• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему стоит изучать политологию и мировую политику в Питерской Вышке

«Политология и мировая политика» — англоязычная бакалаврская программа, на которой можно изучать политическую науку и международные отношения. Студенты получают знания и навыки, которые позволят им развиваться в разных карьерных направлениях — от госслужбы до бизнеса. Как устроен учебный процесс  — рассказывает Юрий Андреевич Кабанов, академический руководитель программы.

Почему стоит изучать политологию и мировую политику в Питерской Вышке

Фото из личного архива Юрия Андреевича Кабанова

— Почему программа «Политология и мировая политика» носит именно такое название?

— В России есть два типа образовательных программ — по политологии и по международным отношениям. Политологи чаще изучают внутреннюю политику, а международники — отношения между странами. Но довольно очевидно, что одно направление без другого уже давно не существует. То, что происходит на международной арене в политике, экономике, социальной сфере, влияет на каждую страну в отдельности. Даже небольшое локальное событие может изменить ситуацию во всем мире. 

Понятие «мировая политика» шире, чем международные отношения. Специалисты в этой области изучают в том числе то, как на мир влияют международные организации, транснациональные корпорации, регионы и даже отдельные люди. Международные отношения все-таки больше связаны с дипломатией и внешней политикой.

Современному специалисту нужно знать и политологию, и международные отношения. Глобальная экономика и, например, международное право — тоже важные для него предметы. Поэтому мы сделали программу на стыке всех этих направлений. Хочется рассказать нашим студентам о том, как устроены власть и управление на разных уровнях — от локального до глобального.

— Но дипломатом после программы, если что, можно стать?

— Непосредственно дипломатов мы не готовим. Людям этой специальности нужно знать особенности дипломатического протокола, другие профильные дисциплины. Для этого есть отдельные программы, в том числе магистерские. Но для начала будущему дипломату нужно научиться понимать и критически оценивать ситуацию и устройство мира, погрузиться в общественные науки и экономику. Вот такие знания наши студенты точно получат.

Широкий фокус программы позволяет студенту сформировать индивидуальную образовательную траекторию, в том числе и в сфере мировой политики и международных отношений. На четвертом курсе у нас много предметов, которые обычно изучают международники — например, «Анализ внешней политики» или «Международная политическая экономия». 

На программе есть и внеучебные активности, которые помогут присмотреться к международным отношениям как к будущему карьерному пути. Это «Модель ООН» — деловая игра, на которой студенты примеряют на себя роли дипломатов. Поучаствуете в ней — и поймете, насколько вам вообще эта область интересна. Ведь дипломатия звучит как что-то престижное, но это не значит, что эта профессия вам понравится. Но зато на игре можно еще и soft skills прокачать, они потом и в других областях пригодятся.

Важно подчеркнуть, что международные связи — это возможная, но далеко не единственная траектория для наших выпускников. Тем и ценно сочетание политологии и мировой политики, что оно открывает более широкий выбор. Хочешь — занимаешься внутренней политикой или управлением, хочешь — аналитикой или журналистикой.

— Какие знания и навыки получат студенты программы?

— Политология, как и международные отношения, — это наука о власти. Она объясняет, как устроены современные государства и политические процессы, как страны ведут себя на мировой арене. Наши студенты об этом, конечно же, узнают. Все, кого интересует политика, получат глубокое и разностороннее понимание этой темы: изучат как идеи Платона и Аристотеля, так и современные подходы. Без этих знаний невозможно представить себе карьеру в общественно-политической или международной сфере.

Наши преподаватели — специалисты в разных областях политической науки, которые активно ведут исследования и публикуются в лучших зарубежных журналах. Есть среди них и практики с опытом работы в органах власти, журналистике, общественных организациях. Они с радостью поделятся этими знаниями и навыками со студентами. 

Также наши студенты разберутся в том, как государства принимают решения и инициируют реформы, научатся оценивать эти нововведения. Это также очень прикладное и востребованное направление политической науки.

Кроме того, мы дадим студентам навыки, которые пригодятся в разных сферах. Это поможет понять свои интересы и выбрать магистратуру или карьеру, которая подходит лучше всего. 

Поскольку студенты узнают, как устроено государство, они начинают лучше разбираться в управлении. Это полезно и на государственной службе, и в бизнесе. Все зависит от того, чем студент захочет заниматься дальше.

Политология — это наука, которая предлагает много методов анализа данных. Мы учим студентов работать с информацией: собирать данные и делать выводы на их основе. Эти выводы могут быть полезными как в политической сфере и управлении, так и в исследовательской деятельности для государства или бизнеса. Ведь государству иногда нужно посоветоваться с аналитиками — принимать какое-то решение или нет. А бизнесу может быть интересно, как государство поведет себя в дальнейшем или как правильно взаимодействовать с зарубежными партнерами.

На нашей программе студенты учатся правильно проводить интервью и составлять фокус-группы, работать с документами. Но статистике и data science мы ребят тоже, естественно, обучаем. На втором курсе студенты осваивают различные методики анализа данных, которые они потом используют и в курсовых работах, и в проектной деятельности.

