Лаборатория экономики культуры проведет исследование для Государственного Эрмитажа
Лаборатория экономики культуры выиграла грант на исследование результативности российско-нидерландского проекта «Музей 15/24», проводимого фондами «Эрмитаж Амстердам» и «Эрмитаж XXI век» при поддержке Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов. Проект направлен на создание новых музейных подходов для привлечения молодежи. Результаты проекта будут использованы в работе Государственного Эрмитажа и восьми ведущих голландских музеев.
Основные задачи проекта — обменяться опытом привлечения молодежи к различным музейным активностям. Эксперты хотят придать музеям функцию «третьего места» и создать необходимые условия, чтобы молодые люди вписались в новые и традиционные музейные практики. Чтобы лучше понять ожидания молодого поколения от посещения музеев, организаторы проекта создали Международный молодежный консультативный совет. В него вошли школьники и студенты в возрасте от 15 до 24 лет как с российской, так и с нидерландской стороны. Ребята с разным бэкграундом и интересами активно участвуют в жизни проекта: работают с различными культурными форматами, генерируют идеи и дают рекомендации по улучшению коммуникации между молодежью и музеем, а также готовят собственные публикации, которые помогут их сверстникам лучше понимать искусство.
Второе важное направление «Музея 15/24» — это социальная инклюзия. В июне 2020 года завершился яркий и запоминающийся подпроект «Бабочки в Эрмитаже», реализуемый совместно с благотворительным фондом Ксении Раппопорт «Дети-бабочки». В рамках проекта подростки с редких недугом и их сопровождающие искали бабочек на эрмитажных шедеврах. «Коллекция эрмитажных бабочек» станет иллюстрированным каталогом, весь доход от продажи которого поступит в адрес фонда. Итогом взаимодействия музейных работников и арт-терапевтов должны стать методики работы с инклюзивными группами молодежи.
Третье направление проекта — открытие молодёжной библиотеки с собранием лучших книг по современному искусству и дизайну в Главном Штабе Эрмитажа. В стенах музейной библиотеки планируется создать атмосферу «третьего места», предоставляющего возможность для различного рода интеллектуальных коммуникаций.
Еще одним результатом проекта станет международная образовательная онлайн платформа — формат, которой стал столь привычным во время карантинного периода. На платформе можно будет найти единую информационную базу просветительских, образовательных, выставочных практик Эрмитажа в России и в Нидерландах, а также нидерландских музеев, входящих в консорциум.
Исследование результатов проекта будет проводиться с помощью количественных и качественных методов, в частности, основанных как на анализе основных количественных KPI проекта, так и на содержательной арт-аналитике мнений молодых участников мероприятий, членов Международного молодежного консультативного совета, арт-терапевтов и культурологов, а также сотрудников Эрмитажа, работающих с молодежной аудиторией. Столь многоплановое исследование позволит точнее оценить результаты проекта и возможные пути диссеминации его результатов.
В рамках проектной деятельности по различным образовательным программам Лаборатория экономики культуры готова привлекать к исследовательскому проекту студентов, которые хотят попробовать себя в новом научном направлении — арт-аналитике. Желающие могут обращаться к менеджеру Лаборатории экономики культуры Анастасии Кирилловне Поломарчук.
Материал подготовила
Анастасия Корман, менеджер проекта