• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Исследовательский центр дал представление о том, как выглядит развитие в академической среде»

В Питерской Вышке 24 научных лаборатории и исследовательских центра. Каждый студент может найти себе что-то по душе — исследовать квантовую оптоэлектронику, социологию образования, теорию игр, историю и многое другое. Подключаться к лабораториям студенты могут в качестве стажеров-исследователей. Героям сегодняшнего материала стажировка помогла найти тему для магистерской диссертации, подготовиться к работе и глубже понять предметы по программе.

«Исследовательский центр дал представление о том, как выглядит развитие в академической среде»

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Дарья Рассадина, студентка четвертого курса бакалавриата «Экономика», стажер-исследователь в Лаборатории теории игр и принятий решений

Дарья Рассадина, студентка четвертого курса бакалавриата «Экономика», стажер-исследователь в Лаборатории теории игр и принятий решений

На втором курсе я задумалась о теме курсовой работы на следующий год. Преподаватели, с которыми я обсуждала этот вопрос, рассказали, что интересные проекты можно найти в Международной лаборатории теории игр и принятия решений. Я написала старшему научному сотруднику лаборатории, Алексею Юрьевичу Кондратьеву, и он предложил мне изучать закономерности в том, как награды влияют на поведение спортсменов. Со временем моя курсовая переросла в самостоятельное исследование в лаборатории, и мне предложили устроиться стажером-исследователем, чтобы обмениваться опытом с другими научными сотрудниками.

В своем исследовании я работаю с математической моделью, которая позволяет показать, как спортсмены реагируют на стимулы в виде наград. Этот проект помог мне понять, как методы, которые мы изучаем на парах, могут понадобиться в реальных исследованиях. Я смогла закрепить и углубить знания, которые получила в бакалавриате на курсах по теории игр, микроэкономике и теории отраслевых рынков. Кроме того, у меня появилась большая мотивация читать первоисточники — статьи, на которых преподаватели строят курсы.

Мне очень нравится участвовать в научных семинарах, где сотрудники лаборатории представляют свои исследования и получают обратную связь. Зачастую исследователь не видит всех нюансов своей работы, для этого и нужны научные дискуссии, где коллеги могут посмотреть на работу под другим углом. Благодаря этому я научилась принимать замечания и делиться своей точкой зрения.

Я стараюсь не заглядывать далеко в будущее, но в ближайшие полгода планирую закончить свою научную работу и присоединиться к новым проектам. Я хочу продолжить развиваться в науке, потому что мне нравится эта сфера. На это меня вдохновили в том числе мои коллеги, которые горят тем, что делают, и готовы передавать свой опыт новичкам, чтобы продолжать развивать науку. 

Ксения Кленкина, студентка четвертого курса бакалавриата «Социология и социальная информатика», стажер-исследователь в Лаборатории социологии образования и науки

Ксения Кленкина, студентка четвертого курса бакалавриата «Социология и социальная информатика», стажер-исследователь в Лаборатории социологии образования и науки

Я работаю в Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» (СЛОН) стажером-исследователем уже два года. Я выполняла разные задачи: искала статьи, помогала организовывать работу проектных групп, собирала данные в поле и вела медиа СЛОНа. Сейчас я участвую в совместном исследовании лаборатории и НГПУ, которое является частью проекта «Зеркальные лаборатории». Вместе с коллегами мы ездим в командировки в Новосибирск, где изучаем школьную среду и факторы адаптации детей мигрантов к школе.

Во время экспедиции мы берем интервью у школьников, описываем районы, где они живут, и общаемся с местными жителями. Это помогает оценить контекст, в котором учатся дети. Я подключалась на всех этапах исследования: тестировала методологию опросника, собирала данные, писала дневники наблюдений и помогала составлять отчеты.