Ну и, конечно, у наших студентов сильно развиваются коммуникативные навыки. Ведь они узнают, как общаются между собой власть, общество и бизнес. Это значит, потом они смогут строить карьеру в сфере связей с государством, PR, в журналистике и аналитике. Остается только выбрать то, что больше по душе.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о преподавателях на программе?

— Например, профессор Ирина Марковна Бусыгина, известная исследовательница в области федерализма, автор учебников по политической географии и регионалистике, а также множества научных статей и монографий. Она также возглавляет Центр сравнительных исследований власти и управления. Его сотрудники также работают на программе. Валерий Владимирович Нечай, главный редактор радиостанции «Эхо Петербурга» и руководитель магистерской программы по медиапроизводству и медиааналитике, ведет у нас курс о СМИ и политике. Олег Владимирович Корнеев несколько лет вел научные проекты в университетах Великобритании, Франции и Италии, а до этого работал на государственной службе. На нашей программе он ведет курсы по миграционной политике, а также по качественным методам исследования. 

Международный опыт обучения, преподавания или научной работы есть и у многих других коллег. Например, Андрей Владимирович Стародубцев был научным сотрудником в Университете Хельсинки. Анна Андреевна Декальчук преподавала в Университете Индианы. 

Одна из особенностей программы в том, что курсы по выбору у нас обычно авторские. Это значит, что дисциплину ведет специалист по этому конкретному направлению, который либо активно изучает эту тему, либо имеет в ней практический опыт. Таких авторских курсов достаточно много, чтобы можно было выбрать интересующий предмет. 

— Какие образовательные треки есть на программе?

— У нас их три — по Европе и Европейскому союзу (далее — ЕС), по постсоветскому пространству и еще один обновленный. Тот, который раньше был посвящен странам БРИКС, с нового учебного года сконцентрируется на современной политике Китая. 

Эти региональные треки нужны для того, чтобы студент узнал больше о конкретном регионе и понял, как тот устроен. Кто-то выбирает регион, исходя из своих интересов, но можно думать и о личных планах. Например, если хочется поступить в европейскую магистратуру или работать в европейской компании, вам подойдет трек по ЕС.  

Все эти треки позволяют изучать второй язык на выбор — немецкий, французский, китайский и португальский. Со следующего года можно будет взять испанский. Главное условие — чтобы язык соответствовал региону, который изучает студент.

— Как трек по странам БРИКС стал треком по политике Китая?

— Самым интересным кейсом для наших студентов, изучающих страны БРИКС, всегда был Китай. Они хотят разобраться, как там устроены политика и общественные процессы. Все-таки КНР — это очень интересная страна, с которой у России усиливается взаимодействие. Там необычная политическая система, политологи ее активно изучают. Влияние Китая на мировую политику и экономику также сложно переоценить. Поскольку все страны БРИКС за один трек охватить трудновато, мы решили сконцентрироваться именно на Китае. 

На этом треке будут курсы, которые познакомят студентов с политикой и экономикой Китая. То есть мы хотим, чтобы у ребят сложилось комплексное понимание этой страны. Поскольку они будут изучать китайский язык, то в будущем смогут развивать проекты с Китаем или учиться там в магистратуре. 

— Расскажите, пожалуйста, о том, какие достижения есть у программы.

— В 2020 году мы получили международную аккредитацию европейского агентства ZEvA. Не всем абитуриентам сразу понятно, что это дает, но преимуществ много. Прежде всего они касаются качества диплома: и работодатели, и руководители магистратур будут обращать на это внимание. Для них это сигнал, что вы закончили программу, которая отвечает лучшим европейским и мировым стандартам образования. То есть «Политология и мировая политика» признана еще и международными экспертами, и это здорово.

Еще мы стабильно попадаем в топ программ по мониторингу качества бюджетного и платного приема. Так, например, было в 2020 году. В этом мониторинге учитываются средние баллы ЕГЭ первокурсников. На нашей программе он высокий и среди бюджетников, и среди студентов на коммерческих местах.  Это сразу повышает качество образования и интерес к учебе. Так и дискуссии лучше, и идеи интереснее — потому что все ребята в теме. Учить и учиться в окружении лучших студентов страны — это большое удовольствие и, конечно, привилегия.

— Почему программа — полностью англоязычная? Как думаете, какие преимущества это дает студентам? 

— Англоязычность программы позволяет привлекать абитуриентов со всего мира. Около 12 % наших студентов — это международные студенты. Есть ребята из Мексики, Индии, Китая, Бельгии, других стран. Получается классная международная тусовка, которой интересна политология. 

К концу обучения у студентов прокачивается уровень английского языка. Это не только хорошая строчка в резюме, но и возможность выбрать зарубежную магистратуру. При этом у нас на программе студенты не просто изучают английский, они на нем учатся. Это совсем по-другому, они сразу вливаются в глобальную среду.

Ну и надо отметить, что английский — это язык, на котором говорит вся современная социальная наука. Все передовые знания в области политологии и социальных наук публикуются именно на нем, так что студентам проще получить доступ к актуальной информации.

