• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование с визуальными данными. По мотивам семинара СОЦ UP

В своей работе социологи-качественники используют не только интервью, но и фотографии, скетчи, ментальные карты, видеозаписи, коллажи. 23 марта Елизавета Полухина и Анна Стрельникова поделились своим опытом использования в исследованиях различных визуальных данных. Мы расскажем вам о самых интересных находках коллег, а в конце статьи вы найдете полезную литературу о том, как собирать и анализировать собранный вами визуальный материал.

Исследование с визуальными данными. По мотивам семинара СОЦ UP

Слайд из презентации Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой

Введение

На распространение визуального метода в социологии повлияло несколько событий. По мнению исследовательниц прежде всего оно связано с таким явлением как визуальный (креативный, мобильный, эмоциональный, материальный, культурный) поворот в социальных науках. Кроме того, с критикой интервью-центричных исследований. И немаловажную роль в увеличившемся интересе к визуальному играет актуализация сюжетов, для исследования которых особо важно использование визуальных данных (таких как: социальные эмоции, идентичности, культурные практики и другие).

 

Пять исследовательских дилемм

Елизавета Полухина и Анна Стрельникова использовали визуальные данные в исследовании об индустриальном прошлом и жителях заводских районов (проект «Прошлое и настоящее рабочих районов»). Вместе (в соавторстве с Александриной Ваньке) они написали книгу «Как собрать данные в полевом качественном исследовании», где аккумулировали свой опыт. На семинаре они предложили ознакомиться слушателям с пятью исследовательскими дилеммами, с которыми столкнулись сами.

 

Первая дилемма: фото или sketching?

И фотография и скетчинг – фиксация визуального в момент времени. Однако эти два метода имеют ряд различий: скетч представляет собой нарисованный от руки рисунок. Фотографирование – процесс более простой в исполнении, позволяющий стимулировать ваше внимание и воображение; фотография может быть как иллюстрацией, так и самостоятельным предметом анализа. Фотографии анализируются различными методами: герменевтический анализ, семиотический анализ, структурный и дискурсивный анализы.

Слайд из презентации Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой

Скетчи могут создаваться как на месте, так и по памяти или по фотографии. В отличие от фотографии, скетчинг позволяет сделать взгляд более «избирательным» и добавить интерпретации самого рисующего. Часто скетч используется как элемент исследовательского дневника. Скетчинг может быть использован и как метод взаимодействия с информантами: можно попросить их нарисовать что-то коллективно, задать тему и обсудить результат.

Подробнее о методе скетчинга смотрите в видео «Sketching research with The Morgan Centre at The University of Manchester»

 

Вторая дилемма: обычный вопрос или проективный?

Прямые вопросы не всегда позволяют исследователю получить необходимую информацию. Проективные методики в ряде случаев помогают и социологу, и информанту более комфортно подойти к теме, стимулировать рассказ или спровоцировать дополнительные вопросы. Примером такого подхода являются ментальные карты (исследователь просит информанта нарисовать карту района или города, где тот живет, своей квартиры или других мест, в зависимости от целей исследования), круги общения (информанту предлагается поставить себя в центр круга и нарисовать другие круги вокруг, расположив ближе к себе или дальше от себя различных людей) и коллажи.

Слайд из презентации Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой

Третья дилемма: биографическая прогулка или «статичное» интервью?

Разница между статичным (традиционным) и мобильным (в движении) интервью выражается как в изменении ситуации сбора данных, характере данных, так и в способе обращения с данными. Если в статичном интервью вы получаете как правило только запись интервью, то интервью в движении позволяет собрать более объемный материал, включающий связь рассказа информанта о своей жизни с окружающим его пространством, его «естественный» опыт повседневности. Прогулка может стимулировать воспоминания информанта об определённых событиях, связанных с конкретным местом.

Итогом биографической прогулки может стать не только интервью, но и многомерная карта – объединение вашего пути на карте (записанного, например, с помощью Google Maps) и фотографий с прогулки.

Слайд из презентации Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой

Четвертая дилемма: картография: нужны ли карты?

