«Читать, понимать, анализировать …»: что пригодится в работе исследователя?
Интервью с Дарьей Петруниной, студенткой 2 курса программы «Современный социальный анализ» о стажировке в Центре молодежных исследований.
Магистранты нашей программы не только постигают учебные дисциплины, участвуют в работе проектных групп, пишут курсовые и дипломные работы. Кроме учебы важной частью жизни магистрантов ОП “Современный социальный анализ” служит работа. О том, каково это - совмещать учебу и работу в одной из лабораторий Департамента социологии – Центре молодежных исследований (ЦМИ), мы поговорили с магистранткой второго курса Дарьей Петруниной . Даша поделилась, как попасть в Лабораторию, чем занимаются стажеры ЦМИ, и какие навыки и умения оказываются полезными в работе стажера-исследователя. Обо всем - читайте ниже.
– Даша, расскажи, пожалуйста, где ты сейчас работаешь?
– Я сейчас работаю стажером-исследователем в Центре молодежных исследований (ЦМИ) при нашем университете.
– А как ты туда попала?
– Когда я только поступила в магистратуру, я работала в другой сфере на полный рабочий день в офисе. И в первые два месяца учебы и работы я поняла, что ничего не успеваю при таком графике, потому что действительно это очень тяжело работать пятидневку. Приходилось в выходные приходить в офис, потому что я не успевала делать свою работу, когда надо было в пять вечера уйти и ехать на учебу. Когда я услышала, что у нас в университете есть возможность стажировок, мне захотелось посмотреть, как я могу применить какие-то свои знания в магистратуре в «реальном поле», так сказать. Я поговорила со своей научной руководительницей, она на тот момент была исследователем ЦМИ. И она взяла меня с собой на Юбилейную конференцию ЦМИ в качестве помощника. Там я познакомилась с Анастасией Саблиной, - она сейчас моя коллега, мы работаем вместе в проекте. Так постепенно я влилась в коллектив, но в целом, не интересовалась на тот момент трудоустройством, а просто продолжала учебу, временно не работала. В январе, когда Елена Леонидовна Омельченко объявила о том, что набираются стажеры-исследователи ЦМИ, я подала свое резюме, написала электронное письмо. Было два собеседования, и стоял выбор, кого взять. Меня выбрали в связи с тем, что я участвовала в мероприятиях ЦМИ и пыталась туда «внедриться» еще до стажировки. Вот.
– Понятно. А можешь, пожалуйста, рассказать про твой график работы сейчас?
– С учетом коронавируса, мы находимся на дистанционном формате. Поэтому конкретного графика работы нет. Но у меня есть определенные задачи, которые нужно выполнять, количество интервью. которые нужно взять. И в целом, я сейчас работаю в воскресенье, работаю в субботу. Когда было поле, у меня в основном работа выпадала на выходные, потому что люди не могут, например, в будни встречаться днем для интервью, а вечером у нас пары, и мы договаривались всегда на субботу-воскресенье. До пандемии у нас были определенные условия: для стажеров-исследователей - минимум три дня в неделю нужно присутствовать в Центре, в офисе, на своем рабочем месте.
– Даша, а какие задачи на стажировке ты выполняешь?
– Я попала в проект к Надежде Андреевне Нартовой и Елене Леонидовне Омельченко о взрослении российской молодежи. В этом проекте я с самого начала, поэтому мне повезло увидеть весь спектр задач, которые могут быть в проектной деятельности. Мы готовили запись для сайта о запуске проекта, занимались поиском литературы. Вначале мы делали также рабочие группы по обсуждению статей, по обсуждению книг. Каждому выделялась определенная тема для исследования академической литературы, потом мы представляли вкратце какой-то обзор. После этого у нас началась работа с медиа. Я занималась поиском через «Медиалогию» статей в СМИ по теме взросления для будущего дискурс-анализа. Потом мы начали заниматься политикой: я тоже собирала документы по одному из регионов, в котором у нас действует проект. Затем, совместно с Евгенией Кузинер, Анастасией Саблиной мы писали отчет по проекту и статью. В целом, в работе стажера нет конкретных задач, все постоянно меняется в зависимости от того, на каком этапе проект находится. Например, начиная с сентября мы пошли в поле, и основной задачей был рекрутинг, ведение таблиц, учет информантов. Это основная задача– рекрутинг и интервью. Транскрибирование было на аутсорсе, а нашей задачей было проверять готовые транскрипты.
– Даша, расскажи, пожалуйста, как твоя работа в ЦМИ связана с текущей учебой?
– Работа непосредственно связана с учебой и мне самой это очень нравится. Сейчас, получив хорошие знания по качественным методам исследований за первый курс, у меня очень интересный опыт, потому что два мира соединились: и теоретические знания, и практические.
