• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Британские студенты доказали

В рамках ежегодной летней стажировки в Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург студенты из Центра русских и восточно-европейских исследований Бирмингемского университета (CREES,The University of Birmingham) на собственном опыте изучили молодежную культуру Санкт-Петербурга.

Летняя стажировка студентов из Бирмингемского университета в Центре молодежных исследований уже стала доброй традицией. В этом году в Санкт-Петербург приехали 20 лингвистов, которым было интересно не только усовершенствовать свой русский язык, но и пройти социологическую практику в одном из самых красивых городов Европы – Санкт-Петербурге.

Сотрудники Центра молодежных исследований и студенты магистерской программы «Современный социальный анализ» выступили кураторами кейс-блока стажировки и предложили для исследования 5 тем, связанных с молодежной культурой Санкт-Петербурга.

Петербургский метрополитен и его пассажиры

Группа во главе со стажером-исследователем Центра Надеждой Васильевой, исследовавшая этот кейс, наблюдая за повседневными практиками посетителей метрополитена, попыталась создать портрет его посетителей и описать, как гендер, возраст, этничность и другие социологические переменные работают в пространстве метрополитена.

Молодые исследователи обратили внимание, что среда плохо приспособлена для людей с особыми потребностями, скорость передвижения туристов внутри метрополитена ниже, чем у резидентов, и они чаще нарушают неформальные правила передвижения, например, стоять по правую сторону во время движения эскалатора. При этом, возраст и гендер могут влиять на стратегии поведения. Так, например, пожилые пассажиры чаще заходят в вагон метро первыми, а молодые уступают им место. Мужчины чаще используют позы, связанные с символическим захватом пространства  (широко расставленные ноги и т.п.).

Барная культура Санкт-Петербурга

Часть студентов в качестве кейса выбрали “Барную культуру”. Куратором этого направления был студент 1-го курса магистратуры Арсений Веркеев. В фокусе исследования оказались различия в поведении гостей традиционных для Санкт-Петербурга рюмочных и современных «хипстерских» баров. Студенты отметили, в “модных и дорогих” питерских барах (например, Хроники) люди чаще сидят за столом или барной стойкой одни, без компании, а в “простых и дешевых” (“Маяк”)  создается особая "культура общения", ниже порог вступления в коммуникацию  между незнакомыми людьми и более громкий звуковой ландшафт. При этом посетители «дорогих» баров с большей вероятностью пойдут в «дешевые», чем наоборот.

Музей стрит-арта

Третий кейс был посвящен Музею современной городской культуры, его курировала студентка 2-го курса магистратуры Полина Крутских. Участники группы изучали  особенности экспозиции и работы Музея стрит-арта, его отличия от традиционных музеев.

Исследователи кейса отметили, что при сравнении Музея стрит-арта и Эрмитажа можно сказать, что первый музей – это не туристическое место, посетители этого музея – это в основном представители петербургского креативного класса, молодая публика, часто семьи с детьми. Там нет строгих правил поведения, кураторы музея менее формально общаются с посетителями. Музей достаточно удалён от центра города, поэтому туда добираются только те, кто действительно заинтересован в уличном искусстве или в обозначении своей принадлежности к креативному классу.

Экспозиция музея полностью обновляется ежегодно. Каждый год художники готовят новые работы, которые наносятся поверх предыдущих согласно тематике выставки: так в прошлом году все работы были посвящены годовщине Октябрьской революции, а в этой темой экспозиции стала «Сказочная страна стритартия». Также важно, что  неформальная атмосфера музея создаётся за счёт идей, которые стоят за муралами музея (уличные граффити – нелегальный объект, мурал в музее согласованный с заказчиком, легальный). Эти идеи очень либеральные, открыты к интерпретациям, их содержание воплощает реакцию  на политические события, процессы, происходящие в современном обществе, что делает их актуальными современной повестке.

Дарк-сцена и андеграундные клубы Санкт-Петербурга

Куратором кейса поДарк-сцене и андеграундным клубам выступила стажер-исследователь Центра молодежных исследований Анастасия Саблина. Участники исследования посетили Urban Culture Fest, прошедший на территории порта «Севкабель».

В качестве одного из основных наблюдений гости из Британии отметили, что российская молодежь может выглядеть очень по-разному: так, можно встретить бодимодификации (татуировки, пирсинг и т.д.), цветные волосы, яркий внешний образ в целом. Особенно большое разнообразие стилей было представлено Urban Culture Fest, что не соответствовало стереотипным представлениям о внешнем виде российской молодежи. Вторым ярким трендом для участников вечеринок стала 'post-Soviet nostalgia’ в одежде (олимпийки, спортивные костюмы и прочее). Студенты также отметили, что техно, которое в Санкт-Петербурге считается признаком хорошего и популярного места, в Англии значительно потеряло популярность, причем разрыв между содержанием “продвинутых” музыкальных сцен Санкт-Петербурга и Бирмингема составляет 7 или 8 лет.

Блошиный рынок «Уделка»

Эту достопримечательность города студенты исследовали под кураторством магистрантов Надежды Антипьевой и Мавзуной Мухиддиновой. Во время наблюдения студенты фиксировали особенности работы стихийного рынка, его формальных и неформальных правил, посетителей, основных групп товаров и их связи с историческим наследием города.

Участники кейса отметили большое разнообразие товаров из советской эпохи на рынке, а также обилия товаров с российской и советской государственной символикой, гибкую систему ценообразования (возможность «торговаться») и преобладание среди продавцов лиц предпенсионного возраста.

Нет, в основном студенты удивлялись товарам, которые они до этого видели только в фильмах. Так, они купили мастерку с надписью «Россия» и принесли ее на защиту проектов в качестве вещественного свидетельства.

Проведение социологических наблюдений стало новым опытом для участников, которые специализируются на изучении языков. Кейсы также позволили познакомиться с другим лицом Санкт-Петербурга: ежедневными практиками его жителей и неофициальной молодежной культурой.

До и после

Помимо кейсов сотрудники Центра организовали серию дискуссий, посвященную обсуждению стереотипов о жителях России, которые существуют в массовой культуре. Дискуссия была проведена дважды, чтобы иностранные студенты могли сравнить свои представления о стране в начале визита и те наблюдения, которые были получены во время проживания в Санкт-Петербурге.

Любопытно, что приехали британцы с мыслью, что в России едят очень много хлеба, пьют водку, большинство населения – сексисты и гомофобы, которые любят Путина и скучают по советскому прошлому. А вот уезжали они уже я ясным осознанием, что население нашей страны очень разное, есть представители различных социальных и политических установок. Среди молодежи Санкт-Петербурга многие прпридерживаются либеральных взглядов. В целом, население более дружелюбное и открытое, чем они думали изначально. Но хлеба действительно едят много.

Результатам исследований участников этой летней стажировки нельзя назвать научными, ведь студенты в первую очередь лингвисты, а не социологи. Все время своего пребывания в России они тщательно занимались русским языком с опытными специалистами Натальей Новак и Евгенией Добренко, и в совокупности с исследованием петербургской молодежной культуры и проживанием на протяжении всего периода стажировки в семьях хостов уроки дали замечательные результаты. Неудивительно, что итоговый тест по русскому языку показал заметный прогресс у всех участников. Вероятнее всего, тест на знание молодежной культуры Санкт-Петербурга дал бы те же результаты.