• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Историки из Вышки попробуют справиться с напряженностями в Европе

В июле международный сетевой проект, одним из участников которого является Лаборатория экологической и технологической истории Центра исторических исследований  поддержали сразу два зарубежных научных фонда. Что такое экологическая и технологическая история и какова роль вышкинских ученых в международной исследовательской сети Tensions of Europe, нам рассказала руководитель ЛЭиТИ Юлия Лайус.

— Юлия Александровна, объясните, пожалуйста, что такое экологическая и технологическая история.

—Экологическая история — это история взаимоотношения людей и природы, технологическая  — история технологий. Мы всегда настаиваем на том, что эти две дисциплины должны развиваться совместно, поэтому и преподаем их вместе, и исследовательский центр у нас один.

Человечество всегда общалось с природой при помощи технологий. Даже когда первобытные люди еще охотились на мамонтов, им были нужны копья, другие инструменты — а это уже технологии. Поэтому если мы говорим об истории взаимоотношений людей и природы, технологии тут тоже неизбежно появляются.

— Какими исследованиями вы занимаетесь?

— У нас несколько больших проектов. Первый финансируется по программе фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и связан с изучением исторического наследия России — индустриального, культурного и природного. Для работы над этим проектом мы каждый год набираем  стажеров-исследователей из числа наших студентов.

Второй важный и самый крупный наш проект  — это исследование истории природных ресурсов России. Мы смотрим на историю институтов, историю экспертизы, историю инфраструктур, связанных с природными ресурсами. Речь идет не только про полезные ископаемые, но и про биологические ресурсы: леса, рыбу. Два года назад мы получили на эти исследования грант Российского научного фонда и сейчас заканчиваем работу над проектом.

Также совместно с Королевским технологическим институтом в Стокгольме мы занимаемся вопросами устойчивого развития европейской Арктики.

Вообще в нашей работе очень ярко представлены сюжеты, связанные с севером, а также с Балтийским морем и Невой. Мы изучаем природу не только за городом, но и внутри него, смотрим на взаимоотношения реки и города. Например, скоро в Мюнхене на портале Центра “Природа и общество” имени Рейчел Карсон откроется виртуальная выставка  “История взаимоотношений Санкт-Петербурга/Невы и Вены/Дуная”. Это результат нашего уже давно закончившегося международного проекта.

—   Расскажите, пожалуйста, про свое участие в сети Tensions of Europe.

— Tensions of Europe — это европейская исследовательская сеть, которая была создана практически 20 лет назад для поддержки исследований истории технологий. Участников интересует, как Европа становилась единой не только политически, но и через развитие инфраструктуры: железных дорог, электрических сетей, связи и т.д. Не стоит забывать, что  Европа — это также  культурно-географическое образование, а не только политическое. Поэтому в данном контексте технологическая история России, которой мы занимаемся, также интересна.

Мы давно участвуем  в конференциях Tensions of Europe. Но плотное взаимодействие развилось относительно недавно: два года назад мы впервые провели рабочую встречу с коллегами по сети в Высшей школе экономике в Петербурге.

Tensions of Europe довольно большая сеть. Мы работаем в рамках исследовательской группы, которая называется “Технологии, окружающая среда и ресурсы”. Эта группа является частью более широкого проекта, посвященного истории общества и технологий в периоды кризисов. Одним из координаторов этого направления является Елена Кочеткова — моя бывшая ученица, теперь коллега. Она также один из координаторов сети молодых ученых в рамках всей кооперации Tensions of Europe.

Вместе с нами над направлением “Технологии, окружающая среда и ресурсы” работают исследователи из Университета Орхуса, Технического университета Эйндховена, Королевского технологического института в Стокгольме, Высшей школы социальных наук в Париже, Афинского университета и Университета Нова в Лиссабоне. И вот как раз сейчас, вместе с зарубежными коллегами, мы получили финансирование сразу из двух национальных научных фондов  — Датского и Нидерландского.

— На что пойдут эти деньги?

— В первую очередь, на развитие сетевого взаимодействия. Полученное финансирование позволит нам чаще встречаться: проводить воркшопы и конференции, обсуждать исследования лично, а не по Skype. Мы уже определились с датой следующего семинара на базе Вышки — он пройдет в октябре 2019 года.

Мы  регулярно устраиваем открытые семинары по экологической и технологической истории с участием российских и зарубежных коллег. Я приглашаю всех желающих — актуальная информация публикуется на сайте лаборатории.