Закон на стороне искусства
Особенность магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» заключается в том, что многие преподаватели являются сотрудниками партнерских компаний, которые готовы делиться своим обширным опытом с начинающими арт-менеджерами. Представляем интервью с Екатериной Прочан, ведущим юрисконсультом Государственного Эрмитажа и преподавателем курса «Legal Environment of Arts, Culture and Creative Industries». Рассказываем о работе в Hyundai, приходе в Эрмитаж и работе по созданию NFT-коллекции.
На программе «Менеджмент в индустрии впечатлений» студенты проходят курс, посвященный правовым аспектам в креативных индустриях – «Legal Environment of Arts, Culture and Creative Industries». В этом году преподавателем курса стала Екатерина Александровна Прочан, ведущий юрисконсульт Эрмитажа, чьей специализацией является интеллектуальная собственность и музейное право. Опыт преподавания студентам в НИУ ВШЭ для нее стал первым. В ходе интервью Екатерина Александровна поделилась своими мыслями о преподавательском опыте и рассказала о работе в сфере культуры.
Какое у Вас образование и как Вы стали работать в Государственном Эрмитаже?
«В 2010 году я закончила Политехнический университет. Во время обучения в университете удалось пройти практику в международном консалтинге, французском банке, а также съездить в Лондон на курс по юридическому английскому, с целью получения базового юридического английского языка. Через пару дней после защиты диплома поступила на работу в международную компанию Hyundai (автомобильный завод). В том году завод еще достраивался, и я попала на интереснейший период стройки и построения документально-корпоративной организации большого предприятия. Параллельно с работой я прошла курс повышения квалификации по гражданскому праву в СПбГУ. В дальнейшем ежегодно стараюсь проходить курсы повышения квалификации по своей специализации.
Спустя 2 года работы в коммерческой компании (сейчас сроки поменялись, но раньше 2 года считалось стандартным сроком работы, который не вызывал вопроса ни у рекрутинговых агентств, ни у будущего работодателя), я прислушалась к себе и поняла, что нужно двигаться дальше, развиваться в более узкой специальности, и что не менее важно, учитывать свои жизненные интересы. В частности, мне всегда была близка сфера искусства и культуры. В марте 2012 году я увидела интересную вакансию в учреждении культуры на сайте агентства (изначально не было указано наименование учреждения). По итогу трех собеседований я была принята на должность Ведущего юрисконсульта Государственного Эрмитажа. Последнее собеседование проводил лично Михаил Борисович Пиотровский, поскольку Юридическая служба подчиняется напрямую Генеральному директору Государственного Эрмитажа»
В чем заключается принципиальное отличие работы в культурной институции от той, что ведется в коммерческой организации?
«Работа сотрудника, не только в юридической сфере, неразрывно связана с целями самой организации, которые с точки зрения юриста определены в уставе. Для организаций культуры, в частности музеев, не стоит на первом месте получение прибыли, в отличие от коммерческих компаний. Например, целями при создании музея является хранение, изучение музейных предметов, публикации научных трудов и пр. Поэтому анализ каждого проекта опирается, в первую очередь, на эффект культурно- просветительской деятельности, а потом уже на финансовые условия сотрудничества. Также, по моему личному мнению, сроки работы в культурных институциях растягиваются на большую часть жизни намного чаще, чем в коммерческих организациях. Поскольку, несмотря на то, что культурные институции отличаются приверженностью традициям и постоянством, их деятельность неразрывно связана с развитием общества, актуальными “веяниями”, поэтому профессиональная деятельность также развивается, в зависимости от уровня организации, сотрудники вовчены в различные современные проекты, по этой причине работать интересно и нет ощущения, что ты занимаешься однотипными задачами. Показательным в вопросе сроков работы является “День музейного сотрудника”, когда награждаются сотрудники, которые действительно долго работают в организации. Поздравления могут начинаться со срока продолжительностью в 25 лет и заканчиваться 65 и более годами. Когда я в первый раз была на подобной церемонии, такие сроки вызвали у меня искреннее удивление. Спустя годы, я поняла, что это очень реальные сроки, в частности в Государственном Эрмитаже.»
Какова ваша специфика юридической практики при работе в музее? Каковы основные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, работая в Государственном Эрмитаже?
