• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

07
Апрель

Каким должен быть современный управленец и как им стать

В 2022 году программа «Управление и аналитика в государственном секторе» вошла в ТОП-3 по качеству бюджетного приема среди всех российских вузов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Академический руководитель программы Валентина Кайсарова рассказала, в чем заключается отличие Питерской Вышки в подготовке студентов и какими навыками должны обладать современные управленцы.

Каким должен быть современный управленец и как им стать

Личный архив Валентины Кайсаровой

— Многие российские вузы предлагают программы подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чем программа Питерской Вышки от них отличается?

— Традиционные программы для бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» зачастую непоследовательны в освоении прикладных навыков. Студенты получают слабую подготовку по иностранным языкам и прикладным исследованиям. 

Программа «Управление и аналитика в государственном секторе» появилась в Петербургском кампусе в 2004 году. Ее перезагрузка произошла в 2017 году, когда в университете стала развиваться новая инновационная модель обучения. Сегодня у нас на программе применяются лучшие практики. На каждом курсе преподаются дисциплины на английском языке. 

На первом курсе мы внедрили четырехмодульное преподавание профильной математики и включили научно-исследовательский семинар, который помогает первокурсникам подтянуть школьные знания и познакомиться с базовой микроэкономикой. Уже на первом курсе у наших студентов есть возможность придумать свой социально-значимый проект. Такой подход в будущем помогает бакалаврам освоить более сложные дисциплины: цифровая грамотность, программирование и анализ больших данных, макроэкономика.

При разработке программы обучения мы ориентировались на запрос устойчивых работодателей. Учебный план включает в себя 17 основных дисциплин, майноры и дисциплины специализации (около 15 курсов) по выбору студента на старших курсах.

Формат обучения помогает студентам стать востребованными и перспективными на рынке труда, в том числе и в сфере государственного и муниципального управления. Мы помогаем обучающимся всесторонне овладеть цифровыми методами и компьютерными технологиями по сбору, обработке, хранению, передаче и распространению информации. 

Аналитика — сложный мыслительный процесс работы с информаций. Для современного человека это главный атрибут развития, а для публичного управления — это еще и важнейший стратегический ресурс. Поэтому наши студенты могут сами формировать свой индивидуальный учебный план, дополняя обязательные предметы дисциплинами по выбору. На первых двух курсах они получают фундаментальную подготовку, а на третьем и четвертом углубляются в выбранную специализацию.

С этого года мы предлагаем на выбор два специальных трека: «Большие данные в государственном управлении» и «Устойчивое развитие и города будущего». Студенты могут заниматься проектами по своей специализации и решать реальные управленческие проблемы в процессе обучения. Нам важно, чтобы будущие бакалавры понимали перспективы собственного роста на основе современных знаний, навыков и инструментов. Это поможет им стать лидерами, а также научит обеспечивать современное взаимодействие между гражданами, бизнесом и различными государственными структурами.


— Почему программа «Управление и аналитика в государственном секторе» носит именно такое название? 

— Современный человек вовлечен в насыщенную информацией жизнь страны, своего региона и того места, где он живет. Система публичного управления тоже подстраивается под эти реалии, а значит, и наша образовательная программа тоже должна. Большие данные и смарт-технологии стали неотъемлемой частью реальности. Мы видим это в новых средствах связи, в электронных сервисах, в здравоохранении и городской инфраструктуре. Обширная система учреждений госсектора и процесс управления становятся все более интеллектуальными. Они требуют от вовлеченных в эту работу людей соответствующих навыков и знаний. 

Цифровые технологии решают важные экономические и управленческие задачи. Они используются для оказания государственных и муниципальных услуг: в Федеральной налоговой службе, Аналитическом центре Правительства, Пенсионном фонде, Правительстве Санкт-Петербурга и многих других структурах. Технологии Big Data могут дать значительный прирост эффективности. Современные управленцы должны владеть таким инструментарием.

