социальные медиа, создали проект про то, как в социальных медиа распространяются новости и как одни и те же новости репрезентуются в разных странах. Еще один проект касается миграции в широком смысле: отношение к миграции, отслеживание миграционных потоков через разные средства больших данных, в том числе с использованием социальных сетей. Третий проект касается открытых данных и электронного правительства — он для тех, кто интересуется устройством управленческих процессов. В ходе работы над ним студенты занимаются сбором и систематизацией публично доступных выступлений действующих и бывших губернаторов и глав регионов РФ. Этим проектом руководят Андрей Стародубцев и Денис Стремоухов.

Соответственно, студенты разделились на три кластера по интересам и занимаются в рамках проектов. Если к нам придут студенты, которых интересует, например, HR или маркетинговый подход, мы сделаем проект под HR и под маркетинговый подход, потому что хотим, чтобы программа действительно работала на студентов.

Помимо трех крупных тематических, у нас есть еще проекты в других форматах: групповые или мини-проекты, а также написание project proposal.

У программы есть научный руководитель, Даниил Александрович Александров. Именно он организует содержательное наполнение программы, формирует проекты под темы студентов, обсуждает с ними курсовые работы, ведет семинар наставника. Даниил Александрович также ведет два больших проекта из трех вышеназванных: проект по социальным медиа – вместе с Аллой Лосевой, проект по миграции – со мной.

Совет абитуриентам от Ксении Тенишевой

Ключевыми факторами обучения чему угодно выступает интерес к тому, чем ты занимаешься, и понимание полезности. Если вы не будете видеть смысла в образовании, то, скорее всего, не станете доучиваться. Если образование кажется полезным, но нет интереса, завершить его тоже будет тяжело. Магистратура довольно сильно отличается от бакалавриата — поступая на магистерскую программу, студенты часто начинают работать, они уже нацелены на рынок труда. Важно, чтобы в этих обстоятельствах образование не воспринималось как помеха.

Ищите образование, которое будет для вас увлекательным и полезным, поможет вам подняться на новую ступеньку по пути к карьере, и тогда все получится.