• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каким должен быть современный управленец и как им стать

Программа «Управление и аналитика в государственном секторе» готовит управленцев современного типа, способных на глубокую аналитику. Академический руководитель программы Валентина Петровна Кайсарова рассказала, в чем заключаются отличия в подготовке студентов в Питерской Вышке, что стоит за необычным названием программы и какими навыками должны обладать новые управленцы.

Каким должен быть современный управленец и как им стать

Фото из личного архива Валентины Петровны Кайсаровой

— Многие российские вузы предлагают программы подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чем программа Питерской Вышки от них отличается?

— Наша программа появилась в петербургском кампусе в 2004 году. Ее перезагрузка произошла в 2017 году, когда в университете стала развиваться новая инновационная модель обучения. Традиционные программы для бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» в большей степени показывают малое внимание к инструментальной экономико-математической подготовке и концентрируются на изучении России и специфичных для нее проблем. Как следствие, студенты получают слабую подготовку по иностранным языкам. Мы же внедрили опыт лучших университетских практик подготовки по математике, теории принятия решений, экономике, менеджменту, публичному управлению, цифровым технологиям и коммуникациям. 

Преимущества нашего подхода в том, что блоки изучаемых дисциплин учебного плана и майноры помогают студентам стать востребованными и перспективными на рынке труда, в том числе и в сфере государственного и муниципального управления. Мы помогаем учащимся всестороннее овладеть компьютерными технологиями по сбору, обработке, хранению, передаче и распространению информации. Аналитика — сложный процесс работы с информаций, но для современного человека — это главный атрибут его развития, а для публичного управления — это и важнейший стратегический ресурс. 

Студенты могут сами формировать свой индивидуальный учебный план, дополняя обязательные предметы дисциплинами по выбору. На первых двух курсах они получают фундаментальную подготовку, а на третьем и четвертом — специализируются по двум трекам: «Управление государственными и некоммерческими организациями» и «Проектное управление в государственном секторе: оценка программ и политик». Оба трека нацелены не только на применение базовых знаний, но и на оценку программ и политик, а также на анализ больших данных. Это позволяет студентам работать в проектах по специализации и решать реальные управленческие проблемы уже в университете. Нам важно, чтобы студенты уже в бакалавриате понимали перспективы собственного роста на основе современных знаний, навыков и инструментов. Это поможет им стать реальными лидерами, а также научит обеспечивать взаимодействие между группами граждан, бизнесами и различными государственными структурами.

Обучение на программе позволяет понять преимущества работы с информацией в муниципалитетах, комитетах, министерствах и других организациях. На программе это возможно благодаря вовлечению в процессы управления и изучению английского языка. Исследовательская работа под руководством выстроена нами по алгоритму «обучаясь — обучай других, предлагая результативное решение для общества и государства». 

— Почему программа «Управление и аналитика в государственном секторе» носит именно такое название? 

— Современный человек вовлечен в информационно насыщенную жизнь страны, своего региона и того места, где он живет. Система публичного управления тоже подстраивается под эти реалии, а значит, и наша образовательная программа тоже должна.

Работа с большими данными и смарт-технологии стали неотъемлемой частью реальности. Мы видим это в новых средствах связи, электронных сервисах, здравоохранении и городской инфраструктуре. Поэтому обширная система учреждений госсектора и процесс управления становятся все более интеллектуальными. Они требуют от всех вовлеченных в ее работу людей соответствующих навыков и знаний. 

Также цифровые технологии решают важные экономические и управленческие задачи. Их внедряют в работу государственных и муниципальных услуг: Федеральную налоговую службу, Аналитический центр Правительства, Пенсионный фонд, Правительство Санкт-Петербурга и многие другие госструктуры, корпорации и организации. В госсекторе технологии Big Data могут дать значительный прирост эффективности, но они, к сожалению, пока что используются слабовато. Но современные управленцы должны владеть таким инструментарием.

