• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Искусство вокруг нас»: чему учат на программе «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Англоязычная магистратура «Менеджмент в индустрии впечатлений» создана для тех, кто хочет стать успешным в креативных индустриях и готов создавать новые проекты, соединяя искусство и бизнес. Среди партнеров программы Государственный Эрмитаж, Александринский театр, Музей Фаберже, «Севкабель Порт» и другие. В материале — интервью академического руководителя Елены Зеленской.

«Искусство вокруг нас»: чему учат на программе «Менеджмент в индустрии впечатлений»

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В сердце программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» — пересечение искусства и бизнеса

Название программы на русском отличается по смыслу от английского варианта. Английское Art and Culture Management (дословно — менеджмент искусства и культуры) — больше соответствует ее содержанию, емко раскрывает ключевые компетенции, которые мы передаем студентам. 

Несмотря на это, русскоязычное название «Менеджмент в индустрии впечатлений» очень важно для понимания контекста, в котором живет программа. Впечатления присутствуют если не во всех, то во многих сферах жизни: впечатление от использования конкретного продукта, от посещения галереи современного искусства или драматического театра. 

Сегодня искусство не только таится за стенами музеев и скрыто от обычных глаз, оно вокруг нас — интегрируется в городскую среду в виде паблик-арта и в бизнес, в его корпоративную культуру, продукцию и коммуникацию с потребителем. Все чаще компании используют сторителлинг, чтобы рассказать про философию бренда, его историю и наследие. Они организовывают городские события в коллаборации с арт-институциями. Работа с впечатлениями стала почти повсеместной, что и привело нашу программу на пересечение искусства и бизнеса. 

Ориентированность на практику 

Таких программ, как «Менеджмент в индустрии впечатлений» в России не так много. Нашим приоритетом является прикладная деятельность — мы отдаем предпочтение практике, нежели теории. Это выражается во множественных партнерских соглашениях с арт-институциями. Сегодня мы сотрудничаем с Государственным Эрмитажем, Царским Селом, Музеем Фаберже, Александринским театром, «Севкабель Портом», ювелирным Домом Cartier, Манежем и другими организациями. К наполнению программы активно подключаются эксперты-практики, которые четко понимают запрос рынка и как он изменяется.

От года к году мы расширяем партнерскую сеть и интегрируем партнеров в образовательный процесс. Студенты проходят производственную практику в компаниях-партнерах, создают вместе с ними значимые общественные проекты и проводят исследования. Это важно с точки зрения выпускного портфолио. Наши студенты выходят на рынок труда не только с дипломом, но и с опытом в индустрии. Зачастую в их портфолио уже есть проекты, которые влияют на их востребованность и стоимость на рынке труда. За два года студенты успевают поучаствовать сразу в нескольких. Мы никак их не ограничиваем. Наоборот, поощряем проактивность и мотивированность. Расскажу про несколько наиболее успешных проектов. 

Первым на ум приходит CIBA — уникальный проект, который мы третий год подряд реализуем вместе с Новой сценой Александринского театра. Это городское событие на стыке креативных индустрий, бизнеса и искусства, которое задумывалось как место встречи молодых людей с опытными специалистами из сферы. Наши студенты разрабатывают программу мероприятия и продвигают его, договариваются со спикерами, ведут социальные сети и так далее. 

В этом году проект вышел на новый уровень. Это видно и по количеству посетителей офлайн-мероприятия, и по охватам онлайн-трансляции. 225 человек пришли на мероприятие очно, онлайн-трансляция получила более 230 тысяч просмотров. К CIBA-2023 присоединились руководители, основатели, директора по маркетингу совершенно разномасштабных петербургских брендов: от фудмолла Vokzal 1853 до пространства «Севкабель Порт», от фонда «Антон тут рядом» до «ВКонтакте». 

У нас есть проекты с ГМЗ «Царское Село». Всем он известен парадным фасадом Екатерининского дворца, но на территории музея есть множество иных памятников истории и культуры, которые могут стать точками притяжения посетителей. Представители музея очень заинтересованы в их продвижении. Второй год мы работаем с Ратной палатой, это единственный в России музей Первой мировой войны. Прошлым летом наши студенты участвовали в организации серии кинопоказов и лектория. А этим летом пройдет фестиваль «В небе Царского Села: воздухоплавание в императорской резиденции». 

На программе есть и исследовательские проекты, например от Музея Фаберже и от ювелирного Дома Cartier. В начале 2023 года мы завершили большой проект, фокусом которого было молодое поколение и отношение его представителей к люксовым товарам. Это исследование было очень масштабным и состояло из трех отдельных этапов: глубинное интервью, опрос и эксперимент. Объектом исследования стали студенты крупнейших вузов страны. Нашим студентам нравится этот проект, потому что Cartier очень плотно взаимодействует с ними: устраивает стратегические сессии, мастер-классы, очные и онлайн встречи. Это, безусловно, яркий кейс в портфолио студентов. 

