• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Современный социальный анализ»

Работа в СКИЛа глазами стажера-исследователя Анны Мороз

Междисциплинарные исследования Интернета, анализ данных и машинное обучение - основные направления, в рамках которых работает Международная лаборатория социальной и когнитивной информатики (сокращенно СКИЛа).

Работа в СКИЛа глазами стажера-исследователя Анны Мороз

Стажер-исследователь СКИЛа, Анна Мороз, рассказала про свой опыт трудоустройства в лабораторию, совмещение занятости в проектах с курсовой работой и дружескую атмосферу в коллективе.

Анна Мороз
Фото из личного архива

Я сейчас учусь на 3 курсе бакалавриата программы “Социология и социальная информатика”. Где-то до второй половины 2 курса я не совсем понимала, чем буду заниматься, когда закончу университет. Потом у нас начался анализ данных, мне это понравилось, было интересно разбираться в коде. Я решила, что хочу развиваться в этой сфере.

На 2 курсе я была ближе к СЛОНу (Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки"), ездила с ними в экспедицию в Калужскую область, изучала буллинг в школах. Пыталась к ним пристроиться, но из-за того, что мне в основном интересны количественные исследования, а им на тот момент не нужна была именно такая помощь, я начала больше присматриваться к ЛИНИС. К тому же тематика их исследований была мне ближе.

Я посмотрела сайт лаборатории и заинтересовалась еще сильнее. Решила, что хочу закрепить то, что уже умею в плане анализа данных и вдобавок что-то новое узнать, чему-то научиться. Плюс ко всему, исследования Интернета были мне интересны. Но сразу устроиться стажером не получилось. Я приходила в лабораторию, общалась с младшим научным сотрудником Ядвигой Синявской о том, чем я хочу заниматься, что мне интересно. Где-то в конце августа мне дали небольшое задание, связанное с текстами и тематическим моделированием.

Иногда я появлялась на летучках лаборатории, когда меня приглашали. В тот же период у лаборатории появилась идея реализовать один проект, связанный с социальным почерком людей в соцсетях. Мне как раз хотелось поработать с сетевыми данными, и мы условились, что периодически меня будут подключать к проекту. К сожалению, далее возникли некоторые трудности, и работа над проектам откладывалась.

Потом пришло время решать, что делать с курсовой работой: кто будет моим научным руководителем, какую выбрать тему, где брать данные и так далее. Я пришла в лабораторию узнать, нет ли у них данных по репостам ВКонтакте, так как мне захотелось изучать каскады распространения информации. И данные нашлись! Моим руководителем стал Сергей Кольцов. Так я на полгода погрузилась в работу над курсовой, часто появляясь в лаборатории.

Где-то после Нового года мне сказали, что начинается работа над сетевым проектом, куда меня изначально хотели включить, и предложили официально устроить в лабораторию. В рамках проекта, связанного с моей курсовой, планировалось исследование распространения информации и построение диффузионной модели. Мой научный руководитель предложил поучаствовать в нем, помочь запрограммировать модель. Так как мне были очень интересны данные и сама тема, я этим загорелась и согласилась. Можно сказать, что этот проект был моей основной задачей с января по март. Потом нагрянул карантин, работа продолжилась, но недавно мне сообщили, что проект временно приостанавливается. Все силы лаборатории сейчас направлены на другие проекты, один из которых связан с определением сентимента высказывания ВКонтакте. Там идет работа с нейронными сетями и анализом текстов.

К настоящему моменту неформально я задействована в лаборатории с конца августа, то есть полгода, а официально как сотрудник числюсь не так долго, месяца 3. Возьмут тебя стажером или нет зависит от того, какими знаниями и умениями ты обладаешь. Еще важную роль играет большое желание стать частью лаборатории: нужно приходить, напоминать о себе.

Задачи зависят от того, в каком проекте ты задействован. Например, я сейчас в двух проектах. Для одного пишу статью, которая пойдет на конференцию. В другом проекте я работаю с данными: агрегирую их, запускаю под них скрипты, пакеты. Иногда могут дать здание поискать и почитать литературу или посмотреть, какие уже есть наработки по проекту и проанализировать их.

Мне нравится, что мои задачи направлены на получение новых знаний и опыта. Вдобавок к этому, я получаю удовольствие от процесса. Могу привести в пример один хорошо запомнившийся момент. Основной язык, на котором я пишу, - это R. Но для того, чтобы работать под одним из проектов, нужно знать Python на определенном уровне. В данных, с которыми я работала, были пропуски, которые надо было заполнить. Мой научный руководитель тогда сказал сделать это именно на Python, потому что у него уже был готовый скрипт и оставалось только привести данные в нужный вид, чтобы запустить его. Я помню, как провозилась с этим часов 5, потому что у меня знания о Python тогда были на самом базовом уровне.

У нас есть комната специальная, где сервера стоят, чтобы работать с большими объемами данных на мощных компьютерах. И вот я сидела в этой маленькой комнатке, считала, пыталась найти, как сделать то, это, гуглила. Время от времени заходил Сергей Николаевич и говорил: “Ну, давайте вы еще немного поищете, а потом я скину готовое решение, если не получится”. И вот спустя время он снова заходит, говорит, что скинул, а я к нему поворачиваюсь и говорю: “А я сама сделала”. Я тогда очень обрадовалась, что справилась.

Радует и то, что при распределении задач считаются с моими пожеланиями. То есть, я хочу заниматься анализом данных, и мне стараются давать задания именно в этой области. Хотя у такого подхода есть и обратная сторона: работа, подходящая под мои желания, есть не всегда, и периодами я могу просто ничем не заниматься.

Фото из архива ЛИНИС

По взаимодействию с коллегами мне все нравится. Сотрудники лаборатории всегда готовы прийти на помощь. Плюс ко всему вот эта неформальная обстановка, которая обычно бывает на летучках, когда мы вроде как важные вещи обсуждаем, организационные моменты, но при этом запросто вставляем какие-то шутки. Ходим  на обед всей лабораторией, можем сидеть и разговаривать о чем-то, не связанном с работой. Это здорово.

Лаборатория социальной и когнитивной информатики (СКИЛа) была основана в ноябре 2019 года на базе Лаборатории интернет-исследований (ЛИНИС). С момента основания она получила статус международной. Заведующей СКИЛа является Кольцова Олеся Юрьевна. Работа в лаборатории идет активно: например, недавно завершился эксперимент, посвященный фейковым новостям в соцсетях. Почитать об этом можно здесь.

Более подробно ознакомиться с информацией о лаборатории, а также узнать об актуальных проектах и новостях можно на сайте СКИЛа и в группе ВКонтакте.

Материал подготовила
Мария Немарова