• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Современный социальный анализ»

04
Февраль

Делимся опытом: от преподавателя - будущему преподавателю

Многие студенты магистратуры не только включаются в исследовательские проекты, но и делают первые шаги как преподаватели университета.

Делимся опытом: от преподавателя - будущему преподавателю

Анастасия Кузнецова, студентка магистерской программы «Современный социальный анализ», поделилась своими впечатлениями от опыта преподавания, а также советами для тех, кто планирует попробовать себя в преподавании. Как начать? Что делать? Рассказываем!

Как появилась идея стать преподавателем?

Я была учебным ассистентом на 3-4 курсе по дисциплинам "Прикладное программное обеспечение" и "Информационные системы", и, наверное, от учебного ассистенства это как-то переросло в преподавание. Я поняла, что мне нравится что-то объяснять студентам максимально доступно.

Как начала преподавать?

Меня позвал Илья Леонидович Мусабиров преподавать различные курсы, зная, что я уже была учебным ассистентом и хорошо разбиралась в этих предметах.

Что требуется для преподавания?

Понимание предмета, отличные знания и, мне кажется, очень важно уметь объяснять. Лучше всего, когда ты объясняешь, а люди понимают – это самый большой плюс. Ты видишь какой-то отклик, это всегда радостно и приятно. Но самое сложное и самое отвратительное – это оценивание. Я в 3 модуле преподавала такой предмет как визуализация, и он довольно субъективный, скажем так. Есть какие-то определенные критерии, по которым можно оценивать, но это очень сложная грань между 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. Ее очень сложно найти. Поэтому оценивание — это самая сложная и самая неприятная вещь. Я уже сейчас думаю, как выстраивать критерии в дальнейшем, чтобы не было этой сложности вывода оценки.

Удается ли совмещать с учебой? Страдает ли что-то?

Совмещать с учебой в принципе удавалось. Только вот в третьем модуле у меня была большая загруженность и по преподаванию, и по учебе, от чего страдала учеба. Для меня преподавание было в тот момент важнее. Я все вытянула, но я понимаю, что если бы у меня не было столько пар, которые надо было преподавать, то возможно закончила бы лучше.

Преподавать легко? Интересно?

Преподавать интересно, особенно, когда к тебе подходят задавать какие-то дополнительные вопросы по твоему предмету. Ты видишь, что люди заинтересованы, и они реально потом собираются в дальнейшей жизни пользоваться этими знаниями.

Как справиться со студентами? Есть ли неловкость от того, что студент учит студентов?

Да, была. Особенно в том, как тебя должны называть, потому что я везде представляюсь Анастасия, но с некоторыми я была знакома до, и, естественно, они называют меня Настя. «Анастасия Дмитриевна» я не прошу себя называть, потому что есть студенты, которые старше меня на год, допустим, и, конечно, это очень необычно. Но мы старались на парах выстраивать какую-то субординацию, чтобы именно в рамках пары не было недопонимания. И, конечно, было очень сложно оценивать тех людей, с которыми ты общаешься больше, чем с другими.

Кто помогал осваиваться?

Наверное, Илья Леонидович, потому первый курс, который я вела, был совместно с ним по базам данных. А так помогали люди вокруг, которые поддерживали и говорили, что это все очень важно и нужно. И влюбленность в предмет, в визуализацию влюбилась настолько, что начала даже паблик свой вести.

На кого ровняетесь? На кого стараетесь быть похожими?

Мне очень нравится, как преподает Анна Александровна Широканова, Ксения Алексеевна Тенишева. Для меня они такие ролевые модели, скажем так. На их предметах мне всегда было интересно. Илья Леонидович в том числе, конечно. Именно его желание сделать все курсы up-to-date мне всегда нравилось. А так, я просто стараюсь быть собой. Мне кажется, так веселее, и студенты лучше понимают, что ты это ты, а не пытаешься на кого-то быть похожим.

Чтобы Вы посоветовали тем, у кого зародилась идея начать преподавать?

Для начала я бы посоветовала разобраться в том, что вы хотите преподавать. А дальше – уже просто пробовать, идти со своими идеями и пытаться дать какие-то уникальные знания, которые именно ты знаешь лучше, чем все вокруг.


Дарья Чуприна, студентка первого курса магистерской программы «Современный социальный анализ», делится тем, как она начала преподавать и как справлялась со студентами.

 

Как начала преподавать?

 

Ну, все началось с того, что я встретилась со своей преподавательницей на выпускном, и мы начали обсуждать пробелы в программе для востоковедов. Тогда она и рассказала про идею ввести новый курс и предложила помочь ей с организацией и преподаванием.

