• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Образование будущего»: Питерская Вышка показала абитуриентам все возможности университета

Более двух тысяч школьников и их родителей посетили 12 октября Канатный цех Питерской Вышки. На Дне открытых дверей, который прошел под девизом «Город возможностей», абитуриенты познакомились с образовательными программами, студенческой жизнью и правилами поступления в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

«Образование будущего»: Питерская Вышка показала абитуриентам все возможности университета

© Владимир Александров | НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Знакомство будущих абитуриентов с особенностями поступления началось с лекции Приемной комиссии. Заместитель начальника Управления по организации приема и работе с абитуриентами Алина Тарасова представила подробную статистику приемной кампании 2025 года и рассказала о важных изменениях в правилах поступления.

«Ключевая дата для абитуриентов — 20 января, когда будут опубликованы официальные правила приема 2026 года со всей актуальной информацией о программах, количестве мест и вступительных испытаниях. До этого момента мы консультируем вас на основе данных текущего года, — объяснила Алина Тарасова.У нас работает система приоритетов, и она, очевидно, останется. Вы можете выбрать неограниченное количество образовательных программ в рамках пяти направлений подготовки. В 2025-м у нас были абитуриенты, которые подавали документы на 20 программ… Поэтому знакомьтесь с нашими возможностями, преподавателями, студентами, определяйтесь с тем, что вам по душе».

Около 45 % абитуриентов ежегодно поступают по результатам олимпиад. Приемная комиссия посвятила отдельную лекцию этой траектории. Ежегодно более 200 тысяч школьников участвуют в интеллектуальных состязаниях Вышки. Олимпиадники прошлых лет развеяли популярные мифы и рассказали о разнообразии вариантов — от классических предметных состязаний до творческих конкурсов и хакатонов. Так, в «Высшей пробе» — 28 профилей, а победителями и призерами в 2025 году стали 4,5 тысячи человек.

Личным примером поделился студент первого курса программы «Бизнес-информатика» Павел Пигин. Он поступил благодаря олимпиаде, подготовившись к ней всего за два месяца. «Через ЕГЭ поступить тоже можно. И таких однокурсников у меня много», — добавил студент.

В течение дня прошли презентации всех 20 образовательных программ бакалавриата, а познакомиться с академическими руководителями и студентами можно было на стендовой сессии.

«Абитуриентов и их родителей интересует, кем будут работать выпускники, сложно ли у нас учиться, — делится декан Школы экономики и менеджмента Татьяна Лезина.Очень ценная возможность — поговорить с нашими студентами, которые честно и азартно рассказывают про программы. Мне приятно самой послушать, что они говорят про обучение… Многие абитуриенты переживают, видя наши высокие проходные баллы, и сразу возникает тревога: поступим или не поступим? Обещать мы не можем, советуем пробовать».

Студенты программы «Политология и мировая политика» Кирилл Баранов и Владислав Овчаренко отметили, что чаще всего абитуриенты спрашивают о карьерных перспективах: «Беспокойство понятно: нигде в штатном расписании нет конкретной должности политолога. Но те навыки, которые студенты получают на нашей программе, применимы в разных сферах — от аналитики до IT. Мы рассказываем про возможности, которые предоставляет наш факультет, про дисциплины, которые мы изучаем. Политология может стать компромиссом для тех, кто хочет соединить гуманитарные знания с прикладными методами. Школа социальных наук помогает гуманитариям познакомиться с математикой и статистикой — если им понравится, они смогут использовать эти навыки в будущей работе».

По словам руководителя программы «Архитектура» Сергея Падалко, в этом году гораздо легче отвечать на вопросы абитуриентов, потому что на новом бакалавриате Питерской Вышки уже обучаются студенты. «За полтора месяца у них уже сформировалась любовь к программе, поэтому они агитируют поступать к нам», — подчеркнул он. Первокурсница Анастасия Булахтина дополнила: «Мы отучились всего месяц, но уже реально что-то проектируем. Самое главное, что у нас свобода творчества: наши работы не ограничиваются ГОСТами, СНиПами, как это происходит в обычных вузах».

Практические советы от студентов прозвучали на шести тематических лекциях о реальности университетской жизни: от академических нагрузок до перспектив после выпуска. Студент четвертого курса программы «Прикладная математика и информатика» Валерий Мацкевич рассказал о карьерных возможностях, которые дает Питерская Вышка. Он сам уже год работает в компании VK, как и многие его однокурсники. «Я рассказал про троих ребят, которые работали сначала в научной лаборатории на факультете, а потом на третьем курсе устроились в VK. У нас в ШИФТе у многих так — бесшовный  переход из университета в компанию», — поделился студент.

Традиционно много вопросов вызывают возможности академической мобильности, которые предоставляет НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург благодаря обширным партнерским связям по всему миру. 87 вышкинцев в этом учебном году отправились на осенний семестр в зарубежные университеты. Студентка четвертого курса «Международного бакалавриата по бизнесу и экономике» Дарья Мясоедова рассказала о своем опыте обучения в Италии. Она отметила, что для участия в программах мобильности нужен хороший средний балл, знание английского языка и активное участие во внеучебной жизни. Студенты могут выбирать из десятков университетов-партнеров в Европе, Азии и других регионах мира.

«Мобильность — это не только образовательный опыт, но и мощный карьерный инструмент. Через две недели после возвращения я устроилась на работу, — подчеркнула Дарья.Когда я уезжала, то боялась, что упущу что-то или отстану по учебе. Оказалось, что наоборот — этот опыт настолько меня раскрыл и вывел на другой уровень, что я стала гораздо сильнее как личность. Мобильность в резюме — это иллюстрация вашей способности к адаптации и стрессоустойчивости».