Обучение полностью на английском языке 

Обучение на программе ведется полностью на английском. Это обосновано спецификой сферы. Искусство — вневременной язык межкультурного обмена. Крупнейшие арт-институции мира находятся в постоянном диалоге и налаживают его с помощью английского языка. Это профессиональный язык в арт-менеджменте, который необходим для карьерного развития. 

Специалисты в сфере искусства и культуры должны ориентировать себя на международную коммуникацию. Своим студентам мы предлагаем множество возможностей. Например, у нас есть трек двойного диплома с Миланским университетом Sacro Cuore. Для студентов это возможность получить европейский диплом в дополнение к диплому Вышки. Сотрудничество с Sacro Cuore в очередной раз подчеркивает наше соответствие мировым стандартам образования в сфере арт-менеджмента. Обучение на программе длится целый год, это позволяет студентам получить не только колоссальный профессиональный опыт, но и опыт межкультурного общения. 

Траектории выпускников 

Программа реализуется на базе Школы экономики и менеджмента, поэтому набор основных компетенций выпускника строится вокруг управленческих навыков: проектный менеджмент, управление финансами, маркетинг, аналитика, анализ бизнес-процессов. При этом все дисциплины заточены под сферу искусства и культуры. Выпускники разбираются в экономических и юридических аспектах работы арт-институций. Со следующего учебного года усилится акцент на цифровые компетенции — мы добавили в учебный план два новых курса: «Практики цифровой трансформации» и «Управление интеллектуальной собственностью в цифровой среде». 

Выпускники нашей программы — будущие арт-менеджеры, кураторы, проектные менеджеры, галеристы, маркетинг-менеджеры, PR-менеджеры, консультанты в сфере арт-менеджмента, креативные директора и предприниматели. 

Мы не ограничиваем учебный план только сферой искусства и культуры, за счет чего расширяем возможности выпускников на рынке труда. Несколько последних лет мы плотно работаем с люксовым сегментом, не забываем также и о HoReCa. 

«Менеджмент в индустрии впечатлений» в лицах

У нас на программе есть сильные специалисты из академической среды, например Марина Матецкая и Ирина Боровская. А также большое количество курсов, которые читаются практиками. В следующем году с нами уже третий год подряд будет сотрудничать София Григорьева, заместитель директора Музея Фаберже, автор курса по экономике искусства. 

Стратегический партнер нашей программы — Государственный Эрмитаж. Мы очень плотно взаимодействуем с  Молодежным центром, которым руководит София Кудрявцева. Искусствовед Наталья Демина и проектный менеджер службы развития Эрмитажа Ольга Юдина преподают курсы «История искусства и современные культурные практики» и «Менеджмент арт-институций». В этом году к нам присоединилась еще и Екатерина Прочан, ведущий юрисконсульт Эрмитажа, она преподает курс «Правовая экосистема в сфере культуры, искусства и креативных индустрий».  

О предпринимательстве в люксовом сегменте рассказывает Наталия Белякова. А курс «Эстетика люксового бизнеса: феномен Cartier» ведет куратор культурного наследия, исследовательских и образовательных программ Cartier Аркадий Извеков.

Планы на будущее

Мы поставили для себя несколько важных задач. Продолжать работу по привлечению экспертов-практиков из индустрии, которые готовы делиться своим опытом со студентами и помогать им выстраивать сеть контактов. Мы собираемся усилить взаимодействие с институциями, которые занимаются современным искусством, в том числе с галерейным бизнесом. Среди наших партнеров сейчас не много таких организаций, а запрос со стороны студентов есть и усиливается. 

Также в списке задач дальнейшая интернационализация: углубление сотрудничества с зарубежными вузами, приглашение иностранных преподавателей и заключение новых партнерских соглашений. География партнерств, очевидно, будет меняться в ближайшие годы, поэтому в планах — налаживание взаимодействия с азиатскими университетами, которые могут открыть новые горизонты для студентов нашей программы. 

Кого ждут на программе 

Наша программа не предъявляет строгих требований к бэкграунду абитуриентов. К нам приходят юристы, востоковеды, лингвисты, менеджеры, экономисты, искусствоведы — ребята с совершенно разными знаниями и умениями, которых объединяет тяга к реализации своего эстетического, креативного и управленческого потенциалов. Они хотят работать в сфере, которая не только утилитарна, но и имеет эстетическую ценность для личности и общества. 

Мотивация — ключевой критерий отбора. Мы всегда ожидаем увидеть и почувствовать заинтересованность абитуриента в арт-менеджменте и креативных индустриях. Мотивация очень важна, потому что программа дает большое количество возможностей для развития — хочется, чтобы студент горел делом и использовал каждый шанс, чтобы стать профессионалом.