Кроме того, рейтинги перспективных профессий известных изданий (Forbes, The Economist, АСИ РФ) показывают, что профессия аналитика — самая востребованная. Она занимает верхнюю позицию отчетов о зарплатах специалистов: в Москве предложения в коммерческом секторе для сотрудников без опыта работы начинаются от 70 тысяч рублей, в Петербурге — от 50 тысяч рублей. В образовательный процесс подготовки бакалавров в зарубежных университетах, например, у наших партнеров в США (Университет Индианы, Атлантический университет Флориды, Кембридж, Школа государственного и муниципального управления в Нью-Йорке) включены дисциплины по информационным технологиям и работе с данными. Мы адаптируем аналогичный подход и предлагаем студентам нашей программы серьезную и необходимую подготовку по работе с данными и информацией, которая позволит им строить карьеру в сфере информационных технологий и смежных областях. Поэтому именно эти аргументы находятся в основе названия и содержания нашей ОП.

— После обучения на программе можно развиваться только в сфере государственной службы? Или есть и другие траектории?

— Наши выпускники уже работают в структурах федеральной и региональной власти, государственных корпорациях и международных компаниях. Есть специалисты государственных унитарных предприятий, сотрудники фонда «Сколково», «Росатома», эксперты «Boston Consulting Group», служащие отраслевых комитетов и территориальных управлений Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Правительств Москвы и Российской Федерации. 

Но освоение лучших мировых практик и информационных технологий, применимых в государственных организациях и управлении, открывает более широкие перспективы для наших выпускников. Это, например, трудоустройство в ситуационных центрах регионов, многофункциональных центрах услуг, структурах открытого правительства, при сопровождении общественных платформ в органах муниципальной власти. Актуальные знания в области управленческого консалтинга и освоение Python, R-studio и, Cost-Benefit  Analysis (CBA), а также знакомство с управленческими процессами дает возможности для трудоустройства в проектных офисах и специальных партнерствах в государственном и коммерческом секторе. Выпускники осваивают новые виды занятости: медиаторы электронных сервисов, работу с социальными сетями в отделах по связям с общественностью органов власти всех уровней, учатся работать с местными сообществами, краудсорсингу, реализуют программы волонтерства.

Кроме того, существует огромный интерес бизнес-структур в GR-специалистах, умеющих работать с госорганами. Перспективными считаются должности администратора онлайн-сервисов, менеджера электронных площадок и платформ. Активность некоммерческого сектора и развитие стартапов вызывает востребованность для трудоустройства в качестве руководителей электронных сервисов или модераторов отдельных направлений. 

— Как студенты приобретают опыт проектной и исследовательской работы в процессе обучения?

— Проектная работа и практики во время обучения занимают 25% учебного времени студентов. Важное преимущество, которое дает своим студентам наша программа — возможность учиться под руководством авторитетных и востребованных практиков. У нас есть две базовые кафедры: Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» и Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Кроме того, что программа полностью обеспечивает местами для учебной и производственной практик, на базовых кафедрах студенты могут пройти длительные стажировки, более месяца на первом курсе, а на втором — участвовать в проектной работе. Так из 55 выпускников нынешнего года 27% прошли производственную практику в Комитетах и подразделениях органов государственной и муниципальной власти, 4% студентов работали в государственных учреждениях, 49% — в исследовательских центрах, 20% — в других организациях и НКО. 

Наши студенты — активные участники ряда внутренних и внешних проектов. Среди значительных внешних проектов отмечу дорожную карту развития туризма и санаторно-курортного комплекса Карачаево-Черкесии, НИР «Исследование кластеров, поддерживаемых программой Минпомторга РФ методом сетевого анализа», «Комплексное исследование социально-экономического развития регионов АЗРФ и разработка предложений по развитию связей Петербурга с регионами АЗР, издание справочно-аналитического сборника Арктики».

— Какие у студентов есть возможности развития и реализации себя за рамками учебных дисциплин?