Добавлю, что рейтинги перспективных профессий известных изданий (Forbes, The Economist, АСИ РФ) показывают, что профессия аналитика очень востребована. Она занимает верхнюю позицию отчетов о зарплатах специалистов в Москве, Петербурге, Казани, других городах России. В ряде зарубежных университетов, например, в Кембридже и вузах США (Университет Индианы, Атлантический университет Флориды, Школа государственного и муниципального управления в Нью-Йорке) в образовательный процесс подготовки бакалавров включены дисциплины по информационным технологиям и работе с данными. Мы адаптируем аналогичный подход для специфики России и предлагаем студентам нашей программы серьезную подготовку по работе с данными и информацией, которая позволяет построить карьеру не только в разветвленной системе государственного и муниципального управления, но в госкомпаниях в сфере информационных технологий и в смежных областях. Именно эти аргументы находятся в основе названия и содержания нашей программы.


— Что будут изучать студенты на специальных треках? 

— Два трека возникли по итогам форсайт-сессии с участием наших выпускников, которые ответили на вопрос, какой они хотели бы видеть образовательную программу для управленцев в будущем. У всех специализаций есть «зонтик» — работа с большими данными с помощью пакета прикладных программ в рамках концепции Data Culture НИУ ВШЭ. Но есть и свои особенности.

 Так, первый трек «Большие данные в государственном управлении» ориентирован на работу аналитика в новых «цифровых обстоятельствах». Например, для жителей Петербурга к 2024 году 75 % услуг будут предоставляться в цифровом формате — как это регулировать? Еще один пример связан с пандемией, когда на первый план вышел анализ статистики заболеваемости, обеспеченности медикаментами и больничными местами.  Да и в принципе сегодня подготовка и принятие любых масштабных решений базируется на всеобъемлющей аналитике данных.

Второй трек «Устойчивое развитие и города будущего» связан с городской средой и урбанистическими проектами, обучением работе с населением. Сегодня четко видна тенденция движения от традиционных моделей городского управления в сторону понятий «умный город», «комфортный город», «безопасный город», «город инноваций» как разных моделей развития городов. О том, как организовать такие преобразования, и пойдет речь в рамках данного трека. Обучение будет направлено на навыки работы с городской аналитикой, общественными платформами, каналами взаимодействия с местным сообществом. Это дает возможность студентам построить новые карьерные траектории в контексте переустройства городской среды: работать, например, в качестве менеджеров местного сообщества, эко-урбанистов, проектных или парк-менеджеров.


— После обучения на программе можно развиваться только в сфере государственной службы? Или есть и другие траектории?

— Наши выпускники работают в структурах федеральной и региональной власти, государственных корпорациях и международных компаниях. Есть специалисты государственных предприятий, сотрудники фонда «Сколково», «Росатома», эксперты Boston Consulting Group, служащие отраслевых комитетов и территориальных управлений Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Правительства Москвы и Российской Федерации. 

Освоение информационных технологий и лучших мировых практик в государственных организациях открывает для наших выпускников широкие перспективы. Это может быть трудоустройство в региональных ситуационных центрах, многофункциональных центрах услуг, структурах открытого правительства, в отделах городского планирования. 

Актуальные знания в области управленческого консалтинга и статистических методов (Python, Cost-Benefit  Analysis (CBA), R-studio), а также понимание управленческих процессов открывают возможности для трудоустройства в проектных офисах и специальных партнерствах в государственном и коммерческом секторах. 

Наши выпускники осваивают новые виды занятости: медиаторы электронных сервисов, работу с социальными сетями в отделах по связям с общественностью органов власти всех уровней. Некоторые студенты через стажировки учатся работать с местными сообществами, занимаются краудсорсингом, реализуют программы волонтерства. Кроме того, у бизнеса есть запрос на GR-специалистов, которые умеют работать с госорганами и госзакупками. 


— Кто преподает на программе?

