Никита Барсуков — об учёбе на политолога и работе фронтендером в «Тинькофф»
В 2019 году Никита Барсуков окончил бакалаврскую программу по политологии в Питерской Вышке. Во время учёбы он попал на майнор по анализу данных и всерьёз увлёкся программированием. Сейчас выпускник работает фронтендером в «Тинькофф Центре Разработки». Никита рассказывает, чем ему нравилась учёба в бакалавриате и как развивались его навыки программирования.
Поступление в Питерскую Вышку
Когда я в школьные годы выбирал программу бакалавриата, то не задумывался, кем стану после выпуска. У меня точно не было мысли в духе «О, пойду потом журналистом или политтехнологом работать». Я просто думал, что мне интересно.
У меня в целом есть черта — если я что-то непонятно, то мне надо сесть и в этом вопросе разобраться. Таким вот непонятным явлением для меня была политика — я в ней ещё со школы не разбирался. Поэтому я решил восполнить пробелы в своих знаниях и поступил на программу по политологии в Питерской Вышке.
Учёба на политолога
Я полностью доволен своей образовательной программой. Мне кажется, на политологии помогают сформировать мышление и завязать новые знакомства. Более того, программа вдохновляет на развитие и постоянное движение вперёд. В школе я не был таким целеустремлённым, но Вышка научила меня тому, что надо постоянно развиваться.
Особенно сильно меня вдохновляли мои однокурсники, в разговорах с каждым из них я узнавал что-то новое. В чём-то эти ребята меня превосходили, так что я смотрел на них, и мне хотелось двигаться вперёд.
Преподаватели тоже помогали нам всем сформировать мышление, они были нашими наставниками. Особенно много советов мы получали, когда работали над курсовыми и дипломами. Это были действительно полезные рекомендации, ведь наши преподаватели пишут статьи для научных журналов мирового уровня.
Преподаватели на политологии были звёздочками Питерской Вышки. Все они по-своему замечательные! Мне очень запомнились занятия с Андреем Владимировичем Стародубцевым, он — отличный лектор. Мне нравилось, как он вплетает свой рассказ юмор и интересные факты.
Ещё у меня были крутые научные руководители, самый первый — Юрий Андреевич Кабанов. Мне кажется, он очень ответственно подходит к работе с каждым студентом. Он был наставником для большого количества ребят, и он каждому уделял внимание. Вторым моим научным руководителем стала Ирина Марковна Бусыгина, она тоже дала мне много новых знаний.
Во время учёбы меня сильно интересовали прикладные дисциплины — те, на которых можно было что-то посчитать. Среди таких предметов — «Теория игр», которую у меня вёл Иван Сергеевич Григорьев. Эти занятия были одновременно и познавательными, и смешными: Иван Сергеевич очень здорово преподносил материал.
Майнор по анализу данных
Мне с первого курса была интереснее прикладная политология, поэтому и майнор я искал такой, чтобы там было много практики. Майнор по data science таким и был — там можно научиться анализировать большой объём данных. Политологам это полезно, потому что количественные методы помогают улучшить исследование. А ещё мне просто хотелось попробовать что-то новое.
Майнор по data science был моим первым шагом к аналитике и программированию. В основном мы работали с языком программирования R: учились обработке данных и их визуализации. Как-то мы даже создавали веб-сайт, на котором пользователь мог получить какие-то данные о себе, если нажимал на кнопку.
Занятия проходили всего раз в неделю, но даже за такой короткий период мы научились главному — азам программирования. А дальше можно и какой-то другой язык выучить.
Интерес к разработке
После майнора я начал всё больше погружаться в разработку. Он дал мне большую базу, но для работы было недостаточно. Так я начал изучать программирование самостоятельно.
Сначала я поглубже погрузился в программу майнора, потом взялся за Python. Программирование я изучал через Coursera — просто находил подходящие курсы на Coursera и запрашивал финансовую помощь.
Помимо этого, я начал ходить на хакатоны вместе с одногруппником, который тоже увлёкся программированием. На этих соревнованиях мы в основном решали кейсы, где нужно было разработать небольшой работающий прототип какого-нибудь приложения.