— Программа развивается как большая дружная семья из 300 студентов. Но каждый учебный год для адаптации первокурсников студенты-кураторы разрабатывают мероприятия для первокурсников, которые помогают лучше вовлечься в университетскую среду и общение. С 2020 года совместно с московским кампусом НИУ ВШЭ работает цифровое сообщество. Студенты обучают всех желающих главным digital-профессиям, вместе делают проекты. Центр Добрососедства «Дом» как современное общественное пространство для общения горожан привлекает многих наших студентов. Совместно с этой организацией к Международному Дню Соседей-2021 в мае в тёплом соседском кругу прошла дворовая вечеринка «Мастера Петроградки» для жителей, гостей Петроградской стороны и студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. 26 июня студенты с сотрудниками Центра организовали мероприятие «Городские комьюнити». С учетом мер безопасности в это время   спикеры рассказал об интересных идеях сплочения людей и способах самопомощи во время пандемии. Также на мероприятии состоялись интерактивные игры на знакомство и были проведены мастер-классы для детей.. 

Кроме того, есть специальные встречи и междисциплинарные семинары. Так, в апреле после проведения дисциплины «Местное самоуправление» в дистанционном формате состоялась долгожданная офлайн-встреча «Стратегии развития муниципальных образований России: разработка и проблемы реализации». Преподаватели, муниципальные депутаты и учащиеся обсудили пять лучших проектов команд студентов 3 курса.  


Наши ребята — активные участники кейс-чемпионатов и студенческих клубов в кампусе. Ярослав Ясько, выпускник 2021 года, стал председателем Студенческого совета петербургского кампуса. Также студенты проникаются большой любовью к городу и включаются как волонтеры в международные мероприятия и знаковые события (ПМЭФ, ЧМ по футболу), участвуют в проектах по благоустройству Петербурга (набережной Карповки, реконструкции малых мостов и другие).

— Что новое ожидает будущих первокурсников на программе? 

— Уверена, что современных школьников сегодня волнуют не только собственные мысли, представления и мнение окружающих, а реальность во всем ее многообразии. На нашей программе приветствуется стремление раскрыть свой собственный талант и склонность к аналитике. Нововведения будут интересны тем абитуриентам, которые задумываются о том, как на основе новых методов управлять экономикой и общественной жизнью, работать с гражданами и бизнесом. Мы будем внедрять циклы дисциплин для понимания стратегического подхода в управлении, «интеллектуального государственного управления», «smart-городов», системы партнёрства государства и бизнеса, развития городской среды.

К преподаванию привлекаются эксперты мирового уровня. В их числе, например, ведущие научные сотрудники МЦСЭИ «Леонтьевский центр» – О.В. Русецкая, А.Р. Батчаев, Е.Э. Колчинская и другие, зарубежные профессора Р. Кравчук (Университет Индианы), А. Фаразманд, редактор двух международных высокорейтинговых научных журналов (Университет Флориды), В.Е. Полищук, заслуженный архитектор РФ. Совместно с профессорами московского кампуса мы реализуем несколько совместных дисциплин: Общественные финансы, Местное самоуправление, Этика в социально-экономической политике и принятии решений. Для нового набора студентов по предметной области «Data Culture» запланирован многоступенчатый подход к обучению: на 1 курсе обучение цифровой грамотности, на 2 курсе — «Количественные методы анализа данных», «Технологии анализа больших данных» и «Python для извлечения и обработки данных»; на 3 курсе в рамках дисциплины «Экономическая и социальная статистика» — изучение статистических пакетов и прикладных программ. Наш образовательный стандарт в НИУ ВШЭ сам по себе оригинален и интересен. Мы стремимся обеспечить студентов весомыми инструментальными компетенциями. 

Процесс обучения строится так, чтобы студент приобрел навыки проектно-ориентированного управления и смог решать актуальные для жизни граждан проблемы на основе использования инновационных технологий. Наш бакалавр имеет современное и понятное портфолио, может трудоустраиваться уже в университете. Можно осваивать профессию, используя полученную подготовку, чтобы продолжить обучение по специализированному профилю в магистратуре, либо получить более высокий уровень по уже полученной профессиональной подготовке непосредственно в рабочей среде.