• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологические лаборатории в Питерской Вышке: возможности для студентов

В этой статье рассказываем о лабораториях Департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и о том, как студенты могут начать работу в них.

Источник: Photo by Priscilla Du Preez 🇨🇦 on Unsplash

Источник: Photo by Priscilla Du Preez 🇨🇦 on Unsplash
Начать карьеру в науке студенты Питерской Вышки могут уже во время обучения, став волонтером или стажером-исследователем одной из лабораторий. За вакансиями можно следить на сайтах и в социальных сетях лабораторий. Также студенты могут обращаться к их руководителям с вопросами о возможностях участия в исследовательских проектах. Департамент социологии включает в себя 4 лаборатории, специализирующиеся на разных тематических направлениях и методах проведения исследований:

- Центр молодежных исследований,

- Лаборатория социальной и когнитивной информатики,

- Лаборатория сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта,

- Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки».


 

Центр молодежных исследований (ЦМИ) реализует проекты, касающиеся образования, карьеры, миграции, потребительских практик молодых людей, социального активизма, креативного потенциала молодежи, городских молодежных пространств. В исследованиях Центра преобладают качественные методы: интервью, фокус-группа, наблюдение. Отдельное направление работы ЦМИ – это съемка документальных социологических фильмов.

Подобнее о проектах лаборатории:

Устойчивость и креативный потенциал молодежи Северо-Кавказского региона в контексте образовательной и трудовой миграции

Поколение Z в поисках баланса: условия труда, режимы работы и жизненные ценности в представлениях молодежи и работодателей

Образовательная миграция студентов из небольших городов и сел в мегаполисы. Социальное включение как способ повышения устойчивости: барьеры, стратегии, успешные практики

Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы «утечки мозгов»

 

Лаборатория социальной и когнитивной информатики (СКИЛа) изучает и моделирует взаимодействия индивидов и групп с информацией, информационными технологиями, другими пользователями. Основные темы исследований: жизнь человека в цифровой среде, ИИ-решения для социальных задач, восприятие и усвоение информации, виртуальные сообщества. Исследования лаборатории опираются на социальные, поведенческие и когнитивные науки, а также передовые методы компьютерных наук (машинное обучение, компьютерная лингвистика).

Подобнее о проектах лаборатории:

Роль стратегий проверки информации в процессе валидации недостоверной информации

Воспринимаемое качество общения в реальных и компьютерно-опосредованных встречах и его объективные измерения на примере окситоцина и мимических маркеров

Феномен «Социального почерка» личности в виртуальных социальных сетях

ИИ-ассистенты для психологии и психиатрии

 

Лаборатория сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта

Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ) исследует проблемы субъективного благополучия и уровень счастья, проблемы миграции и отношения к мигрантам в обществе, проблемы национализма и этнических конфликтов. В фокусе внимания ЛССИ также находится сравнительный анализ ценностей, в том числе изучение динамики ценностных сдвигов в России и других постсоветских государствах, соотнесение этой динамики с политическими и экономическими изменениями.

Подобнее о проектах лаборатории:

Ценности, качество жизни и социальный капитал в региональной перспективе

Сравнение результатов онлайн- и офлайн-опросов в межстрановой перспективе

Исследование когнитивной нагрузки респондентов при заполнении социологических опросов

Влияние несхожести ценностных установок индивида с преобладающими показателями в стране на субъективное благополучие: модерационный эффект политической системы

 

Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки» (СЛОН) занимается изучением образовательной системы, школьников, рискового поведения и здоровья подростков, молодежи в социальных сетях. В работе лаборатории сочетаются количественные и качественные методы, исследовательские и образовательные процессы.

Подобнее о проектах лаборатории:

Экспертный опрос по вопросам адаптации детей-мигрантов в сфере образования в Санкт-Петербурге

Депрессия, агрессия и социальная тревожность

Социально-психологические факторы адаптации и интеграции детей-мигрантов