• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«После выпуска ты как трансформер — в любой момент можешь подстроиться под нужную работу»

Выпускники Питерской Вышки часто с легкостью осваивают новые профессии и открывают для себя неизведанные карьерные горизонты. Таисия Шенцева — выпускница-политолог 2017 года — после учебы в кампусе поступила в магистратуру в Эстонии, стала редактором платформы «Европейский диалог» и занялась онлайн-образованием. В интервью она рассказывает, о победе в конкурсе НИРС, полезности политологических знаний и о том, как переделывала онлайн-курс для кампуса.

Из архива Таисии Шенцевой

Из архива Таисии Шенцевой

— Расскажи, почему ты решила поступать в Питерскую Вышку на политологию?

— Когда настал момент определиться, куда поступать после школы, я чувствовала себя очень потерянно. Я не понимала, чем именно хочу заниматься, и только знала, что мне нравится маркетинг, а также гуманитарные и социальные науки, например, история.

В 11-м классе я стала призером олимпиады МГУ «Ломоносов» по профилю «История». Был ряд университетов, который принимал с дипломом призера вне конкурса на бюджетные места, в том числе Вышка. Я пришла в питерский кампус университета, в приемную комиссию, и решила побольше порасспрашивать о различных направлениях. В тот момент никто из сотрудников комиссии не смог мне подробно рассказать о программе по политологии. Тогда мне позвали профессора департамента политологии и международных отношений Александра Юрьевича Сунгурова, чтобы он подробнее рассказал о том, чему учат ребят на направлении и какие могут быть перспективы после окончания учебы.

Александр Юрьевич тогда очень четко и открыто ответил на все мои вопросы, описал карьерные возможности после выпуска, и я решила: раз на программе работают такие честные преподаватели, то и сама программа должна быть хорошей, и подала документы.

— В какой момент ты поняла, что тебе нравится учиться в Вышке и на политологии?

— Я не очень четко понимала, зачем мне политология, в отличие от моих одногруппников. Кто-то хотел быть депутатом, кто-то политтехнологом, а мне просто понравилось направление.

Однако учеба в Вышке меня сразу увлекла. Я помню, что на первом курсе у нас был научно-исследовательский семинар, который вела Анна Андреевна Декальчук — теперь она руководит ОП «Политология и мировая политика». Это был один из первых профильных предметов, где нам рассказывали про развитие политологии как науки и вообще про то, как заниматься исследованиями. Анна Андреевна вела очень живые семинары, интересно рассказывала новые вещи и была на одной волне со студентами. Можно сказать, что благодаря ей я влюбилась в программу.

— Насколько для тебя была важна научная деятельность во время учебы? Почему ты решила поучаствовать в конкурсе НИРС?

— Мне было очень интересно заниматься наукой, и у меня сразу это стало хорошо получаться. Помню, на 1-м курсе мы писали теоретическую работу для научно-исследовательского семинара. Она была очень большая и сложная, и я одна из немногих получила за нее отличную оценку.

Тогда я решила попросить Анну Андреевну Декальчук стать моим научным руководителем. Ее подопечные всегда писали непростые работы, а мне было интересно разобраться в сложных политологических теориях, которые я еще не изучала.

Анна Андреевна научила меня воспринимать исследование как загадку и рассказала, что самое главное в работе — сформировать классный исследовательский вопрос, в котором будет что-то важное и неизвестное. С таким подходом мне любые научные работы казались очень увлекательными.

Кроме того, Анна Андреевна никогда не давала мне готовую тему исследования, а всегда отправляла что-нибудь почитать, чтобы я сама нашла интересные вопросы и загорелась идеей найти к ним ответы.

Поскольку меня захватывала исследовательская работа, податься на НИРС мне было несложно. Я подумала, что это классная возможность для тех, кому нравится наука, и почему бы себя не попробоваться в конкурсе. Я просто укоротила свою курсовую, отредактировала ее и загрузила на сайт.

— Что полезного дал тебе конкурс?

— Вместе с другими победителями НИРСа 2017 года мы ездили в Вороново на трехдневную школу Academicus Modus. Участники слушали разные лекции экспертов и ходили на воркшопы, а параллельно должны были сделать проекты в междисциплинарных группах.

Моя команда работала над проектом в области онлайн-образования. Мы хотели создать методику, которая поможет привить академические ценности на онлайн-курсах. Наша концепция победила в конкурсе школы, и мы получили грант от Вышки для продолжения исследования или реализации проекта. Дальше в процессе работы мы сменили фокус и изучили, как доступ к материалам дистанционного курса влияет на мотивацию учеников и процесс усвоения информации. Мы провели исследование в Уфе и Тарту, сейчас готовится к публикации наша статья. Эта работа на самом деле большая заслуга Евгении Шмелевой, которая сейчас является научным сотрудником Центра социологии высшего образования

— Как сложился твой карьерный путь после выпуска?

