• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В ВШЭ всегда чувствовалась аура этичного подхода к исследованиям»

Анна закончила магистратуру по социологии, а теперь работает в GfK и занимается анализом рынка потребительской продукции. О своем пути из академической социологии в маркетинг рассказывает Анна Выговская, выпускница программы «Современный социальный анализ» 2018 года.

из личного архива Анны Выговской

из личного архива Анны Выговской

Расскажите о себе и почему вы поступили на программу «Современный социальный анализ»?

Мне 27 лет, я приехала из Украины, города Запорожья. Бакалавриат я заканчивала по социологии, точно знала, что буду работать по профессии и поэтому искала соответствующую магистратуру. В Санкт-Петербурге я сравнивала несколько программ по социологии, но остановилась в итоге на магистратуре в ВШЭ. Если честно, мне показалось интересным уже само название программы — «Современный социальный анализ». И я подумала, что смогу расширить те знания, что у меня есть обучаясь именно в Высшей школе экономики.

Когда я училась, на программе еще не было «качественного» и «количественного» треков, но уже существовало символическое разделение студентов в зависимости от их интереса к тем или другим методам. В моем вузе количественные методы «провисали» и я понимала, что моих знаний в этом направлении недостаточно, чтобы начать карьеру уже в магистратуре. С другой стороны, мне всегда были более интересны качественные методы — непосредственная коммуникация с информантами, выходы в поле, организация не кабинетных исследований. Ты работаешь не только с готовыми данными, которые до тебя кто-то собрал, но и организуешь всю исследовательскую работу, строишь выборку, занимаешься рекрутингом. Ты тренируешь дополнительные навыки, которые применяются не только в социологии, но и пригождаются для работы в других сферах, например, в маркетинге.

Как вы устроились на работу в Центр молодежных исследований?

Меня пригласила Яна Николаевна Крупец после того, как я защитила магистерскую диссертацию. Там я выполняла много задач и принимала участие в нескольких исследованиях, в основном занималась работой, связанной с количественными исследованиями. Самый большой проект, над которым я работала, — проект мирового банка по занятости молодежи. Коллеги занимались сбором анкет, интервью и проведением фокус-групп в нескольких регионах России. Я и Юлия Субботина занимались аналитикой базы количественных данных. Помимо этого, я организовывала конференции и представляла на них результаты количественного анализа. В рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» я участвовала в экспедиции в Улан-Удэ и Элисту, проводила расчет выборки, организовывала сбор информации на местах, контролировала сбор и набивку анкет, анализировала полученные данные.

Как складывался ваш путь после?

В ЦМИ я проработала два года, после этого участвовала в грантовых проектах фармакологических компаний. Мы исследовали взаимодействие покупателей с продукцией компании, восприятие упаковки продукта, как люди дозируют и используют препараты в повседневности. Мы использовали разнообразные методы: домашние визиты, hall-тесты, фокус групповые дискуссии, глубинные интервью и другие. Дизайн и методы исследования в маркетинге отличаются от социологических, а тогда на программе еще не было курса по маркетингу, и я добирала необходимые навыки уже в процессе работы. После, в том числе из-за пандемии, я вернулась в Украину. Сейчас я работаю в GfK.

GfK— глобальная консалтинговая служба и консалтинговый сервис на базе искусственного интеллекта для индустрии потребительских товаров. Компания занимается сбором и аналитикой данных в сфере потребительского поведения, анализом рынков и розничной торговли, проводит исследования брендов. Также компания разрабатывает рекомендации для повышения эффективности маркетинга и продаж своих заказчиков.Компания работает на рынке более 85 лет, ведет работу в 50 странах и насчитывает более восьми тысяч сотрудников. (прим. редактора, информация с сайта GfK).

Над какими задачами вы работаете?

Моя должность — Client Service Manager в отделе Consumer Panel & Services GFK Ukraine. Мы занимаемся исследованиями в MFCG-секторе (товары быстрого обращения) и Ad-hoc исследованиями. Я клиент-менеджер, а это значит, что я веду исследования от начала до конца, организовываю работу в поле и аналитику в Ad-hoc исследованиях. Также в мои задачи входит обработка запросов от компаний-клиентов и предоставление им необходимых данных. Под каждого заказчика мы прорабатываем свою логику и дизайн исследования, подбираем данные и формируем отчеты, а затем консультируем клиентов по использованию этих данных. В маркетинге решения принимаются очень быстро и нужно постоянно быть на связи. Панель собирает данные непрерывно и наша задача — оперативно предоставить необходимую информацию под запрос заказчика. Но GfK — огромная исследовательская структура, работающая не только с товарами быстрого обращения, но и собирающая панели по фарм-продукции, технике, медиа и другим сферам не только в Украине, но и в мире.

Чем вам запомнилась учеба в магистратуре?

Качественные методы познаются через опыт. Методы и логика исследования очень подвижны и каждое качественное исследование — это почти авторский проект. На магистратуре большое количество прикладных курсов и задач, где тебе нужно именно включиться и проделать работу, а не просто заучивать какую-то информацию. Но в помощь тебе есть кураторы-преподаватели, научно-исследовательские семинары, где ты можешь обсудить свою работу, это помогает приобретать свой опыт и перенимать опыт более компетентных коллег. Важно, что на программе не только тренировали профессиональные навыки, но и прививали любовь к науке и этику исследовательского процесса студентам. В ВШЭ всегда чувствовалась аура этичного подхода к исследованиям. Для меня академическая этика – одна из базовых ценностей, которую я получила в вышке. Хочу отметить Яну Крупец – она мой научный руководитель и наставник, и, это мнение многих, прекрасный и справедливый преподаватель. Многие магистранты, работающие в научных центрах, совмещают статус коллеги и студента, и Яна Крупец умеет взаимодействовать с человеком по-разному в разных контекстах. Работа в Центре никогда не отражалась в оценках. Никаких поблажек в учебе, вне зависимости от того, коллеги вы или нет.

Что бы вы посоветовали поступающим на программу?

На программу приходит много студентов с разным бакалаврским образованием, и я бы посоветовала им хорошо подготовиться к тому, что их ждет. Я сильно переживаю за имидж своей профессии и считаю, что приход в социологию должен быть осознанным. Если ты не понимаешь, зачем тебе эта программа, не уверен, для чего тебе определенный трек, то нужно повременить, взять себе Gap-Year для того, чтобы перезагрузиться и подумать. Мне кажется, что программа должна воспитывать профессионалов и люди, которые поступают на нее должны быть лучшими в своей области. Они должны быть готовы к серьезным нагрузкам и открыты новому. Разделение на качественников и количественников, конечно, полезно, но, тем не менее, социология – комплексная дисциплина и, если вы проводите исключительно качественное или количественное исследование, оно многое теряет. Не надо думать, что ты качественник и «у тебя лапки», нужно осваивать разные методы и уметь их совмещать.