О критике в стенах Питерской Вышки
Социолог и издатель журнала «Курсбух» выступил перед аудиторией с докладом "Больше критики!" о том, зачем критика нужна обществу. Острая и неоднозначная тема вызвала оживленный интерес среди слушателей, поэтому, когда последовала запланированная дискуссия г-на Нассеи с профессором социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, деканом Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Даниилом Александровым, желающих задать свои вопросы из зала оказалось немало. Мы со своей стороны побеседовали о критике с господином Нассеи непосредственно накануне лекции.
- Что такое конструктивная критика? Есть ли для этого понятия объективные критерии?
- Объективных критериев нет. Весь вопрос в том, кто или что является адресатом критики. Конструктивной является только критика, которая учитывает возможности ее адресата. Если критикующий требует от критикуемого чего-то невозможного, то и критику нельзя назвать конструктивной. Это не значит, что критика не может быть действительно фундаментальной и радикальной, однако она всегда должна сохранять связь с реальностью и должна быть реализуемой, иначе превратится в чистой воды позёрство.
Что действительно нужно делать критике, так это подстраиваться под более сложную конъюнктуру, возникновением которой мы обязаны новым проблемам общественного строя. Правительства и власти предержащие сегодня парадоксальным образом одновременно и теряют власть, и становятся более авторитарными. Такая ситуация возникает повсеместно — на Западе, в развивающихся странах Восточной Европы и в Китае, — поэтому над этим следует основательно задуматься.
- В чем недостатки сегодняшней критики?
- Недостатки обусловлены несколькими причинами. Критика зачастую начинает играть подчиненную роль, если критикующие исходят из того, что «власть» может привести все в порядок самостоятельно, если того захочет. При этом мир усложнился до такой степени, что у подобной критики часто отсутствует конкретный адресат (это, кстати, характерно и для критики стран мира со стороны Запада). Так, хотя с европейской точки зрения китайская модель меритократии и однопартийности по праву будет считаться заслуживающей критики, следует осознавать, что одномоментное и беспрепятственное установление западных демократических порядков в ней невозможно, так как требует предварительного изменения общества. В таком же ракурсе, возможно, следует рассматривать и некоторые существующие конфликты между Западом и Россией. Тем не менее, все вышесказанное не означает, что от критики стоит отказаться — напротив, критика сегодня может позволить критику и объекту критики взаимодействовать на равных.
- Какие вопросы современного общества вызывают наибольшую или самую острую критику и почему?
- Критика в первую очередь возникает тогда, когда мир, окружающий человека, становится настолько сложным и непредсказуемым, что люди теряют веру в общественные структуры. Это кажется мне одним из основных принципов социологии: критика однозначно коррелирует с непредсказуемостью, а также с ощущением неконтролируемости всех процессов в обществе. Очень часто это приводит к тому, что для критики выбирается неверный адресат, а также неверные темы, — мы знаем из риск-менеджмента, что наши страхи в основном ложны, а настоящая опасность нами преуменьшается.
- Может ли критика быть опасной? Если да, то почему?
- Раньше критика была скорее левой или леволиберальной прерогативой. Результатом либеральной в широком смысле критики явилось появление в западных либеральных обществах привычных теперь свобод, а также протеста против авторитарных режимов. Сегодня критика почти во всех развитых странах — в Северной Америке, Европе и России — стала способом поиска решений для действительно сложных проблем: реэтнизации конфликтов, ренационализации политики, страха перед плюрализмом и иными жизненными укладами. Опасность этого состоит в том, что при этом создаются новые конфликтные ситуации экономической, военной и культурной природы, которые Европа уже, казалось бы, преодолела после падения коммунистических режимов. Парадокс: такая критика направлена не на тех адресатов и при этом усугубляет проблемы, являющиеся первопричиной этой самой «компенсационной» критики.
- Как вы относитесь к критике, которая направлена на вас?
- Мой ответ достаточно предсказуем: я отношусь к ней очень серьезно — как же иначе? Могу сказать, что способность к самоиронии является наиболее важным качеством, позволяющим работать с критикой, — хотя бы потому, что критика сама по себе является попыткой посмотреть на вещи с разных точек зрения. Ученые обязательно должны обладать этим качеством, а ещё должны знать, что привычки, самовлюбленность и (не в последнюю очередь) конкуренция зачастую мешают этой самоиронии.
Перевод на русский: Николай Андреев