• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каким должен быть современный управленец и как им стать

Программа «Управление и аналитика в государственном секторе» в 2021 году вошла в ТОП-10 по качеству бюджетного приема и в ТОП-3 — по качеству платного приема среди всех российских вузов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Академический руководитель программы Валентина Кайсарова рассказала, в чем заключается отличие Питерской Вышки в подготовке студентов, что стоит за необычным названием программы и какими навыками должны обладать управленцы современного типа.

Каким должен быть современный управленец и как им стать

Фото из личного архива Валентины Петровны Кайсаровой

— Многие российские вузы предлагают программы подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чем программа Питерской Вышки от них отличается?

— Наша программа появилась в петербургском кампусе в 2004 году. Ее перезагрузка произошла в 2017 году, когда в университете стала развиваться новая инновационная модель обучения. Традиционные программы для бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» в большей степени показывают малое внимание к инструментальной экономико-математической подготовке для изучения России и специфичных для нее проблем. Студенты получают слабую подготовку по иностранным языкам. У нас же используются лучшие практики, на каждом курсе преподаются дисциплины на английском языке и защищается выпускная работа. Кроме того, мы внедрили четырехмодульное преподавание математики, чтобы студенты освоили методы принятия решений, включили курсы по разделам экономики, менеджменту, публичному управлению, цифровым технологиям и коммуникациям. 

Преимущества нашего подхода в том, что модель подготовки выпускника основана на современном и понятном портфолио по изучаемым дисциплинам учебного плана (17 основных дисциплин) и майноры как дополнительная образовательная траектория, включающая четыре дисциплины из других направлений подготовки. Такие возможности помогают студентам стать востребованными и перспективными на рынке труда, в том числе и в сфере государственного и муниципального управления. Мы помогаем обучающимся всесторонне овладеть цифровыми методами и компьютерными технологиями по сбору, обработке, хранению, передаче и распространению информации. Аналитика — сложный мыслительный процесс работы с информаций, но для современного человека это главный атрибут его развития, а для публичного управления — это и важнейший стратегический ресурс. Поэтому наши студенты могут сами формировать свой индивидуальный учебный план, дополняя обязательные предметы дисциплинами по выбору. На первых двух курсах они получают фундаментальную подготовку, а на третьем и четвертом углубляются в выбранную специализацию.

С этого года мы предлагаем на выбор уже не два, как это было прежде, а три трека: «Большие данные в государственном управлении», «Партнерство государства, бизнеса и общества», «Устойчивое развитие и города будущего». Это позволяет студентам заниматься проектами по своей специализации и решать реальные управленческие проблемы уже в процессе обучения. Нам важно, чтобы будущие бакалавры понимали перспективы собственного роста на основе современных знаний, навыков и инструментов. Это поможет им стать реальными лидерами, а также научит обеспечивать взаимодействие между группами граждан, бизнесом и различными государственными структурами.

Обучение на программе позволяет понять преимущества работы с информацией в муниципалитетах, комитетах, министерствах и других организациях. На программе это возможно благодаря вовлечению в процессы управления и изучению английского языка. Исследовательская работа под руководством выстроена нами по алгоритму «обучаясь — обучай других, предлагая результативное решение для общества и государства». 

— Почему программа «Управление и аналитика в государственном секторе» носит именно такое название? 

— Современный человек вовлечен в информационно насыщенную жизнь страны, своего региона и того места, где он живет. Система публичного управления тоже подстраивается под эти реалии, а значит, и наша образовательная программа тоже должна.

Работа с большими данными и смарт-технологии стали неотъемлемой частью реальности. Мы видим это в новых средствах связи, в получаемых электронных сервисах, в здравоохранении и городской инфраструктуре. Обширная система учреждений госсектора и процесс управления становятся все более интеллектуальными. Они требуют от вовлеченных в эту работу людей соответствующих навыков и знаний. 

Также цифровые технологии решают важные экономические и управленческие задачи. Их внедряют в работу для государственных и муниципальных услуг: в Федеральную налоговую службу, Аналитический центр Правительства, Пенсионный фонд, Правительство Санкт-Петербурга и многие другие структуры, корпорации и организации. Технологии Big Data могут дать значительный прирост эффективности. Современные управленцы, безусловно, должны владеть таким инструментарием.

