Разговор об искусстве и бизнесе на Новой сцене Александринского театра: как прошла CIBA
20 апреля состоялась конференция CIBA: Creative industries. Business. Art. Организаторами стали магистранты программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» совместно с Новой сценой Александринского театра. Мероприятие посетили 225 человек, трансляция во «ВКонтакте» набрала более 230 тысяч просмотров.
CIBA проходит на Новой сцене Александринского театра в третий раз благодаря партнерству театра с Высшей школой экономики. Конференция — один из главных проектов магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений». Организацией мероприятия занимались ее магистранты вместе с сотрудниками Новой сцены.
В этом году основной темой конференции стала роль искусства в корпоративной среде. Выступления спикеров делились на три тематических блока. Первый — о том, как индивидуальная креативность помогает создавать бизнес. Второй — о том, как крупные компании делают искусство и творчество частью своего культурного кода. Третий — о результатах коллабораций бизнеса с искусством.
Конференция началась с приветственного слова Анны Тышецкой, директора Питерской Вышки. Она подчеркнула значимость этого проекта для университета и города в целом, а также выразила готовность поддержать новые инициативы CIBA и Новой сцены Александринского театра.
Анна Тышецкая, директор Питерской Вышки
Я рада, что CIBA проходит именно на Новой сцене Александринского театра, это очень ценное для Вышки партнерство. Мы готовы к совместным культурным проектам, которые будут полезны и для бизнеса, и для города. Новые творческие инициативы CIBA и ее команды тоже будут нам в радость, университет с удовольствием их поддержит. Культурные проекты всегда были и остаются важной частью Вышки.
Для Новой сцены Александринского театра CIBA стала важным творческим экспериментом. Он вписывается в развитие театра как значимого культурного центра и приобретает новые смысловые очертания. В августе 2022 года сцене было присвоено имя Всеволода Мейерхольда, известного театрального режиссера XX века, который прославился необычным подходом к спектаклям и декорациям.
«CIBA стала попыткой найти новые смыслы — и для бизнеса, и для искусства», — говорит Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра.
Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра
Сейчас очевидно, что без искусства в бизнесе — никуда, что бизнес — это тоже в своем роде искусство. Но не все видят, насколько такой симбиоз оказывается полезным. Опыт Новой сцены тоже может обогатить эту дискуссию. У нас гибкий и открытый к изменениям коллектив, но это было бы невозможно без особенной творческой среды, которую мы создали. Когда мы рассказываем о своих базовых подходах коллегам из корпоративного мира, в их картине мира многое меняется. Искусство помогает кайфовать от работы и в каком-то смысле освобождает. А без этого раскрыть свой талант — невозможно.
Первая секция конференции отвечала на вопрос о том, как искусство влияет на зарождение бизнеса. С одной стороны, оно помогает предпринимателю раскрыть свой талант, с другой — становится частью креативной идеи. Такая история произошла с фудмоллом Vokzal 1853, который открылся в здании бывшего Варшавского вокзала. Генеральный директор фудмолла Никита Улыбин рассказал, что историческое прошлое площадки сильно повлияло на итоговую концепцию бизнеса. Vokzal 1853 стал развлекательной площадкой, а в его интерьере используются отсылки к цветовому оформлению старых вагонов.
Вторая секция сфокусировалась на том, как проекты в области искусства становятся отличием крупных компаний и частью их корпоративной среды. Руководительница пресс-службы hh.ru Мария Бузунова рассказала, что в компании снимают короткометражные ролики по итогам квартала. В основу концепции ложится фильм или сериал, который вдохновил сотрудников, например — «Матрица» и «Чем мы заняты в тени».
В компании «ГЕРОФАРМ» современное искусство стало не только важной частью корпоративного духа, но и отличительной особенностью интерьеров. В каждой переговорке есть роспись с ученым, который посвятил жизнь исследованиям инсулина. Коллекция фармкомпания богата предметами современного искусства. Например, сотрудники могут увидеть одного из «Красных человечков» Андрея Люблинского, преподавателя Питерской Вышки и известного художника.