Лекторы назвали несколько вариантов использования карт в исследовании: простое использование для анализа выбранного объекта (без изменений и дополнений) и аналитическое картографирование – процесс, при котором исследователь в соответствии с задачами самостоятельно маркирует пространство или же предлагает это сделать информантам (например, обозначить любимые места или привычные маршруты).

В качестве инструмента для картографирования можно использовать картографические сервисы Яндекс.Исследования, различные приложения для анализа настроения (с отметками на карте) и другие картографические сервисы, например Wikimapia.org или Retro photos of mankind's habitat. (pastvu.com)

Слайд из презентации Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой

Пятая дилемма: визуальный дневник как летопись или источник данных?

Визуальный дневник может являться как летописью происходящего (протоколировать время и события полевого этапа исследования), так и источником данных для дальнейшего анализа, причем оба этих пункта не исключают друг друга. Как говорят сами исследователи: «Фото и видео могут документально показать, как пошагово реализуется исследовательский проект, кто его участники, в каких условиях собирались данные». В то же время фотографии и видео запечатлевают определенные ситуации и образы, которые связаны с темой исследования и могут быть предметом анализа.

 

Отдельное внимание докладчицы уделили методам анализа визуальных данных. Кроме того, рассказали об ограничениях метода и его этических аспектах. 

 

Некоторые способы анализа визуальных данных

Можно анализировать собранный визуальный материал как качественным, так и количественным методом, а также их синтезом. Частотный (количественный) анализ - кодирование визуальных элементов для последующего выявления самых часто встречающихся и самых редких визуальных элементов; ранжирование для выявления основных и вспомогательных элементов общего визуального образа. Типологический (качественно-количественный) анализ - работа с типологией визуальных образов, их классификацией и, при необходимости, с частотным наполнением встречаемости каждого типа. Интерпретативный (качественный анализ) - получение насыщенных описаний конкретных кейсов, в том числе при сопоставлении визуальных образов с другой полученной информацией.

 

Ограничения визуального метода

Анна и Елизавета отметили, что использование визуальных данных сопряжено с возможными ограничениями, главное из которых – сужение фокуса. Делая фотографию или снимая видео, мы всегда оставляем часть реальности и контекст происходящего за кадром. Выбирая рамку интерпретации и отбирая материал для анализа, мы также сужаем фокус. Чтобы преодолеть ограничения, стоит использовать визуальное (со)-творчество, учитывать контекст, использовать триангуляцию (использовать различные источники данных и методы сбора/анализа информации, обращаться к взгляду других исследователей и так далее).

 

Этическая сторона вопроса: а могу ли я снимать?

Сбор визуальных данных тесно связан с этическими принципами социолога. Исследовательницы подчеркнули, что необходимо обговорить с информантом формат вашего общения и предоставить ему бланк информированного согласия, где вы подробно указываете, что вы собираетесь снимать, а также где и как будут использованы различные материалы.

 

 

 

Центр молодёжных исследований благодарит за участие в семинаре СОЦ UP Елизавету Полухину (доцент департамента социологии и старший научный сотрудник международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ) и Анну Стрельникову (доцент департамента социологии НИУ ВШЭ; старший научный сотрудник института социологии ФНИСЦ РАН).

 

Вся информация, использованная при подготовке данного материала, визуальная и теоретическая, взята из презентации Елизаветы Полухиной и Анны Стрельниковой. Смотреть презентацию полностью:

Исследование с визуальными данными (PDF, 5,65 Мб)

 

Статьи и книги, которые помогут вам в работе с визуальными данными:

Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.

Полухина Е. В., Стрельникова А.В., Ваньке А. В. «Визуальный дневник»: как фотоданные репрезентируют контекст полевого исследования // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 1. С. 96-117. doi

Стрельникова А. В., Еремеева К. С. Картографические методы в цифровую эпоху: новые возможности для изучения городских практик // Социология города. 2019. № 1. С. 30-41.

Стрельникова А. В., Ваньке А. В. Полевое исследование индустриального района: стратегии сбора и анализа визуальных данных // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2017. № 13. С. 51-72.

Поляков С. И., Омельченко Д. А. Исследователь с камерой в пространстве медийной публичности: полевой опыт // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2017. Т. 1. № 13. С. 73-81.