Добавлю, что рейтинги перспективных профессий известных изданий (Forbes, The Economist, АСИ РФ) показывают, что профессия аналитика — самая востребованная. Она занимает верхнюю позицию отчетов о зарплатах специалистов в Москве, Петербурге, Казани, других городах России. Известно, что предложения в коммерческом секторе для сотрудников без опыта работы начинаются от 70 тысяч рублей, в государственном — от 50 тысяч рублей. В ряде зарубежных университетов — например, в Кембридже и вузах США (Университет Индианы, Атлантический университет Флориды, Школа государственного и муниципального управления в Нью-Йорке) — в образовательный процесс подготовки бакалавров включены дисциплины по информационным технологиям и работе с данными. Мы адаптируем аналогичный подход для специфики России и предлагаем студентам нашей программы серьезную подготовку по работе с данными и информацией, которая позволит им строить карьеру не только в разветвленной системе государственного и муниципального управления, но в госкомпаниях в сфере информационных технологий и в смежных областях. Именно эти аргументы находятся в основе названия и содержания нашей программы.

— С чем связан переход от двух прежде существовавших на программе тематических треков к трем?

 — Это связано с изменением работы структур, которые организуют управление на уровне муниципалитета, города (региона) и всей страны в современных условиях реализации двенадцати стратегических для Российской Федерации целей. Развиваются технологии, идет цифровизация, расширяются тематические площадки, усложняется взаимодействие между управленческими структурами, и поэтому мы решили расширить линейку треков для специализаций. У нас есть для этого организационные возможности: в этом году у нас увеличился прием, мы готовы принять 50 человек на бюджет и еще 55 — на платные места.

Надо сказать, что выбранные направления возникли в результате форсайт-сессии с участием наших выпускников, которые старались ответить на вопрос о том, какой они хотели бы видеть образовательную программу для управленцев. У всех трех специализаций есть «зонтик» — навыки работы с большими данными с помощью пакета прикладных программ в рамках концепции Data Culture НИУ ВШЭ, — но также есть и свои особенности. Так, первый трек «Большие данные в государственном управлении» ориентирован на работу аналитика в новых «цифровых обстоятельствах». Например, для жителей Петербурга к 2024 году 75 % услуг будут предоставляться в цифровом формате — как это регулировать? Еще один пример связан с пандемией, когда на первый план вышел анализ статистики заболеваемости, обеспеченности медикаментами, больничными местами и проч.  Да и в принципе сегодня подготовка и принятие любых масштабных решений базируется на всеобъемлющей аналитике массива разнообразных данных.

Второй трек «Партнерство государства, бизнеса и общества» акцентирует внимание на общественном служении и оценке социальных программ и политик. Здесь на первый план выступает организация партнерств, способная обеспечить синергию совместного усилия, корпоративная социальная ответственность, «зеленая экономика», устойчивое развитие компаний и их включение в проекты, связанные с экологией, социальными программами и аудитом.

Третий трек «Устойчивое развитие и города будущего» связан с городской средой и урбанистическими проектами, обучением работе с населением. Сегодня четко видна тенденция движения от традиционных моделей городского управления в сторону понятий «умный город», «комфортный город», «безопасный город», «город инноваций» как разных моделей развития городов. О том, как организовать такие преобразования, и пойдет речь в рамках данного трека. Обучение будет направлено на навыки работы с общественными платформами, каналами взаимодействия с местным сообществом в рамках подхода соучаствующего проектирования. Это дает возможность студентам построить новые карьерные траектории в контексте переустройства городской среды: работать, например, в качестве менеджеров местного сообщества, эко-урбанистов или парк-менеджеров.

— После обучения на программе можно развиваться только в сфере государственной службы? Или есть и другие траектории?

— Наши выпускники уже работают в структурах федеральной и региональной власти, государственных корпорациях и международных компаниях. Есть специалисты государственных предприятий, сотрудники фонда «Сколково», «Росатома», эксперты Boston Consulting Group, служащие отраслевых комитетов и территориальных управлений Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Правительства Москвы и Российской Федерации. 

Освоение информационных технологий и лучших мировых практик в государственных организациях и управлении открывает для наших выпускников более широкие перспективы. Это, например, трудоустройство в ситуационных центрах регионов, многофункциональных центрах услуг, структурах открытого правительства, работа по сопровождению общественных платформ, коммуникациям с населением в органах муниципальной власти. Актуальные знания в области управленческого консалтинга и освоение ряда методов (Python, Cost-Benefit  Analysis (CBA), R-studio), а также знакомство с управленческими процессами дает возможности для трудоустройства в проектных офисах и специальных партнерствах в государственном и коммерческом секторах. Выпускники осваивают новые виды занятости: медиаторы электронных сервисов, работу с социальными сетями в отделах по связям с общественностью органов власти всех уровней. Некоторые студенты через стажировки учатся работать с местными сообществами, краудсорсингу, реализуют программы волонтерства.

Кроме того, существует огромный интерес бизнес-структур к GR-специалистам, умеющим работать с госорганами. Перспективными считаются должности администратора онлайн-сервисов, менеджера электронных площадок и платформ. Активность некоммерческого сектора и развитие стартапов вызывает востребованность трудоустройства в качестве руководителей электронных онлайн-платформ или модераторов отдельных направлений. 