Галина Греннинг, менеджер по внешним коммуникациям компании «ГЕРОФАРМ»
Искусство — это важная аминокислота в ДНК компании. Мы уделяем большое внимание архитектуре и дизайну наших инфраструктурных объектов, а также окружаем команду современными арт-объектами. Сотрудники отмечают, что любовь к искусству создает особую атмосферу и отличает нас как работодателей.
Эта приверженность искусству находит и внешнее проявление: проекты по повышению доступности искусства для общества и сохранению культурного наследия — часть корпоративной социальной ответственности «ГЕРОФАРМ». Например, в честь двадцатилетия компании мы провели акцию «20 добрых дел», в рамках которой поддержали музеи и творческие объединения. Мы стали партнерами двух выставок в Москве и Санкт-Петербурге: «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» и New Nature арт-группы Recycle Group. Также мы подарили музею-заповеднику «Царское село» фрагмент прижизненного портрета Екатерины I.
Третья секция CIBA была посвящена коллаборациям. Она объединила представителей культурных кластеров, крупных компаний и НКО, которые обсуждали преимущества и задачи современных коллабораций. Основная цель совместных пиар-акций — обмен идеями и аудиториями. Для НКО коллаборации становятся способом проинформировать о своей деятельности и поддержать подопечных.
Некоторые компании создают пространство для новых идей об искусстве, делают его более доступным. Александра Звездина, руководитель направления по работе с сообществами в группе культуры и искусства VK, рассказала о сотрудничестве с ММАМ — Московским Мультимедиа Арт Музеем. На площадке VK был создан видеопроект «Азбука российской фотографии», который помог сообществу вырастить аудиторию.
Спикеры отмечали, что работа над коллаборациями — сложный процесс. Иногда коллаборации оказываются настолько большими, что забирают все силы команды пиарщиков, рассказала Лада Ефимова, пиар-директор «Антон тут рядом». Убеждать в пользе коллабораций — тоже сложно. Александра Звездина порекомендовала обратить внимание на нейросеть, которая запустилась к 125-летию Русского музея. Были культурные институции, которые отказывались от подобных проектов.
Кроме открытых дискуссий и выступления экспертов, участников CIBA ждали квизы, пространство для нетворкинга и фотозона с арт-объектами Виктора Грачева. За участие в конференции можно было получить сертификат, который дает дополнительные баллы для поступления на магистерскую программу «Менеджмент в индустрии впечатлений».
Екатерина Пастухова, 4-й курс, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»
Я занимаюсь городским территориальным брендингом, меня интересует сфера искусства — музеи, театры, кино. И я решила прийти сюда, чтобы найти новые контакты и познакомиться с людьми, которых интересует та же сфера, что и меня. Ну и может, получить дополнительные баллы для поступления дальше в Вышку, один из вариантов — как раз программа «Менеджмент в индустрии впечатлений».
Организаторы CIBA планируют масштабировать свой проект, не ограничиваясь ежегодными очными встречами. Возможно, проект получит продолжение в одном из онлайн-форматов.
Елена Зеленская, академический руководитель программы «Менеджмент в индустрии впечатлений»
CIBA становится все более заметным событием городского масштаба и местом притяжения для профессионалов из арт-среды. Про нас пишут многие арт-институции и медиа. Так что мы чувствуем, что CIBA уже становится брендом. Вместе с Новой сценой Александринского театра мы будем думать, как развивать этот проект. Хочется сделать так, чтобы CIBA была не просто разовым ежегодным мероприятием, а жила в течение года. Возможно, мы попробуем инструменты вроде подкастов и продолжим диалог об искусстве и бизнесе еще и онлайн.
Зеленская Елена Михайловна
Департамент менеджмента: Доцент
Тышецкая Анна Юрьевна
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Директор филиала