Все, чему я научилась в магистратуре, я использую в работе. Бакалавриат я заканчивала не по направлению «Социология», а по направлению «Менеджмент», поэтому всем, что сейчас во мне, я обязана магистерской программе. Магистратура очень хорошо научила за первый курс читать, понимать, анализировать и рефлексировать теорию. Очень ярко это было, потому что на бакалавриате, например, не было такой практики, такого насыщенного чтения и обсуждения. В работе это сейчас очень помогает: когда у нас были ридинг-группы и обзоры статей, ты понимал, что смысл не в том, чтобы сказать: «Ну прикольно, да» или «Нет, нам не понравилось», а в том, чтобы обсудить какие-то интересные моменты, которые в будущем, возможно, станут зацепками для каких-то исследований, или могут стать теоретически крутым аспектом, который можно отразить в своей статье. Вообще работа с академической литературой - это очень важный такой навык, который дает магистратура. За счет того, что мы обсуждаем свои исследования, исследования коллег, исследования наших преподавателей и других исследователей, это все помогает в работе с литературой, в том числе, и с диссертацией.
По работе в поле у нас так же был отдельный курс качественных методов и НИС. Там мы прорабатывали такие темы, как ведение интервью, исследовательская этика. Как выстраивать гайд, насколько он может быть гибким. На курсе «Исследовательские коммуникации», которые у нас были с Алиной Владимировной и с Еленой Леонидовной, мы делали задания по работе в сензитивном поле. Я не думала, что в проекте по взрослению молодежи, в котором я сейчас работаю, мне могут попасться какие-то сложные интервью. Но оказалось, что на втором интервью мне стало уже очень сложно, потому что истории людей разные, и здесь важно научиться отстраняться как человек, и принимать роль исследователя.
– Как тебе удается совмещать работу и учебу? И какие сложности возникают?
В целом я считаю, что стажировка для меня идеальный вариант, в основном, из-за опыта. Если выходить на рынок труда после магистратуры не в академии, то у работодателя возникает вопрос: «Ну вы учились два года, почему вы не работали? Вы же магистрант» и так далее. Но я понимала, что мне важно погрузиться полностью в учебу. А работа в офисе, как я первые два месяца работала, мне не подходила, потому что я не успевала делать домашние задания по учебе, в принципе, не успевала ничего. Когда я пошла на стажировку, мне стало гораздо легче совмещать. Было сложно в начале привыкнуть, что снова есть какая-то дополнительная нагрузка помимо учебы, но сейчас я считаю, что в принципе идеально. Неполная исследовательская ставка стажера-исследователя, поэтому, сейчас нормально удается совмещать. Иногда возникают какие-то перекосы то в учебу, то в работу, когда, например, у нас сессия, или, когда нужно было писать курсовую работу. Ну и сейчас, например, когда у нас был сбор поля по проекту на работе: ты не можешь не взять интервью. И ты берешь три интервью в неделю, - кажется, что это мало, но они длятся по два часа. И нужно еще куда-то поехать, чтобы их взять. Но в целом как бы есть баланс именно в совмещении работы в ЦМИ и обучении в магистратуре.
– Ты задумывалась уже дальше, в какой области, как ты дальше хочешь развиваться?
С одной стороны, мне нравится работа в Центре и работа социолога. Вопрос о том, что я иногда не чувствую себя достаточно компетентной, но это приходит с опытом, пока я еще чувствую сырость своих знаний немножко за счет того, что бакалавриат у меня был не связан с социальными науками. Я вижу, какие крутые у меня коллеги и, в том числе не только те, которые работают у нас уже много лет, преподаватели, а, например, Анастасия Саблина, Алина Майборода, Евгения Кузинер. То есть молодые коллеги, которые вообще-то очень крутые исследователи. Я смотрю на них, я понимаю, сколько мне еще стоит доработать в себе и получить навыков каких-то, прокачать какие-то скиллы, чтобы стать крутым исследователем и преподавателем в будущем. Поэтому академический путь сложный, тернистый, я не уверена, что я на нем остановлюсь. Второй вариант моего профессионального развития – это рынок труда, и, наверное, это будет что-то связанное с маркетингом, с hr. Думаю, мне хотелось бы работать в маркетинге как социолог, но за счет того, что у нас качественные исследования, это не очень востребовано. Но мне кажется это очень полезно, и было бы круто найти консалтинговую компанию, которая хотела бы заниматься качественными исследованиями и делать это хорошо. И я была бы рада там работать.
– Понятно, спасибо. Даша, какой совет ты можешь дать нынешним и будущим магистрантам программы «Современный социальный анализ»?
– Не берите слишком много на себя. Вот. Это касается не работы и какой-то там нагрузки, а скорее, учебы. Когда мы выбирали проекты, у меня был печальный опыт: я выбрала три проекта для участия, и еще пыталась социологическое кино снимать. И все это как бы наложилось, дало не очень хороший результат в моей курсовой работе, у меня было очень мало времени на ее написание в итоге. В этом году я выбрала один проект. Поэтому в принципе, являясь магистрантом, нужно распределять свое время, свои возможности. Нам всегда больше хочется, чем мы можем сделать, а нужно беречь себя. И спать ночью.
– Даша, спасибо большое за интервью! Удачи и баланса в работе и учебе!
Эту новость подготовила студентка 2 курса Александра Петрова.