Как социологи смотрят кино или несколько слов о визуальном анализе
С социологическим воображением в обычной ситуации можно увидеть больше, чем обычно. Для этого, например, можно прибегнуть к визуальному анализу. Визуальный анализ сосредотачивается на визуальных проявлениях общественной жизни, то есть на том, что можно заметить глазами. Сегодня мы расскажем о том, зачем социологам нужен анализ изображений и видео, как можно проанализировать объект, который мы видим, а также приведем примеры визуального анализа из практики студентов-социологов.
Зачем это нужно социологам?
Визуальные материалы — неотъемлемая часть жизни современного человека. Изучать визуальную культуру социологи начали не так давно: рождением визуальной социологии как самостоятельной дисциплины считаются 70-е года прошлого века. С 1986 года издается журнал Visual Sociology, сейчас известный как Visual Studies. В 1977 Сьюзен Зонтаг публикует знаменитый сборник эссе «О фотографии». Любопытно, что Зонтаг не интересовали ни стилистика, ни техника, ни условность школ в анализе изображений. В ее фокусе было то, что ускользнуло от всеобщего внимания или как она писала в своих эссе: «периферийное, второстепенное, забытое». Так Сьюзен Зонтаг пыталась установить связь кадра с «реальностью», с опытом, происходящим в действительности. Она рассматривала скорее этические и ментальные свойства кадра, нежели технические.
В современной визуальной социологии «визуальность» воспринимается как форма измерения и изучения социальной действительности, позволяет реконструировать окружающий нас мир, хотя, конечно, визуальные социологи давно не ограничиваются анализом фотографий: 21 век окружает нас самыми разными формами визуальных материалов.
Как можно проанализировать визуальный объект?
Для визуального анализа глобально нужно ответить на вопрос: «Что изображено?». Анализируя изображение или видео, важно подмечать как образность контента, так и то, что мы видим на нем фактически. Чтобы понять, что именно изображено, следует обратить внимание на различные атрибуты объекта:
●Контекст/ Ситуации – области общественной жизни. Например, это могут быть дом, работа, потребление, путешествия (перемещение в пространстве), болезнь, смерть, образование (воспитание), религия, политика, наука (познание), искусство, отдых (развлечение), спорт, война и природные катастрофы.
●Люди/ Акторы. В качестве подсказки для анализа можем ответить себе на вопросы: Кто изображен? Какого размера акторы по отношению к общей картинке? Где акторы расположены? Как акторы выглядят?
●Действия. Постарайтесь описать, что делают акторы на изображении?
●Социальное взаимодействие. Проанализируйте, как акторы взаимодействуют друг с другом/ с предметами/ с пространством, в котором они находятся?
●Культура/ Предметы. При анализе культуры/предметов на изображении вам могут помочь некоторые из вопросов, которые мы упоминали ранее: ЧТО изображено, ЧТО вы видите на фотографии/видео? Какого размера эти объекты по отношению к общей картинке? Где они расположены и что делают? Обратите внимание, что отсутствие каких-либо предметов тоже важно в визуальном анализе. Так, вы можете заметить, что какие-то вещи отсутствуют там, где мы их привыкли видеть, или, например, они расположены в непривычном для нас месте, формате.
На что еще следует обратить внимание?
Здесь мы хотим напомнить, что визуальный объект — это не только о том, что мы видим, но и то, кто это производит, для кого и каким образом. Для этого подумайте о следующем:
1. Кто делал изображение/видео: (профессиональный фотограф или режиссер, политтехнолог, работник магазина или покупатель, друг/партнер/родители и пр.): фокус анализа во многом будет зависеть от позиции того, кто произвел визуальный объект.
2. Для кого предназначалось изображение/видео: объект, который вы анализируете, мог быть создан, например, для семейного альбома, личных или корпоративных социальных сетей, телезрителей и пр.
3. Каким образом создано изображение/видео, на что снят объект? Это может быть снимок на пленочную камеру или фотография на телефон, это может быть случайный кадр или срежиссированное видео.
4. В целом поле для анализа кажется почти безграничным: обратите внимание, есть ли сопроводительный текст к объекту и какой посыл он несет, какие оттенки и цвета преобладают в визуализации и т.п.
Наши студенты-социологи занимались исследованием с применением методов визуального анализа. Вот, что рассказывает одна из участниц исследования:
«Во время обучения мы достаточно плотно работали с методами визуального анализа. Изучали самый разнообразный контент во всевозможных разрезах: фотографии политиков в разные периоды их политической активности, репрезентация детско-родительских отношений в подростковом кино, конструирование новой маскулинности в социальных сетях публичными личностями. Одними из наиболее запоминающихся для нас проектов, пожалуй, стали исследование форм гражданского и политического участия фан-сообщества k-pop и исследование сопоставления западного и азиатского понимания кибертехнологий на примере фильмов «Призрак в доспехах» и «Тихоокеанский рубеж». Это интересный опыт, после которого кажется, что обычный просмотр кино и скролинг новостной ленты уже невозможен».
Социологи не только смотрят и анализируют кино, но и снимают его сами. А если вы хотите дополнить ваше исследование визуальными данными, но не знаете, с какой стороны подойти к анализу, вам может пригодиться этот материал.
Автор текста: Анастасия Крылова
Редактура: Екатерина Гладченко