По итогам Зимней школы. Презентация магистерской программы «Современный социальный анализ».
Зимняя школа – ежегодное мероприятие, на котором абитуриенты могут познакомиться с программой, преподавателями НИУ ВШЭ, студентами и выпускниками, задать вопросы. Как проходила первая Зимняя школа в формате онлайн для вас рассказывает Лада Шильникова, магистрантка программы «Современный анализ», трек «Социальный анализ молодёжи».
Презентация магистерской программы “Современный социальный анализ” началась со вступительного слова академического руководителя программы, руководителя Центра молодежных исследований, профессора социологии Е.Л. Омельченко. Елена Леонидовна рассказала о том, зачем нужна магистратура по социологии НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и озвучила основную информацию о программе:
- Обучение очное, вечернее.
- 2 трека: социальный анализ молодежи (субкультура, солидарности, гендерные исследования, цифровая молодежь, практические навыки этнографических методов) и аналитика социальных данных (социальные сети, продвинутое статистическое моделирование - R; Python, машинное обучение и т.д.)
- Первый семестр: все курсы общие для обоих треков.
- С 2021 года добавляется еще одна исследовательская траектория - академическая. Она ориентирована на высоко мотивированных студентов, которые показывают высокий уровень достижений именно на академическую карьеру.
- Открыта программа двойного диплома совместно с программой “Социология и социологические исследования” университета Тренто (Италия)
- На программе действуют 4 базовых исследовательских центра и лаборатории, где можно работать уже с первого курса в рамках реальных проектов, которые реализуют эти лаборатории: Центр молодежных исследований (ЦМИ), Международная лаборатория социальной и когнитивной информатики (СКИЛа), Лаборатория образования и науки (СЛОН), Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ).
- Выпускники программы работают в самых разнообразных областях: маркетинг, анализ данных, индустрия социальной сферы, в академии; многие продолжают обучение в аспирантуре.
- Поступить можно с любым базовым образованием. Студентом может стать каждый, кто заинтересован в понимании того, что из себя представляет социальная действительность.
- На программе есть адаптационные курсы для студентов других направлений, чтобы они могли включиться в социологический контекст.
- Необходимые положения портфолио: CV, мотивационное письмо, диплом бакалавриата/специалитета, оригинальная письменная работа (ВКР, диплом), приложение к диплому (иностранный язык), опыт профессиональной деятельности. Также в портфолио включается другие документы, позволяющие набрать баллы (иностранный язык, публикации, участия в конференциях/школах, программы обмена).
- Принципы и ориентиры программы: умение переключать оптику от макро к микро и обратно, важность полевой работы face-to-face, исследовательская честность и этика, критичность и рефлексивность, высокий уровень профессионализма.
Поступить на программу можно уже весной.
Открывается программа “ранние приглашения”. Заранее до 30 апреля можно уже отправлять портфолио для поступления в магистратуру. Будут отобраны несколько мотивированных студентов, которые получат приглашения. Это крутая возможность сейчас собрать портфолио и пройти предварительный отбор. Тем, кто пройдет конкурс, фактически гарантируется место в нашей магистратуре. Подробнее о ранних приглашениях на сайте НИУ ВШЭ.
В конце презентации абитуриенты задали несколько вопросов:
– Нужен ли IELTS для поступления в магистратуру или для поступления на программу двойного диплома?
– IELTS не рассматривается как обязательное условие для поступления на программу, но вы можете включить сертификат в портфолио. Однако, поскольку программа ведется на двух языках и на втором курсе приезжают студенты по обмену, многие курсы ведутся на английском языке, поэтому можно поступать без владения английским языком, но в таком случае, на студента возлагается ответственность подтянуть уровень языка ко второму году обучения. Для этого на первом курсе организованы дополнительные занятия по английскому языку. Для конкурса на программу мобильности сдается внутренний экзамен ВШЭ. Этот экзамен проходит на департаменте иностранных языков. В отличии от IELTS он бесплатный.
– Можно ли выбирать курсы с другого трека?
– У каждого трека будут обязательные курсы, которые не пересекаются: они организованы как последовательный процесс обучения от более простого к более сложному. Но в учебном плане со второго года будет блок выборных курсов.
