Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
08
Апрель

Политики возраста: жизненные этапы, транзиции, поколения

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с появлением и развитием исследований возраста в социологии, возможностями теоретического осмысления жизненного курс, возрастных транзиций, поколений, основными теоретическими и методологическими подходами в данной области, их критикой, а также результатами актуальных эмпирических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является формирование у студентов комплексного понимания взаимосвязи между возрастом, социальными процессами и структурами в обществе. Курс призван предоставить студентам теоретические и методологические инструменты для анализа жизненных этапов, транзиций и поколений как социальных конструктов, формирующих идентичность, поведение и социальные возможности индивидов. Курс также направлен на развитие у студентов критического мышления и навыков анализа эмпирических данных о возрастных группах и поколенческих различиях, что позволит им применять полученные знания в исследовательской и практической деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует основные социологические концепции возраста, такие как жизненный этап, социальное время, поколение. Анализирует влияние социальных, культурных и экономических факторов на формирование жизненных траекторий людей в разные возрастные и исторические периоды. анализирует взаимосвязь между индивидуальным возрастным опытом и макросоциальными процессами.
  • Применяет теоретические рамки социологии возраста для анализа конкретных социальных проблем, связанных с возрастом.
  • Применяет критическую перспективу для оценивания научных исследований и публицистических материалов, посвященных вопросам возраста.
  • Выявляет и интерпретирует социальные проблемы, связанные с возрастом (например, эйджизм, социальная изоляция пожилых людей, межпоколенческие конфликты), с использованием социологической оптики.
  • Анализирует критически теоретические подходы к изучению возраста и поколений, способен сопоставлять и оценивать их эвристический потенциал.
  • Анализирует основные социологические концепции возраста, такие как жизненный этап, социальное время, поколение.
  • Анализирует влияние социальных, культурных и экономических факторов на формирование жизненных траекторий людей в разные возрастные и исторические периоды.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Жизненный курс
  • Тема 2. Возраст и возрастные категории.
  • Тема 3. Транзиции
  • Тема 4. Поколения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий • Аудиторная работа
    Аудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее.
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа представляет собой самостоятельно написанный на семинарском занятии в течении 30 минут текст по теме курса.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание это самостоятельно выполненное группой студентов задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Письменная работа + 0.3 * • Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Back, K. W., & American Association for the Advancement of Science. (2018). Life Course : Integrative Theories And Exemplary Populations. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204186
  • Benson, J. E., & Elder, G. H. (2011). Young Adult Identities and Their Pathways: A Developmental and Life Course Model. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5C66FBF
  • Handbook of Life Course Health Development. (2018). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-319-47143-3
  • The life course : a sociological introduction, Hunt, S. J., 2017
  • The Social Stratification of Choice in the Transition to Adulthood. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4796AAB6
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Social background and the demographic life course: Cross-national comparisons. (2021). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67345-1

Авторы

  • Нартова Надежда Андреевна