Стажировка в лаборатории обратила мое внимание на сферу бизнес-исследований. И сейчас я работаю исследователем в компании «2ГИС», где занимаюсь маркетинговой и продуктовой аналитикой. Для этих задач требуется data-driven подход, который у меня хорошо развит благодаря лаборатории. Потому что в академической среде я привыкла к тому, что любое решение должно быть обосновано. Помимо этого, два года в лаборатории помогли мне стать дисциплинированнее и научили многозадачности, что для работы в бизнесе тоже полезно.

В планах на будущее — окончить четвертый курс и поступить в прикладную магистратуру «UX-аналитика и проектирование информационных систем». Мне интересно продолжить развитие в академическом поле и бизнес-исследованиях. Не теряю надежды, что смогу совмещать работу в компании и в лаборатории. Потому что хочу оставаться частью научного комьюнити и узнавать о новых исследовательских методах, которые затем смогу применять на практике.  

Анна Максимцева, студентка первого курса магистратуры «Аналитика данных для бизнеса и экономики», стажер-исследователь в Центре теории рынков и пространственной экономики

Анна Максимцева, студентка первого курса магистратуры «Аналитика данных для бизнеса и экономики», стажер-исследователь в Центре теории рынков и пространственной экономики

В Центре теории рынков и пространственной экономики я оказалась на первом курсе магистратуры, хотя заинтересовалась им еще в бакалавриате. Мне казалось, что для стажировки в исследовательском центре нужны какие-то особенные знания. Оказалось, что это не так — в лаборатории многому можно научиться у более старших коллег.

В Центр меня в итоге привел мой интерес к преподаванию. В начале года я спросила у Сергея Гелиевича Коковина, возможно ли вести экономику у студентов. Он предложил читать курс по микроэкономике второкурсникам программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» и по экономике второкурсникам-востоковедам. И посоветовал присоединиться к Центру, потому что преподавателю важно находиться в контексте последних научных исследований.

Мой основной проект в Центре — «Эмпирический анализ рынка продуктов питания». Одна из его целей — создание пространственной модели спроса потребителей. Собранные нами данные помогут бизнесу и компаниям, занимающимся геомаркетингом, предсказать, где открыть продуктовый магазин с наибольшей выгодой.

Для проекта я собирала и анализировала данные по спросу на продукты питания в разных районах Петербурга, благодаря чему у меня очень прокачался навык работы с Python. Особой любви к программированию в бакалавриате у меня не было, зато сейчас я с большим удовольствием копаюсь в данных.

В Центр я пришла в том числе для того, чтобы собрать данные для своей магистерской диссертации. Я пока не определилась с темой, но, скорее всего, работа будет посвящена петербургскому ретейлу, поскольку за время стажировки я хорошо погрузилась в это поле. Сейчас я читаю научные статьи, посещаю семинары, участвую во встречах с партнерами — это тоже входит в пул моих задач. Многие из научных работ написаны нашими исследователями. Поэтому у стажеров здесь есть возможность задавать вопросы по исследованиям напрямую тем, кто их подготовил. Этот опыт научного обмена, мне кажется, открывает большие горизонты для академического развития.

Благодаря Центру я поняла, что наука — это не страшно, а страшно интересно! Со многими сложностями можно справиться с появлением опыта, а пока его нет, старшие коллеги не бросят на произвол судьбы. Стажировка зажгла во мне интерес к науке, и я поставила себе цель на будущее опубликоваться в нескольких научных журналах. Продолжу заниматься и преподаванием, чтобы передавать этот интерес своим ученикам.  

Тимофей Шарипов, студент второго курса магистратуры «Современный социальный анализ», стажер-исследователь в Центре молодежных исследований

Тимофей Шарипов, студент второго курса магистратуры «Современный социальный анализ», стажер-исследователь в Центре молодежных исследований

В Вышку я пришел после факультета психологии СПбГУ, где занимался прикладными исследованиями в Социологической клинике. Меня интересовали количественные исследования в сфере образования, но хотелось новых задач — работать в поле, анализировать качественные данные. В январе я увидел пост в группе Центра молодежных исследований (ЦМИ) о том, что они набирают стажеров-исследователей для похожего проекта, и решил присоединиться.