— После Вышки я поступила в Тартуский университет в Эстонии на программу EU-Russia studies. На втором курсе магистратуры я начала работать в экспертной группе «Европейский диалог». Это интернет-платформа, где публикуются мнения российских и западных экспертов по различным темам — от базового дохода до гендерного неравенства во власти.

В «Европейский диалог» меня позвал мой друг, который тогда работал редактором платформы. Я хотела писать статьи, и он предложил мне заниматься евро-дайджестами — составлять подборки статей и исследований об отношениях Евросоюза и России. Я хорошо разбиралась в исследованиях о Европейском Союзе и в политике региона, поэтому для меня эта задача была нетрудной. 

Спустя некоторое время «Европейскому диалогу» понадобился новый редактор, и меня пригласили на эту позицию.

— В чем заключается твоя работа как редактора?

— Я не только редактирую материалы, но отвечаю за контентное наполнение сайта: планирую выпуск статей, думаю, у кого можно запросить информацию, или с кем провести интервью. Нередко я сама пишу статьи на отдельные темы, например, о том, как СМИ говорят про женщин-политиков, или о популизме. Однако у нас широкая сеть экспертов, поэтому к нам и так поступает много материалов, всегда есть с чем работать.

Недавно мы выпустили интервью с заместителем исполнительного директора структуры «ООН-Женщины» — Осой Регнер. Это тот кейс, когда я придумала, что круто было бы выпустить интервью с интересным человеком на гендерную тему, нашла контакты, организовала встречу, и мы сделали текст.

— Хватает ли тебе твоих знаний и опыта, которые ты получила за время учебы, чтобы работать с текстами на сложные экспертные темы?

— Да, Вышка и Тартуский университет дали мне отличные навыки. На любые вопросы и темы я стараюсь смотреть под разным углом, чтобы лучше понять, с чем имею дело. В работе с политологическими текстами мне помогают мои накопленные знания о предмете и то, что я слежу за развитием этой науки. Если я работаю с материалом, посвященным теме не из моей специализации, то мне помогает аналитическое мышление. Благодаря ему я всегда смогу разобраться в любом вопросе и быстро погрузиться в него.

— Ты планируешь дальше продолжать развиваться в этой профессии?

— Я не верю в то, что профессию можно выбрать один раз и на всю жизнь. Мне кажется, что человек всегда определяет зону развития, которая интересна ему на данный момент. Сейчас мне очень нравится заниматься текстами и работать в «Европейском диалоге». Второе направление, которое мне интересно, — это онлайн-образование, я хочу больше погрузиться в эту область и развиться в ней. Я даже веду свой блог в Instagram по этой теме, пишу про то, как учиться и делать онлайн-курсы.

— Чем ты занимаешься в сфере онлайн-образования?

— Я работаю педагогическим дизайнером в школе английского языка Skyeng. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что я методист онлайн-курсов. Сейчас я занимаюсь внутренним обучением в компании — создаю курсы, вебинары и воркшопы для сотрудников. Вместе с моими коллегами мы придумываем все, начиная от общего формата обучения и методики преподавания и заканчивая наполнением каждого отдельного урока. Мне нравится эта работа, здесь нужно постараться проработать курс так, чтобы в нем, с одной стороны, было достаточно свободы в изучении материала, а с другой, чтобы сотрудники активно вовлекались в процесс.

— Почему ты решила пойти в онлайн-образование?

— Мне всегда было интересно образование. В Вышке я три года работала ассистентом преподавателя, и мне это нравилось. Потом решила следовать академическому треку и пошла в магистратуру. То есть внутренняя страсть у меня всегда была. Просто в какой-то момент онлайн-образование стало очень популярно, и я поняла, что оно мне интересно.

Я делала онлайн-курс для Тартуского университета в рамках проектной работы, а также училась на курсе компании LLLab по редизайну онлайн-программ. Во время учебы на курсе мне нужно было сделать прикладной проект с реальной пользой и результатами, и я подумала, что с таким запросом стоит обратиться в родной кампус. Я написала декану Школы социальных наук и востоковедения Андрею Владимировичу Стародубцеву. Андрей Владимирович сразу согласился мне помочь и пригласил меня поработать с онлайн-курсом «Политический анализ» для студентов-политологов. У него даже не было сомнений, что я справлюсь и не подведу, и такое доверие мне было очень приятно.