— У нас исключительный преподавательский состав, который никак не назовешь «университетским планктоном». Например, профессор Александр Михайлович Ходачек входит в Экономический совет при губернаторе Санкт-Петербурга и курирует работу базовой кафедры государственной службы Администрации губернатора Санкт-Петербурга в Питерской Вышке. Главные научные сотрудники Международного центра социально-экономических исследований (МЦСЭИ) «Леонтьевский центр» Леонид Эдуардович Лимонов, Марина Васильевна Несена, Ирина Анатольевна Карелина участвуют в коллегиальных Советах при ряде структур Правительства Санкт-Петербурга и России, являются членами редколлегий международных научных журналов. Анна Георгиевна Санина – обладатель медали Российской академии наук и научный сотрудник Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ. Светлана Анатольевна Силаева работает с пакетом программ для анализа данных, преподает социально-экономическую статистику и количественный анализ данных, имея за плечами многолетний опыт работы в Петростате. Профессор Андрей Павлович Заостровцев — лауреат конкурса «Золотое перо» за материалы по экономической тематике. 

Отмечу, что наша программа внедряет инновационные решения в образовательный процесс. И это дает высокие результаты! Два преподавателя нашей программы стали победителями конкурса образовательных инноваций 2022 года в НИУ ВШЭ. Это Юлия Варламова, старший преподаватель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, которая разработала авторскую методику отработки пройденного материал на дисциплине «Английский для специальных целей». На занятиях она показывает интерактивные видео, и использует элементы геймификации – награждает студентов виртуальными бейджами за успехи. Другое инновационное решение предложила Елена Смирнова для дисциплины «Бюджетный процесс в Российской Федерации». Бакалавры в дополнение к учебнику работают с данными на федеральном портале «Электронный бюджет». 

И я еще могла бы продолжать. Кроме того, у нас есть замечательные молодые преподаватели. И в целом сложилось очень теплое, практически камерное взаимодействие со студентами не только во время учебы.


— Как студенты приобретают опыт проектной и исследовательской работы в процессе обучения?

— Проектная работа и практики во время обучения занимают четверть учебного времени. Но учеба — это творчество студента и его опытного наставника, поэтому, как я сказала выше, важное преимущество программы — возможность учиться под руководством авторитетных и востребованных практиков. Две базовые кафедры: МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и Администрации губернатора Санкт-Петербурга – полностью обеспечивают программу местами для учебной и производственной практик. 

Наших ребят как магнит притягивает практика в проектах Леонтьевского центра. Уже на начальных курсах порядка 30 студентов под руководством сотрудников центра участвуют в проведении Общероссийского форума «Стратегические планирование в городах и регионах России». Так наши студенты знакомятся с трендами публичного управления в России и ее регионах, узнают о лучших стратегиях развития городов.

 Среди научно-исследовательских работ центра, проведенных с участием наших ребят, есть два исследования: «Специализация и человеческий капитал территорий — анализ взаимосвязей и влияния на развитие регионов России» (2020) и «Система городов России: эволюция, структура, неравенства и возможные направления трансформации» по заказу РАНХиГС (2021). 

Так, например, выпускница 2022 года Мария Великих принимала участие в научном проекте «Анализ специализации средних городов России», а еще две студентки, Виолетта Давыденко и Лиана Нагыманова, прошли преддипломную практику, занимаясь итоговой оценкой эффективности реализации проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» по заказу Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга.

Наши бакалавры активно сотрудничают с научными подразделениями кампуса. В команду проекта Центра прикладных исследований и разработок «Определение влияния социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Санкт-Петербурге на размер минимальной заработной платы» в 2020 году вошли восемь студентов программы, а в 2021 году еще пятеро занимались исследованиями в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2035 года. Так, Анастасия Ермолаева приняла участие в исследовании результативности российско-нидерландского проекта «Музей 15/24», проводимого фондами «Эрмитаж Амстердам» и «Эрмитаж XXI век» при поддержке Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов. Работа велась в рамках гранта на исследование, полученного Лабораторией управления культурой и туризмом. Еще один наш студент, Константин Гергенредер, в качестве стажера-исследователя лаборатории участвовал в анализе потенциала развития культурно-туристских кластеров в арктической зоне (2021) и трансформации цифровой среды музеев (2022).

