• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения

11-12 октября в Кочубей-центре Питерской Вышки прошли I международные Кочубеевские чтения, посвященные частным коллекциям в России и в мире. Эксперты обсудили частные собрания в контексте предмета изучения, выставочных проектов и бизнеса. Конференция состоялась под патронатом семьи Кочубеев — четверо ныне живущих во Франции, Бельгии и США представителей рода Кочубеев посетили царскосельский особняк своего предка.

Наша миссия — сохранение культурных традиций

В феврале 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Петровича Кочубея, церемониймейстера двора российского императора Николая II, в чьем особняке сейчас располагается Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Василий Петрович был страстным и последовательным коллекционером, образованным и просвещенным человеком. Во II пол. XIX – нач. ХХ века он продолжил семейную традицию “собирания” минералов, редких изданий и предметов искусства, составил замечательные коллекции живописи и скульптуры. После революции 1917 года многие предметы из его коллекций были переданы в государственные музеи и разошлись по частным собраниям.

В юбилейный год хозяина особняка, в его доме состоялись Первые международные Кочубеевские чтения “Частные коллекции в России и в мире — опыт взаимодействия с обществом и государством”. Во время приветственного слова Сергей Рощин отметил, что для него, как для проректора университета, эта встреча немного необычная.  Участники и гости конференции — историки, искусствоведы, владельцы частных коллекций — собрались в стенах вуза, который называется Высшая школа экономики. Однако для Вышки расширение экспертизы является естественным ходом событий. Университет развивается во всех направлениях, а его главной миссией является бережный сбор, хранение и презентация интеллектуальных и культурных традиций.

“Университет является местом, где хранится и развивается необязательное знание. То знание, которое не имеет непосредственного применения или востребованности в профессиональной деятельности, — объяснил Сергей Рощин. — Но именно необязательное знание и формирует культурные связи и контакты, которые во многом позволяют нам развиваться и создавать социальные общности.

Кочубеевские чтения — это первый разговор о культурных кодах, благодаря которым мы понимаем друг друга. Их обязательно нужно сохранять и восстанавливать, если они начинают утрачиваться. Университет должен быть не просто генератором и хранителем знания, он должен быть площадкой для диалога. Диалога не только о настоящем, но и о связи прошлого с настоящим, о связи настоящего и будущего

Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ

Участники конференции

На Кочубеевских чтениях был представлен международный опыт создания, сохранения и репрезентации частных коллекций. Над программой конференции работали Алексей Крайковский, Юлия Лайус и Евгений Анисимов. Мероприятие прошло под эгидой VII Санкт-Петербургского культурного форума.

В качестве ключевых спикеров выступили директор виллы Эфрусси де Ротшильд Брюно-Анри Руссо (Франция), совладелица виллы Гарда графиня Альберта Кавацца (Италия), директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре (Эстония), представитель Университета Наварры в России Магдалена Гаете (Испания). Экспертная дискуссия строилась в формате круглых столов и затронула три тематических трека: частные коллекции как предмет изучения, как выставочные проекты и как бизнес.

Также Кочубеевские чтения стали образовательной площадкой для магистрантов программы «Актуальное прошлое: прикладная и междисциплинарная история». В течение двух дней они вели блоги, в которых освещали проходящие дискуссии, а в рамках резюмирующей сессии предложили несколько проектов международной коллеборации в сфере сохранения исторического наследия.

Кто и зачем занимается коллекционированием

На главный вопрос чтений “Открытие частных коллекций  — обязанность или ответственность?” было представлено сразу два ответа: зарубежный и российский. Йоост Схоккенбрук, директор Морского музея Ванкувера, рассказал о частном коллекционировании через призму истории.

Первые частные коллекции появились в XVI веке, в Эпоху Великих географических открытий. Люди интенсивно расширяли свои познания об окружающем мире. В то время большой популярностью пользовались редкости и диковины, которые нельзя было найти в Европе. Коллекционеры охотились за образцами флоры и фауны, минералами, предметами быта. В XVII веке в одних Нидерландах насчитывалось около 90 частных коллекций. В Петербурге также были подобные кабинеты редкостей, самый яркий пример — коллекция Петра Первого в Кунсткамере.

Частные собрания стали доступны широкой публике после Великой Французской революции. В XVIII - XIX веках музейное дело интенсивно расширялось. После того, как Карл Линней создал единую систему классификации растительного и животного мира, началась активная систематизация и каталогизация музейных коллекций. Когда частные собрания превратились в музеи, изменился сам подход к коллекционированию. Частные музеи должны были углублять и расширять понимание национальной истории, и, таким образом, европейские правительства идентифицировали себя с музеями, как с хранилищами культурно-исторической памяти.