«Когда я начала работать в музее, основной задачей, которая была поставлена для решения – незаконное использование интеллектуальной собственности Государственного Эрмитажа в интернете и при распространении контрафакта. Лицензионной деятельностью и использованием норм музейного права в рамках воспроизведения изображений музейных объектов (музейных предметов, фасадов и пр.) Государственный Эрмитаж занимается уже более 20 лет, но необходимо было больше внимания за контролем контрафактной продукции и на работу с нарушителями. По итогу у нас сложилась успешная практика в этом направлении, которым занимаются уже несколько сотрудников Юридической службы. Благодаря судебной практике, просветительской деятельности в этом направлении, коллаборационным проектам, на сегодняшний день намного больше потенциальных лицензиатов обращаются в музей еще на этапе создания продукции или иного использования объектов интеллектуальной собственности музея, что минимизирует претензионную работу в этом направлении и увеличивает договорную, которая имеет более позитивный характер сотрудничества.
С развитием технологий и в период пандемии, существенно увеличился объем создаваемых объектов интеллектуальной собственности как в рамках служебных произведений, так в рамках совместных проектов, поэтому работа по оформлению прав идет в режиме нон-стоп».
Известно, что недавно Государственный Эрмитаж реализовал новый проект по созданию NFT «Ваш токен хранится в Эрмитаже». Как государственная организация пришла к такому глобальному проекту и какой опыт может повлиять на будущую деятельность других музеев?
«В 2020 году (когда был огромный успех NFT) к нам обратилось государственное образовательное учреждение и предложило создать совместный проект с использованием NFT. Однако с юридической точки зрения стало ясно, насколько мы, две государственные организации, были ограничены. Например, любой NFT “дроп” в блокчейн требует комиссии, которая возможна исключительно с использованием криптовалюты, что является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации. Идею совместного проекта мы закрыли, но заинтересованность осталась.
Нам стало искренне интересно, что мы можем сделать, чтобы преодолеть данные сложности, учитывая популярность NFT на тот момент и мы стали подробно изучать новое направление. Нам было важно создать юридическую модель, которая полностью соответствовала бы нормам законодательства Российской Федерации, а также не ограничивала бы Государственный Эрмитаж в дальнейшем использовании изображений музейных предметов из своей коллекции, в отличие, например, от проекта галереи Уффици совместно с компанией Cinello.
Вся работа над проектом от идеи до реализации заняла примерно 6 месяцев, в рамках которой мы советовались с коллегами, специализирующимися на блокчейн системах, создали юридическую модель и концепцию проекта, а также осуществили все этапы по его реализации: выборка произведений и создание новых результатов интеллектуальной деятельности на основе изображений из коллекции музея, оцифровка, создание NFT коллекции, пиар кампания, проведение премиального аукциона на базе крупнейшей блокчейн системы Binance, закрытие договора и прочее.
По завершению проекта, Юридическая служба вела просветительскую деятельность (Начальник юридической службы Цыгулева М.В. опубликовала статью в журнале “Имущественные отношения в Российской Федерации” №09-2021, также мы совместно принимали участие в различных конференциях в качестве спикеров) для коллег с целью подробного ознакомления с юридической моделью проекта, которые другие музеи также могут использовать в рамках своей деятельности».
В заключении Екатерина Прочан рассказала о том, как изменилась сфера высшего образования и чего ждать от нынешних студентов ВШЭ.
«По моему мнению, образовательные программы изменились в лучшую сторону. Участие специалистов-практиков в качестве преподавательского состава дает возможность студентам услышать опыт про актуальные нестандартные кейсы организаций, узнать из первых уст про сложные ситуации и проблемы, с которыми встречаются сотрудники в культурных организациях и иную полезную информацию «не из учебников».
О студентах ВШЭ у меня остались очень хорошие впечатления. Порой можно услышать стороннее мнение, что современная молодежь не знает чего хочет. Однако после проведения курса, в рамках которого студенты задавали много актуальных вопросов, готовили интересные проекты на семинары, а также после участия в комиссии по отбору на программу двойного диплома в Милан стало ясно, что они (студенты) прекрасно мотивированы, заинтересованы в своем образовании и способны формировать и вести интересные проекты»
Надеемся на продолжение сотрудничества магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» с Государственным Эрмитажем, которое позволит студентам получить ценные знания о музейном деле и узнать о современных практиках в данной культурной индустрии.
Автор: Луконина Дарья, студентка 1 курса МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»