— Кто преподает на программе?

— У нас исключительный преподавательский состав, который никак не назовешь «университетским планктоном». Например, профессор Александр Михайлович Ходачек входит в Экономический совет при губернаторе Санкт-Петербурга и курирует работу базовой кафедры государственной службы Администрации губернатора Санкт-Петербурга в Питерской Вышке. Главные научные сотрудники Международного центра социально-экономических исследований (МЦСЭИ) «Леонтьевский центр», имеющего базовую кафедру на факультете — Леонид Эдуардович Лимонов,Марина Васильевна Несена,Ирина Анатольевна Карелина — участвуют в коллегиальных Советах при ряде структур Правительства Санкт-Петербурга и России, являются членами редколлегий международных научных журналов. Анна Георгиевна Санина является обладателем медали Российской академии наук и научным сотрудником Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ. Светлана Анатольевна Силаева работает с пакетом уникальных программ анализа данных, преподает социально-экономическую статистику и количественный анализ данных, имея многолетний опыт практической работы в Петростате. Профессор Андрей Павлович Заостровцев — лауреат конкурса «Золотое перо» за материал по экономической тематике. И я еще могла бы продолжать. Кроме того, у нас есть замечательные молодые преподаватели. И в целом сложилось очень теплое, практически камерное взаимодействие со студентами не только во время учебы.

— Как студенты приобретают опыт проектной и исследовательской работы в процессе обучения?

— Проектная работа и практики во время обучения занимают 25 % учебного времени. Но учеба — это творчество студента и его опытного наставника, поэтому, как я сказала выше, важное преимущество программы — возможность учиться под руководством авторитетных и востребованных практиков. Две базовые кафедры: МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и Администрации губернатора Санкт-Петербурга позволяют полностью обеспечить местами для учебной и производственной практик, пройти длительные стажировки: более месяца на первом курсе, а на втором и третьем — участвовать в проектной работе. Ребят как магнит притягивает работа в проектах Леонтьевского центра, где 25 человек ежегодно приобретают практические навыки. Уже с 1‒2-го курса порядка 30 студентов под руководством сотрудников центра ежегодно участвуют в подготовке и проведении Международного форума стратегов «Стратегические планирование в городах и регионах России». Они знакомятся с трендами управления Россией, с ее регионами, узнают о лучших стратегиях развития городов.

Среди научно-исследовательских работ центра, проведенных с участием наших ребят, — «Специализация и человеческий капитал территорий — анализ взаимосвязей и влияния на развитие регионов России» (2020), «Система городов России: эволюция, структура, неравенства и возможные направления трансформации» (2021) по заказу РАНХиГС. Так, например, выпускница 2022 года Мария Великих принимала участие в научном проекте «Анализ специализации средних городов России», а еще две студентки 4-го курса — Виолетта Давыденко и Лиана Нагыманова — прошли преддипломную практику, занимаясь итоговой оценкой результатов и эффективности реализации проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» по заказу Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга.

Наши бакалавры активно сотрудничают с научными подразделениями кампуса. В команду проекта Центра прикладных исследований и разработок «Определение влияния социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Санкт-Петербурге на размер минимальной заработной платы» в 2020 году вошли восемь студентов программы, а в 2021 году еще пятеро занимались исследованиями в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2035 года. Так, Анастасия Ермолаева приняла участие в исследовании результативности российско-нидерландского проекта «Музей 15/24», проводимого фондами «Эрмитаж Амстердам» и «Эрмитаж XXI век» при поддержке Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов. Работа велась в рамках гранта на исследование, полученного Лабораторией управления культурой и туризмом. Еще один наш студент, Константин Гергенредер, в качестве стажера-исследователя лаборатории участвовал в анализе потенциала развития культурно-туристических кластеров в арктической зоне (2021) и трансформации цифровой среды музеев (2022).

Третьекурсница Полина Тишкова стала наставником (куратором) проекта «Твой бюджет в школах — 2021», реализованном совместно с Комитетом финансов Санкт-Петербурга.

Среди значительных внешних проектов последнего года отмечу проект по созданию скейтпарка на территории Васильевского острова в Санкт-Петербурге при поддержке администрации Василеостровского района. Студенты участвовали в установочных образовательных лекционных сессиях, изучали специальные локальные нормативные документы и особенности бюджетного процесса «второй столицы» России, выходили непосредственно «на площадку». Цель такой работы — познакомить студентов 3-го курса с реальными управленческими задачами и видами деятельности специалистов администрации района города федерального значения, каким является Санкт-Петербург.

В портфолио студентов программы есть работа над дорожной картой развития туризма и санаторно-курортного комплекса Карачаево-Черкесии, НИР «Исследование кластеров, поддерживаемых программой Минпромторга РФ методом сетевого анализа», «Комплексное исследование социально-экономического развития регионов арктической зоны РФ и разработка предложений по развитию связей Петербурга с регионами АЗРФ», издание справочно-аналитического сборника Арктики.