Для меня понятие наследия тесно связано с понятием принадлежности. Иными словами, само место, экспозиция, состав коллекции должны давать возможность самоидентифицироваться с историей данного края и всего государства.

Йоост Схоккенбрук
Исполнительный директор Морского музея Ванкувера, Канада

Интерпретация коллекции зависит от культурного и политического контекста. Большинство частных коллекций создавались не для того, чтобы продемонстрировать национальную идентичность, а для того, чтобы удовлетворить личные познавательные и эстетические потребности коллекционера. Наследие — это сложный концепт, который имеет как ретроспективные, так и современные акценты, а именно пробуждение понимания реалий прошлого.

Частные коллекции — обязанность и ответственность

Отвечая на вопрос “Открытие частных коллекций  — обязанность или ответственность?”, Наталия Автономова, заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, однозначно переформулировала тему: не “или”, а только “и”. Ответственность в вопросе частного коллекционирования — чрезвычайно важное понятие, за которым следует и обязанность публичного представления предметов культурного наследия.

Первая грань ответственности — перед самой коллекцией. Владелец должен приложить все усилия, чтобы сохранить целостность собрания. К сожалению, коллекции, созданные до революции, часто распадались именно из-за отсутствия чувства ответственности.

Вторая грань  —  ответственность перед обществом. Коллекцию нужно открывать, прежде всего, для специалистов. Настоящие коллекции всегда имеют балласт, в них могут быть экспонаты, подлинность которых находится под сомнением. Выставить свое собрание на суд профессионалов — это своеобразный подвиг, который переходит в осознание долга перед обществом. История знает много примеров, когда частные коллекции повлияли на становление творческой идентичности художников. Возможно, без Сергея Щукина и его собрания французского импрессионизма не было бы “Черного квадрата” Малевича. На художников-нонконформистов II пол. XX века — Рабина, Мухина, Кабакова — повлияла  квартирная коллекция русского авангарда Георгия Костаки.

Следующая грань ответственности — это выставки. Коллекции экспонируют отдельно или в формате, когда произведения из разных собраний представлены на одной тематической выставке. Ну и, наконец, частную коллекцию можно передать государственному музею, где с ней будут работать профессионалы.

Почетные гости конференции

Почетными гостями Кочубеевских чтений стали Петр Васильевич (р. 1937), Андрей Сергеевич (р. 1938) и Василий Васильевич (р. 1942) Кочубеи — они приходятся хозяину особняка двоюродными внучатыми племянниками.

Пётр Васильевич — успешный бизнесмен из Брюсселя. На чтения он приехал вместе с супругой Еленой Викторовной, урожденной Спечинской. Пётр Васильевич и Елена Викторовна являются хранителями исторической памяти о хозяине особняка и его супруге, Варваре Васильевне, поскольку бабушка Елены Викторовны была дружна с дочерью Кочубеев уже после того как их семья покинула Россию.

Василий Васильевич Кочубей — геолог, кандидат геологических наук. Родился и вырос во Франции, почти 40 лет прожил в Бразилии, сейчас живет в Париже, где занимается общественной деятельностью.

Андрей Сергеевич Кочубей — доктор математики, президент православно-теологического фонда и один из руководителей благотворительного фонда Льва Толстого в Нью-Йорке. Открывая Первые международные Кочубеевские чтения, Андрей Сергеевич подчеркнул, что очень почтен тем уважением, которое оказывают ему и его родственникам в царскосельском особняке.

Я был знаком с пятью из восьми детей Василия Петровича Кочубея. Его старший сын, Александр, был моим крестным отцом, а младший, Николай — близким другом, который приезжал проведать меня в Нью-Йорке. Это было чудное семейство, и я тронут, что сейчас могу жить в этом доме. Особенно приятно, что ныне особняк служит благородному делу просвещения, и в нем проходят такие важные мероприятия.

Андрей Сергеевич Кочубей
Представитель дворянского рода Кочубеев

Коллектив Кочубей-центра приготовил для почетных гостей памятные подарки. Людмила Бантикова, искусствовед и хранитель особняка, на протяжении многих лет составляла расширенное генеалогическое древо рода, показывающее связи с другими дворянскими фамилиями и правящими домами Европы. На Кочубеевских чтениях потомкам рода торжественно передали уникальную родословную.