 Какие плюсы и минусы преподавания?

Сложно сказать. Из плюсов - осознание собственной нужности кому-то - поднимает самооценку. Ну и начинаешь еще больше разбираться в предмете, который преподаешь, если основательно готовишься к лекциям и находишь что-то новое (на первых порах, по крайней мере, это работает). Из минусов – время, энергозатратно.

 Преподавать легко? Интересно?

Не легко, конечно же, но интересно. Надо сначала детально продумать программу (легче, если сам проходил уже подобный курс, но с нуля очень сложно, т.к. хочется впихнуть побольше, но понимаешь, что студенты будут помирать от нагрузки, поэтому приходится убирать какие-то важные части. Потом вести пары - если по парочке в день, то ок, но часто это превращается в целый день, забитый парами, на которых ты должен рассказывать одно и то же, что очень выматывает. Проверять домашки тоже занимает кучу времени. Но в целом это того стоит все.

 

Как справиться со студентами? Есть ли неловкость от того, что студент учит студентов?

Ну, если не приходят на пары - их дело, потом просто в экзамен включить что-то с пар… (смеется) А если отвлекаются, то просто привлечь внимание чем-нибудь. Ну у меня вроде не отвлекались - первый курс-таки, еще пока стараются. Неловкость была сначала, но потом прошла. Ведь дело не в статусе, а в знаниях. Они также могут что-то преподавать мне из того, что я не знаю, и это тоже здорово.

 На кого ровняетесь? На кого стараетесь быть похожими?

Ну у меня есть пара примеров из вышки, одна как раз - та преподавательница, о которой уже говорила, а второго человека я оставлю в тайне, но это именно тот идеальный тип преподавателя, который помогает тебе найти себя и помогает по пути. Ну и вообще поддерживает, как друг - это очень ценно.

 

Павел Гуляев, студент магистерской программы «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер», в прошлом году закончивший бакалавриат по социологии НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, поделился с нами о том, как он начал преподавать в Вышке.

Как появилась идея стать преподавателем?

Всегда нравилась сфера образования. Со 2 курса бакалавра занимался образовательными проектами со школьниками и абитуриентами. В университете был ассистентом преподавателей на разных курсах. Как только предложили стать преподавателем - решил, что круто, хочу попробовать.

Что требуется для преподавания?

Высшее образование, научные публикации, нужно еще пройти конкурс на место.

Какие плюсы и минусы преподавания?

Плюсы – это вероятно крутой полезный опыт, новые знакомства, прокачка скилла работы с коллективом.
Минусы - иногда утомительно проверять работы 100 студентов, бывают трудности с подготовкой занятий (нужно ответственно подойти, нельзя подготовиться плохо).

Удается ли совмещать с учебой? Страдает ли что-то?

Удается, ничего не страдает. Даже помогает – учишься составлять расписание, не тратишь время на ерунду.

Как справиться со студентами? Есть ли неловкость от того, что студент учит студентов?

Главное показать себя с первого занятия – не нужно быть деспотом, но при этом нельзя давать слабину. Мне кажется, лучшая тактика – показать, что ты со студентами на одной волне, они могут чувствовать себя комфортно при проблемах и вопросах, но при этом дать им понять, что они от тебя зависят и, если будут злоупотреблять доверием – пострадают сами.

Кто помогал осваиваться?

Преподаватели с моего бакалавриата – Анна Александровна Широканова, Илья Леонидович Мусабиров. А также старший товарищ и коллега – Виктор Карепин.

На кого ровняетесь? На кого стараетесь быть похожими?

Стараюсь представлять, какого бы преподавателя я сам хотел во время учебы. Как будто готовлю занятия сам для себя, чтобы было полезно и интересно.

Стоит ли вообще пробовать преподавать?

Это отличный опыт, но не для всех. Он развивает, но может оставить негативные впечатления в обе стороны в случае проблем. Мне кажется, если чувствуешь в себе силы и умения управления коллективом + знаешь, как правильно презентовать информацию (поставленная структурированная речь, умеешь делать хорошие конспекты, презентации, задания и т.д.) – попробовать стоит.

Насколько оправдались ожидания от преподавания?

На все 100%, ребята классные, надеюсь им курс также понравился.

Чтобы Вы посоветовали тем, у кого зародилась идея начать преподавать?

Определиться с предметом/темой, изучить её хорошенько и потренироваться рассказывать материал друзьям и коллегам. Можно начать вести свой блог и потихоньку давать очные лекции.

Материал подготовил Антон Калинин