— Какие у студентов есть возможности развития и реализации себя за рамками учебных занятий?

— Программа развивается как большая дружная семья из 300 студентов. Каждый год для адаптации первокурсников студенты-кураторы разрабатывают мероприятия, чтобы оказать помощь и показать способы первокурсникам, как лучше вовлечься в университетскую среду и общение. С 2020 года у нашей программы совместно с московским кампусом НИУ ВШЭ работает цифровое сообщество. Студенты обучают всех желающих главным digital-профессиям, вместе делают проекты.

В этом учебном году у нас появился такой формат, как экспедиции «Открывая Россию заново» в формате полевых студенческих исследований, финансируемые за счет конкурса грантов Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ. Так, в октябре 2021 года студенты и преподаватели программы уехали в 10-дневную экспедицию в Казань изучать общественные пространства города. Опыт оказался настолько интересным и полезным, что такие исследования было решено продолжить. Заявки программы были профинансированы из центрального бюджета университета на сумму более чем 500 млн. рублей, и мы расширили практику выездов в города и регионы России. Весной 2022 года состоялась серия выездов студенческих групп в Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области для изучения традиций и лучших практик местного самоуправления России. 25 июня мы вернулись из Нижнего Новгорода, где провели апробацию методов построектного развития при работе с городскими общественными пространствами столицы Поволжья. Такие исследования позволяют студентами не только «открывать Россию заново», но и осваивать практические инструменты управления: стратегическое и текущее территориальное планирование, соучаствующее проектирование, способы работы с местным сообществом.

Еще одна интересная и увлекательная тема, которой занимаются ребята нашей программы под руководством заместителя академического руководителя Екатериной Степановой — развитие добрососедства и городских коопераций по месту жительства. Современное общественное пространство для общения горожан привлекает многих наших студентов. В прошлом году они организовали дворовую вечеринку «Мастера Петроградки», посвященное идеям сплочения людей и способам самопомощи во время пандемии, мероприятие «Городские комьюнити» и день открытых дверей Центра Добрососедства «Дом», призванный расширить круг помощников центра.

Наши ребята — активные участники кейс-чемпионатов и студенческих клубов в кампусе. Они включаются в волонтерское движение, принимают участие в знаковых мероприятиях (таких как ПМЭФ) и проектах по благоустройству Петербурга (набережной Карповки, реконструкции малых мостов и других).

— Что новое ожидает будущих первокурсников на программе? 

— Уверена, что современных школьников сегодня волнуют не только собственные мысли, представления и мнение окружающих, а реальность во всем ее многообразии. На нашей программе приветствуется стремление раскрыть свой собственный талант, развить склонность к аналитике. Нововведения будут интересны тем абитуриентам, которые задумываются о том, как на основе новых методов управлять экономикой и общественной жизнью, работать с гражданами и бизнесом. С нового учебного года при проектировании цикла профессиональных дисциплин для 3 и 4 курсов мы будем внедрять обучение пониманию стратегического подхода в управлении, «интеллектуального государственного управления», «smart-городов», системы партнерства государства и бизнеса, развития городской среды.

К преподаванию привлекаются эксперты мирового уровня. В их числе, например, ведущие научные сотрудники МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Ольга Русецкая, Артур Батчаев, Елизавета Колчинская, заслуженный архитектор РФ Виктор Полищук и другие. Совместно с профессорами московского кампуса мы реализуем несколько совместных дисциплин: «Общественные финансы», «Местное самоуправление», «Этика в социально-экономической политике и принятии решений». Для нового набора студентов по предметной области «Data Culture» запланирован многоступенчатый подход к обучению: на 1-м курсе обучение цифровой грамотности, на 2-м — «Количественные методы анализа данных», «Технологии анализа больших данных» и «Python для извлечения и обработки данных». На 3-м курсе в рамках дисциплины «Экономическая и социальная статистика» предлагается изучение статистических пакетов и прикладных программ.

Образовательный стандарт НИУ ВШЭ сам по себе оригинален и интересен. Мы стремимся обеспечить студентов весомыми инструментальными компетенциями. Процесс обучения построен так, чтобы студент приобрел навыки проектно-ориентированного управления и смог решать актуальные для жизни граждан проблемы на основе использования инновационных технологий. Наш бакалавр имеет современное и понятное портфолио для устойчивых работодателей, чтобы трудоустраиваться уже в университете. Можно осваивать профессию, используя полученную подготовку, чтобы продолжить обучение по специализированному профилю в магистратуре, либо получить более высокий уровень по уже полученной профессиональной подготовке непосредственно в рабочей среде.