Когда я только начинала работать в сфере, я не очень понимала, как она устроена, и думала, что буду редактировать различные материалы курсов. Однако позже я пошла на полугодовую программу компании EdMarket, где отучилась на методического директора и поняла, насколько разными и интересными вещами можно заниматься в этой области. Сейчас мне в моей деятельности помогает и опыт редактуры, и в целом я всегда говорю, что работа с текстом и с образовательным опытом — это две важные части моего развития.

— Что тебе удалось сделать для онлайн-курса «Политический анализ» в Питерской Вышке?

— Над курсом я работала с Кириллом Шамиевым и Денисом Стремоуховым. Это выпускники Питерской Вышки, которые теперь преподают на департаменте политологии и работают в Центре сравнительных исследований власти и управления. Вместе мы переработали программу предмета под преподавание в онлайн-формате и уже в следующем семестре по обновленному курсу начнут учиться студенты бакалавриата по политологии.

Прежде чем приступить к работе, я сначала провела исследование: поговорила со студентами с разных курсов и с преподавателями, чтобы определить проблемы, которые есть у программы. Оказалось, что для многих студентов плюсы и минусы курса совпадали. Ребятам очень нравилась политическая записка, которую они писали по итогу прохождения предмета. Однако многим не хватало практики, и не все поняли, в чем прикладной смысл теории, которую им давали на курсе. У преподавателей были проблемы с запиской, потому что они не всегда получали от студентов нужный результат, а студенты в свою очередь не до конца понимали, чего от них хотят.

Мы решили выстроить курс вокруг политической записки, чтобы она была не просто итоговым заданием по предмету, а проектом, над которым можно работать по ходу изучения предмета. Мы проработали содержание самих занятий и дополнили их, чтобы они теснее перекликались с заданиями, которые выполняют ребята. Еще мы оживили форматы семинаров и добавили интересных практических занятий. Например, на некоторых занятиях ребятам нужно было выступить лоббистами реформы или рассказать о какой-нибудь теории так, будто они дают интервью для СМИ.

— Как ты сейчас оцениваешь свое образование в Вышке? Что дала тебе политология?

— Во-первых, политологическое образование — это хорошая гуманитарная база и широкий кругозор. Такие знания очень пригодятся, если человек хочет работать, например, в медиа. Во-вторых, сейчас политологи изучают много математики и статистики, и эти знания полезны для аналитики. Кроме того, навыки исследовательской работы — это всегда плюс, потому что во многих профессиях нужно сильно погружаться в различные темы и искать ответы на вопросы, а именно этому учит наука.

Университет и моя ОП помогли мне сформировать свои ценности и понять, что для меня вообще важно в жизни. Я научилась правильно относиться к людям и чужому труду, узнала, что плагиат — это плохо, а наука — это здорово. У меня появилось больше самостоятельности.

Сейчас в работе меня не нужно проводить за ручку через задачи, я могу сама во всем разобраться. В этом большая заслуга преподавателей и вышкинского формата образования, который дает много свободы и в то же время учит ответственности.

Вышка также помогла мне поверить в себя и попробоваться в различных направлениях. Я приехала в Петербург из Барнаула и оказалась в совсем новом мире. Поначалу мне все вокруг казалось сложным и труднодостижимым. Я слушала рассказы про ребят, которые ездили учиться по обмену, участвовали в конференциях и поступали за рубеж и думала: «Вау, какие умные люди, я так не смогу». Однако со временем я стала больше участвовать в различных мероприятиях и радиус моих возможностей стал шире. В университете очень поддерживающая среда. Многие люди здесь болеют за твое развитие, верят в твой потенциал и готовы помочь в достижении целей. Это очень сильно мотивирует двигаться вперед.

— Что ты можешь посоветовать ребятам, которые поступили в Питерскую Вышку в этом году? Как получить максимум пользы от своего образования?

— Весь опыт в универе — огромный и всеобъемлющий. После выпуска ты как трансформер — в любой момент можешь подстроиться под нужную работу. Никакие знания не бывают лишними и в будущем могут пригодиться.

Прислушивайтесь к себе и своим интересам. Думайте, какие вещи для вас важны, и вписывайтесь в то, что именно вам кажется полезным. Если сейчас вам не очень понятно, чем вы будете заниматься в будущем, то найдите свое увлечение и постарайтесь развиться в нем. Следуйте тому, что лично вас заряжает и интересует. А еще цените людей, общайтесь с ними. Люди — это сила. Из людей мы берем энергию для своих свершений и много чему учимся, взаимодействуя друг с другом!