Также студенты Питерской Вышки поделились своим опытом научной деятельности, внеучебной активности, рассказали о системе кураторства, студсовете и других особенностях университетской жизни.

На Дне открытых дверей абитуриенты узнали о возможностях Военного учебного центра при НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Студенты могут получить военно-учетную специальность на втором и третьем курсах. После комплексной оценки и успешного окончания программы выпускники получают звание «сержант запаса» и освобождаются от призыва в армию.

Факультет довузовского образования (ФДО) предложил участникам разнообразные форматы подготовки к поступлению в университет. «День открытых дверей привлек много талантливых и мотивированных школьников. Особенно было приятно видеть в пространстве ФДО не только старшеклассников, но и ребят из 9-го и даже 8-го классов, которые решили вдумчиво подойти к построению своей образовательной траектории. Они активно интересовались возможностями, которые мы предлагаем, — рассказал Николай Пшеничный. Так, на Малом историко-филологическом факультете начался цикл семинаров по петровским временам, Школа юного социолога открыла набор на пятый поток интенсива «Общество и будущее», и еще есть шанс успеть подать заявку на очередной поток Малой экономической школы. Для выпускников школ с 11 ноября стартует подготовка к итоговому сочинению, и для всех работает профориентационный телеграм-бот».

Школьники и их родители участвовали в мастер-классах и квестах, изучали историю здания и собирали плейлист абитуриента. Экскурсии по корпусу «Канатный цех» показали, как историческое пространство адаптировано для современного образовательного процесса.

Олег Антиков, ученик 11-го класса:

«Сегодняшнее мероприятие стало важным подтверждением моих предположений о том, что медиакоммуникации — это более практико-ориентированное направление по сравнению с классической журналистикой. Особенно впечатлило, что студенты могут начать работать уже на втором-третьем курсе. Медийная сфера привлекает меня уже около двух лет, но я понимаю, что индустрия сильно изменилась и сейчас сложно определить перспективы традиционной журналистики. Поэтому рассматриваю параллельно и другие гуманитарные направления — уже взял буклеты по программам «Тексты, языки и цифровые инструменты» и филологии. Хочется иметь несколько вариантов на случай, если планы изменятся».

Юлия Потапова, девятиклассница, ученица художественной школы:

«Лекция по архитектуре произвела на меня сильное впечатление. Особенно интересно было увидеть проекты, которые находятся в реальной разработке прямо сейчас, — понять, как работают архитекторы, на что направлены современные тренды, что сейчас популярно в профессии. Хотя в дизайне тоже есть простор для творчества, архитектура кажется мне более привлекательной. Не могу сказать, что выбираю исключительно из карьерных соображений — все так быстро меняется. Для меня важнее найти профессию, которая будет ближе к людям. Архитектор должен работать с людьми, понимать их потребности, знать, что им интересно увидеть, как им будет удобнее перемещаться в пространстве, которое мы проектируем. Что касается этого корпуса — он просто шикарный! Мне все здесь нравится, я уже хочу сюда поступить».

Маргарита Белякова, ученица 11-го класса:

«Мы с подругой уже побывали на презентации программы «Аналитика в экономике», сейчас идем на «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». В основном рассматриваем экономические направления для поступления. Стратегию уже определили — записались на олимпиады и очень на них надеемся».

Полина Бочина, ученица 10-го класса:

«Я здесь первый раз, и хочется больше узнать о возможностях университета. В основном рассматриваю технические направления — бизнес-информатику, математику и смежные специальности. Мне кажется, это очень перспективные области. Но сегодня узнала, что здесь есть и дизайн — тоже интересное направление. Правда, пока мало что об этом знаю. Я ведь еще только в десятом классе, так что времени разобраться достаточно».

Ариана Чувилина, ученица 11-го класса:

«Корпус просто шикарный! Мне очень нравится, как здесь все организовано — и архитектура, и интересные инсталляции. Глаза разбегаются от количества возможностей. Я изучала разные варианты для поступления, но больше всего нацелена на Высшую школу экономики. Здесь мне нравится атмосфера. Особенно впечатлил индивидуальный подход преподавателей к каждому студенту — об этом рассказывали на лекциях. Мне хочется создавать что-то с первого курса, заниматься творчеством, а не осваивать технические основы. И здесь, в Вышке, обучение построено именно так, как мне нужно для дизайна одежды».

Маргарита Богданова, ученица 10-го класса:

«Мы узнали много полезного про олимпиады и побывали на экскурсии в музее. Для меня галерея была особенно актуальна — в прошлом году я делала школьный проект про конструктивизм, и это здание входило в перечень объектов, которые я изучала. Тогда корпус еще не был открыт, а теперь удалось побывать внутри — очень интересные ощущения!

Рассматриваю программу «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». Поговорила с руководителем — строгая женщина, немного напугала, но, думаю, к каждому можно найти подход. Главное, что у студентов хорошая атмосфера, хоть они и учатся в другом корпусе.

Очень понравилось, что девушка в костюме вороны поднимает настроение — приходишь узнать про экзамены и баллы, а тут: «Давай обнимемся!» Квест тоже классная идея — помогает изучить здание, где, возможно, будешь учиться. И призы приятные — необычные блокноты и много стикеров».

Серафима Опарина, ученица 10-го класса:

«Склоняюсь больше к социологии, поскольку с математикой у меня не все гладко. Хочется сдавать обществознание и английский, хотя математику все равно придется. Мы специально пришли в десятом классе, чтобы заранее все изучить. В одиннадцатом будут только ЕГЭ и олимпиады, а сейчас есть время спокойно разобраться — что, куда, зачем и почему».