Третьекурсница Полина Тишкова стала наставником проекта «Твой бюджет в школах — 2021», реализованном совместно с Комитетом финансов Санкт-Петербурга.

Среди значительных внешних проектов последнего года отмечу проект по созданию скейтпарка на территории Васильевского острова при поддержке администрации этого района Санкт-Петербурга. Его цель – познакомить студентов третьего курса с реальными управленческими задачами и работой специалистов администрации района города федерального значения. Студенты участвовали в установочных сессиях, изучали нормативные документы и особенности бюджетного процесса Петербурга, выходили непосредственно на площадку строительства скейтпарка. 

В портфолио студентов программы есть работа над Дорожной картой развития туризма и санаторно-курортного комплекса Карачаево-Черкесии, НИР «Исследование кластеров, поддерживаемых программой Минпромторга РФ методом сетевого анализа», «Комплексное исследование социально-экономического развития регионов арктической зоны РФ и разработка предложений по развитию связей Петербурга с регионами Арктической зоны РФ», издание справочно-аналитического сборника Арктики.


— Какие у студентов есть возможности развития и реализации себя за рамками учебных занятий?

— Программа развивается как большая дружная семья из 300 студентов и более 70 преподавателей и сотрудников. Каждый год студенты-кураторы придумывают мероприятия, которые помогают первокурсникам адаптироваться и погрузиться в университетскую среду. 

Третий год подряд на нашей программе проводятся экспедиции «Открывая Россию заново» в формате полевых студенческих исследований. Первая поездка прошла в октябре 2021 года. Тогда студенты и преподаватели программы уехали в 10-дневную экспедицию в Казань, где изучали общественные пространства города. Опыт оказался настолько интересным и полезным, что экспедиции решили сделать хорошей традицией. Проект получил финансирование в размере более чем 500 миллионов рублей. 

Весной 2022 года состоялась серия экспедиций в Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области для изучения традиций и лучших практик местного самоуправления. 

Летом 2023 года у нас в планах провести полевое исследование на Камчатке «Методика изучения и оценки реализации проектов  открытых городских общественных пространств». Ну и конечно, хотели бы продолжить посещение уникальных мест, богатых историей и традициями местного самоуправления в Ленинградской области. Полевые исследования позволяют студентами не только открывать Россию заново, но и осваивать эффективные инструменты государственного и муниципального управления, которые они  изучают в университетских аудиториях.

Наши ребята — активные участники кейс-чемпионатов и студенческих клубов в Питерской Вышке. Они участвуют в волонтерском движении, проходят отбор в проекты Федерального Агентства по молодежи для участия в знаковых для Петербурга событиях и работают в проектах по благоустройству города. 


— Что новое ожидает будущих первокурсников на программе? 

— С нового учебного года мы расширим освоение правовых основ публичного управления для студентов второго курса. Для этого мы внедряем новую дисциплину «Правовая аналитика», которая погрузит студентов в особенности анализа российского законодательства. 

У третьекурсников появится новая дисциплина «Методы обоснования управленческих решений», где мы усиливаем работу с моделями оптимизации на основе открытых данных региональных бюджетов. Будем внедрять обучение стратегическому подходу в государственном управлении. 

Для студентов выпускного курса обновим курсы по выбору в области анализа рынков земли и недвижимости, «интеллектуального государственного управления», «smart-городов» и развития городской инфраструктуры.

Для нового набора студентов по предметной области «Data Culture» запланирован многоступенчатый подход к обучению: на первом курсе обучение цифровой грамотности, на втором — количественные методы анализа данных, на третьем – основы эконометрики в рамках дисциплины «Экономическая и социальная статистика» предлагается изучение статистических пакетов и прикладных программ.

Наше главное стремление – обеспечить студентов аналитическими навыками и весомыми инструментальными компетенциями. Весь процесс обучения построен так, чтобы студент постепенно приобрел навыки проектно-ориентированного управления и мог решать актуальные для жизни граждан и страны проблемы. Поэтому портфолио нашего выпускника понятно всем устойчивым работодателям. Это позволяет нашим студентам трудоустраиваться уже в университете.