• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология детства и подростковости

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору Вариативной части. Для освоения дисциплины необходимы компетенции, полученные в ходе изучения дисциплин: "Современная социологическая теория"; "Методология и методы исследований в социологии". Целями освоения дисциплины «Социология детства и подростковости» являются формирование представлений о феноменах детства и подростковости, а также освоение современных социологических подходов к их изучению.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о феноменах детства и подростковости
  • Освоение современных социологических подходов к их изучению
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет обобщить и воспроизвести материал занятий, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
  • Студент может осуществлять самостоятельный поиск релевантных научных источников, осуществлять их самостоятельный анализ.
  • Студент владеет навыками работы с научными источниками на английском языке, знает основные направления с современной мировой социологии детства и подростковости.
  • Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к планированию социологического исследования детства и подростковости
  • Способен на основе анализа материала выявлять социально значимые проблемы детства и подростковости и предлагать пути их решения на основе полученных в рамках курса знаний.
  • Студент демонстрирует умение выбора методологической рамки, разработки программы и инструментария социологического исследования.
  • Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа феноменов детства и подростковости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Ребенок» и «подросток»: история феноменов и концептов
    Возраст и подходы к его анализу. Социологический и культурологический подход к анализу возрастных групп. Формирование и развитие в обществе представлений о детстве и подростковости. Ф. Арьес об истории детства. Н. Постман об исчезновении детства. Историческая эволюция образов детства в обществе. Подросток как феномен ХХ века. Кидалтизм как социальное явление
  • Тема 2. Социология детства и подростковости: история развития, основные теоретические подходы и эмпирические исследования
    Исследования детства и подростковости: история и основные дисциплинарные подходы. Становление социологического изучения детства и подростковости, основные парадигмы анализа этих феноменов. Социология детства и подростковости в России. Современные эмпирические исследования детства и подростковости
  • Тема 3. Детство и подростковость в контексте современных структурных условий
    Институцианализация мира детства и подростковости. Ребенок и подросток в контексте семьи, образования, политических и экономических институтов. Теории социализации. Социализация в контексте современных структурных условий. Воспитание: эволюция практик и подходов
  • Тема 4. Повседневность и культурные практики детства и подростковости
    Культурный мир детства и подростковости, структура и функции. Игра, язык, фольклор в контексте мира детства. Предметный мир детства. Подростковая культура: структура, функции, становление. Мир советского и постсоветского детства и подростковости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Ленькова Р.В. - СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 357с. - ISBN: 978-5-534-12768-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-molodezhi-448294
  • Социология молодежи : учебник / К.В. Воденко, С.С. Черных, С.И. Самыгин, П.С. Самыгин; под ред. К.В. Воденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/textbook_58dbc61de35ac - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884165

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Font Palomar, M. (2018). A history of childhood. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C8F50FB0
  • Honig, M.-S., Corsaro, W. A., & Qvortrup, J. (2009). The Palgrave Handbook of Childhood Studies. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310580
  • МАЙОРОВА-ЩЕГЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА. (2014). Трансформации Детства В Начале Xxi В.: К Уточнению Концепции Социального Конструирования Детства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD064A98