Кончилось всё тем, что я ради интереса пошёл в магистратуру Питерской Вышки по анализу больших данных. Летом я как раз её закончил. Там мы в основном изучали анализ данных, машинное и глубокое обучения. С моей нынешней работой это не связано, но всё равно было здорово.
Старт карьеры
В январе на четвёртом курсе бакалавриата мой сосед по общежитию рассказал мне, что «Тинькофф» ведёт набор участников в зимнюю школу по фронтенд-разработке. Фронтендом я до этого ни разу не занимался, только программированием, в сфере аналитики и машинного обучения. Так что мне пришлось немного подготовиться, чтобы в эту школу попасть.
В итоге, всё сложилось удачно — в школу по фронтенду меня взяли. Два месяца я слушал лекции от сотрудников компании и учился. Но честно говоря, я в ту пору был не сильно погружён в эти дополнительные занятия. У меня тогда на носу был диплом, нужно было его дописывать, так что на что-то новое не так много времени и сил оставалось. Потом успешным студентам школы предложили должности младших фронтендеров в «Тинькофф», но меня в тот раз не пригласили.
В мае я дописал диплом и увидел, что «Тинькофф» открыл набор на стажировки, и я подумал — почему бы не податься ещё разок. На вступительных испытаниях я уже был увереннее, чем раньше, и меня взяли. Стажировка длилась два месяца, но в этот раз я действительно хорошо поработал. В последний день я встретился с HR-специалистом и руководителем направления, и мне предложили должность младшего фронтендера.
Я оглядываюсь на то время и понимаю, что моих знаний всё равно было недостаточно для трудоустройства. Но мне сказали, что я быстро учусь. Думаю, заслуга Вышки в этом навыке тоже есть: она учит быстро нарабатывать недостающие навыки. Сейчас я уже больше двух лет работаю фронтендером в «Тинькофф Центре Разработки» и вырос с позиции junior до middle-разработчика.
Впечатления и амбиции
За всё время в компании я работал над тремя большими проектами — например, над «Тинькофф Путешествиями». Это такой сервис компании, где можно забронировать гостиницу или купить авиабилет. Я вместе с другими разработчиками из команды занимался этим сайтом и его мобильной версией.
Сейчас я попал в ядро разработчиков, которое создаёт продукты для других программистов в компании. Весь сайт «Тинькофф» — это большое количество продуктовых команд, и важно, чтобы они работали эффективно. Но для этого им нужно придерживаться единообразия. Я создаю строительные блоки сайтов «Тинькофф»: от таких простых вещей как кнопки или полей ввода текста до более сложных — календаря или даже визуального редактора.
Сейчас я активно развиваю навыки, необходимые старшему разработчику, и задумываюсь, по какому пути пойти дальше. Можно стать тимлидом и начать организовывать работу команды, а можно — техлидом и углубиться в инфраструктуру приложения. Что мне интереснее — пока не знаю.
Выбор вертится вокруг одной дилеммы: мне действительно нравится программировать, но если я стану менеджером, то буду делать это всё меньше. У меня будет больше созвонов и согласований. А я пока что слишком люблю кодить.
Наверное, для начала я хочу всё-таки развивать свои hard skills, потом буду думать о менеджменте. Я считаю, чтобы руководить другими людьми, нужно сначала самому стать крутым разработчиком. А иначе как давать советы, если сам в теме не разбираешься?
Советы для тех, кто хочет заняться программированием
Искать стажировки в разных компаниях. Там обычно есть тестовые задания, которые рассчитаны на новичков. Заоблачных требований нет. Так что если хоть немного подготовиться, то на них можно попасть. А за время стажировки вы уже поймёте, хотите ли вы заниматься этой работой в будущем.
Проходить специальные курсы. Я вот учился программированию по Coursera, но в целом таких платформ много. Можно найти что-то полезное в Stepik, «Яндекс.Практикуме» и Skillbox. В любом случае, проходить курсы удобно, потому что преподаватели собирают всю полезную информацию для студентов и её не нужно искать по разным источникам.
Бусыгина Ирина Марковна
Центр сравнительных исследований власти и управления: Заведующий центром
Григорьев Иван Сергеевич
Департамент политологии и международных отношений: Доцент
Кабанов Юрий Андреевич
Департамент политологии и международных отношений: Старший преподаватель
Стародубцев Андрей Владимирович
Департамент политологии и международных отношений: Доцент