Для прохождения отбора я отправил резюме, где рассказал о своем бэкграунде и навыках программирования в R, Python. Также указал, что владею методами аналитики и визуализации данных: регрессионный анализ, кластерный анализ, Power BI. Затем меня ждало собеседование с руководителями и сотрудниками Центра, после которого меня пригласили в ЦМИ.

Поначалу я подключался к проектам по количественным данным, чтобы отточить свои знания и понять, как выстроены процессы в ЦМИ. Но со временем втянулся и в качественные исследования, как и планировал. Недавно участвовал в проекте «Гении места»: роль молодежи в инновационном развитии городов», в рамках которого мы исследовали, как креативная молодежь Пскова и Петрозаводска видит свой город и среду, в которой они творят.

За время проекта я провел 13 интервью с людьми, которые занимаются изобразительным искусством и функциональным креативом, пишут в СМИ. Работа в поле помогла мне научиться меньше нервничать во время разговоров с информантами и вести беседу свободно, а не по рельсам заготовленных гайдов. Кроме того, я научился расставлять акценты и выделять главное из беседы, что может пригодиться для дальнейшей работы с качественными данными.

ЦМИ мне нравится тем, что здесь есть пространство для дискуссии. В мои задачи входит проверка гипотез коллег, и когда я бываю с чем-то не согласен — например, с форматом данных, выбранным для аналитики, я могу сказать об этом коллегам. После этого обычно завязываются долгие и активные обсуждения, но они всегда приводят к продуктивным результатам.  

ЦМИ дал мне представление о том, как выглядит развитие в академической среде. Здесь даже стажерам-исследователям доверено работать с крупными заказчиками. И благодаря этому я понял, что в науке можно найти траекторию и для карьерного развития. Но пока это в мои планы не входит — сначала хочу поступить в аспирантуру, потому что за время работы в Центре заинтересовался наукой. При этом порой я понимаю, что мне не хватает теоретических знаний по социологии, и надеюсь, что работа в ЦМИ поможет мне прокачаться и с этой стороны.

Юлия Перевощикова, студентка второго курса магистратуры «Глобальная и региональная история», стажер-исследователь в Центре исторических исследований

Юлия Перевощикова, студентка второго курса магистратуры «Глобальная и региональная история», стажер-исследователь в Центре исторических исследований

В бакалавриате мне нравилось посещать мероприятия Центра исторических исследований (ЦИИ). Я тоже хотела организовывать что-то подобное, поэтому в магистратуре решила присоединиться стажером-исследователем. К тому же мне было важно найти применение материалам для моего исследования, над которым я работала в бакалавриате.

Основная задача стажера в ЦИИ — провести исследование в рамках одного из проектов центра, чем я и занимаюсь. Моя работа посвящена американской левой литературе в раннем СССР. Среди вопросов, которые я изучаю, — создание писателями этого направления мифов о самих себе в литературном поле. Интересует меня и то, как различные инстанции, вовлеченные в раннесоветский литературный процесс, влияли на интерпретацию этой литературы через критику и переводы. Пока эта работа еще не закончена, но сейчас я могу сказать, что благодаря стажировке мне открылись новые направления исследования.

Помимо этого, за время стажировки мне удалось поучаствовать в создании контента для телеграм-канала «Историки и антропологи в Питерской Вышке» и оказать небольшую помощь на конференциях. Все знания и навыки, которые полезны в ЦИИ, студенты, как правило, приобретают в процессе работы над своими научными проектами. Поэтому, на мой взгляд, не стоит бояться приходить в Центр даже с небольшим научным бэкграундом. Здесь пригодятся творческие способности, оригинальные предложения для проектов и организаторские навыки. Без этого после сотрудничества с ЦИИ стажеры не уходят.

В ЦИИ мое отношение к науке не изменилось, оно и без того было вдохновленным. Но благодаря стажировке я получила много положительных впечатлений от совместной работы с коллегами и увидела науку изнутри чуть ближе. И теперь планирую и дальше идти выбранным путем, продолжая свое академическое развитие в аспирантуре.