— Какие международные возможности предлагает программа?

—  У нас есть трек двух дипломов с римским университетом Tor Vergata. Попасть на него можно только по конкурсу. Четыре студента нашей программы на третьем году обучения могут уехать в университет Tor Vergata и учиться там на программе Global Governance. Если учеба проходит успешно, студенты получают два диплома — от нас и  от Tor Vergata. Сейчас мы ведем переговоры и с другими зарубежными вузами. Надеемся, что постепенно таких программ станет больше.

Каждый студент может участвовать в программе международной академической мобильности. Обычно она длится семестр, уехать можно в один из сотни университетов-партнеров. Даже сейчас, несмотря на пандемию, на учебу за границу отправляются не менее 15 студентов нашей программы за год. Самые популярные вузы среди наших студентов — Университетский колледж Лондона, Университет Людвига-Максимилиана в Мюнхене и Институт политических исследований в Лионе  во Франции. А так география мобильности очень обширна. Наши ребята уезжали и в Италию, и в Швейцарию, и в Японию, и в Китай, и в Финляндию.

— Какие возможности для олимпиадников предлагает программа?

— Школа социальных наук и востоковедения создала Social Sciences Honours Track. Участвовать в нем могут олимпиадники и абитуриенты с очень высокими баллами ЕГЭ. Для ребят это возможность дополнительно обучаться у лучших преподавателей всего факультета и получать междисциплинарные знания на стыке разных направлений подготовки.

Помимо этого, олимпиадники могут участвовать в программе менторства и получить наставника из числа профессионалов в разных областях. Они помогают студенту формировать индивидуальную образовательную траекторию. В течение первого года ребята будут узнавать про опыт работы и навыки наставников, смогут получить помощь от них. Студенты-политологи у нас этой опцией активно пользуются, и мы стараемся найти тех менторов, которые добились чего-то хорошего в областях, смежных с политическими науками. Например, мы приглашаем наставников из Счетной палаты РФ и профильных исследовательских центров. 

— Где и как студенты смогут пройти практику во время учебы?

— У нас на программе есть практики на третьем и четвертом курсах. Первая — ознакомительная, она покороче, вторая, преддипломная, — подольше.

Практику можно проходить в разных организациях, прежде всего — в государственных. Это комитеты и администрация Петербурга, аппарат Уполномоченного по правам человека в Петербурге, городское Законодательное собрание, а также Счетная палата РФ. 

Практика в коммерческих организациях тоже доступна — можно попасть в GR-отделы или другие подразделения. Например, наши ребята проходили практику в Технопарке Санкт-Петербурга, а также Российско-китайском бизнес-парке. Важным направлением остаются исследовательские и консалтинговые центры, которые готовят аналитические материалы. В числе таких организаций — Леонтьевский центр и Центр перспективных управленческих решений.

Естественно, мы отталкиваемся от интересов студентов и стараемся искать новых партнеров под их запросы. Кроме того, можно проходить  практику у партнеров Вышки. Главное — чтобы это помогало развивать навыки, которые мы даем на программе.  

— Кем могут работать выпускники-политологи? 

— Истории успеха наших студентов очень индивидуальны. Выпускники выбирают свой путь в зависимости от интересов, кому-то помогает сфокусироваться магистратура. 

Егор Коробкин сейчас работает в Счетной палате. Он выбрал для себя государственную службу на стыке управления и аналитики. Для нашей программы это довольно популярное направление: наши выпускники работают в городских и региональных администрациях, становятся помощниками депутатов. 

Некоторые ребята начинают заниматься журналистикой или медиапроектами. По такому пути пошла Таисия Шенцева, выпускница 2017 года. Она работает редактором платформы «Европейский диалог» и занимается онлайн-образованием. 

В бизнес наши выпускники тоже уходят. Так произошло с Никитой Барсуковым, который стал разработчиком в «Тинькофф». Он еще во время учебы ходил на майнор по data science и увлекался программированием. Его выпускная работа была как раз на стыке политологии и науки о данных.

И конечно, у нас есть ребята, которые выбирают академическую карьеру. Они поступают в магистратуры, в том числе и зарубежные, потом на PhD-программы, а потом становятся исследователями и преподавателями. Выпускница нашей программы Елизавета Потапова недавно получила PhD, а Богдан Романов поступил на PhD в Университет Тарту и работает там научным сотрудником. 

— Кого вы ждете на программе?

— Абитуриентов, которые интересуются политикой и международными отношениями. Если вам хочется разобраться в политике, истории и общественных процессах разных стран, то приходите — мы вас очень ждем. У нас вы научитесь разбираться во всех этих вопросах и получите все необходимые инструменты, чтобы развиваться дальше. 

Еще мы ждем студентов, которые понимают, что рынок труда глобален и очень гибок. Сейчас сложно прогнозировать, какими будут запросы рынка труда через четыре года. Важно уметь не останавливаться на достигнутом и изучать что-то новое, приобретать универсальные навыки. Пусть к нам приходят ребята, которые готовы адаптироваться к изменениям, а найти свой путь мы им поможем.