– Будет ли сертификат об участии в полевых исследованиях оцениваться в портфолио?
– Да, в портфолио существует отдельный блок “опыт работы”, в этом пункте обязательно будет оцениваться сертификат с полевых исследований. Если у вас есть опыт работы, но нет записи в трудовой книжке, то в таком случае нужно предоставить подтверждающее письмо от руководителя проекта с указанием срока включения в проект, т.к. баллы начисляются в зависимости от того, какой продолжительности у вас был опыт работы.
– Есть ли возрастные ограничения для поступления на программу?
– Нет.
– Будет ли изучение SPSS?
– Основные языки анализа данных: R, Python, по желанию можно будет добрать из выборных курсов SQL, в Москве на некоторых программах еще изучают SPSS, эти курсы есть, их можно найти в выборном блоке курсов.
– Можно ли на качественном треке изучать группу младших школьников или трек подразумевает только исследования молодежи?
– Трек не подразумевает исключительно исследование молодежи. Возможно, на этом треке на курсах мы через молодежь смотрим на те процессы, что происходят в современном обществе, но исследовательские интересы студентов трека “Социальный анализ молодежи” могут быть самые разнообразные. Курсы на треке связаны в большей степени с молодежью, но исследовательские темы могут быть совершенно разные, даже совсем не связанные с молодежью. Ограничений здесь нет.
– Нужно ли иметь базовые знания по статистике и социологии для поступления?
– Поступление открыто для выпускников всех программ, поэтому нет. Обучение методам количественного анализа на программе осуществляется с самого начального уровня. У нас есть много успешных примеров, когда студенты с образованием, не связанным с социологией, освоили программу прекрасно. Таким образом, можно не знать основ количественных или качественных методов, главное - хотеть узнать.
– На какой трек поступать, если меня интересует городская среда и gender studies?
– Это зависит от исследовательского вопроса. Можно исследовать тему разными методами. Научного руководителя можно выбирать из всего пула преподавателей ВШЭ. Курс по гендерным исследованиям есть на качественном треке, этой темой занимаются студенты трека “Социальной анализ молодежи”, но и на количественном треке гендерные вопросы исследуются, просто призма другая. Не тема исследования влияет на выбор трека, а исследовательский вопрос и методы, которыми вы планируете изучать тему.
– Могу ли я проводить исследование в своем родном городе? Например, уехать туда на практику или нужно скорректировать исследование под Санкт-Петербург?
– Практика у нас параллельно идет с процессом обучения. Это возможно, но в индивидуальном порядке по согласованию с академическим руководителем и координатором трека.
– Какая плотность и насыщенность обучения?
– Обучение по вечерам с 18:10 до 21:00. Иногда мы начинаем на пару раньше, но со следующего года, возможно, пары будут и днём, но мы всегда боремся за то, чтобы дать возможность магистрантам работать. Каждый день вы посещаете 2 пары, но это не отменяет домашнюю работу.
Если у Вас тоже есть вопрос, который Вы хотели бы нам задать, пожалуйста, напишите на нашу страницу Вконтакте “Современный социальный анализ” и мы постараемся полно и оперативно ответить на любой Ваш вопрос.
Об исследованиях на программе
После презентации программы преподаватели и студенты программы «Современный социальный анализ» ознакомили абитуриентов с результатами некоторых текущих исследований.
Секция трека “Социальный анализ молодежи” включает в себя 2 части:
- Доклад старшего преподавателя департамента социологии, старшего научного сотрудника Центра молодежных исследований Надежды Нартовой «До Луны и обратно: современные транзиции молодость-взрослость»
- Лекция научных сотрудниц Центра молодежных исследований Гладченко Е.А. и Балацюк Е.С. «От мастера до учителя: профессиональные траектории молодых ремесленников в крафтовом бизнесе».
В докладе о взрослении Нартова Н.А. последовательно раскрывает тему о том, как социологи концептуализируют транзицию во взрослость.
Рассмотрение проблемы социологом всегда начинается с того, что сами явления ничего не значат без социокультурного осмысления, в данном случае “взросление” не исключение, т.к. мы все живем в институционализированном хронологизированном жизненном курсе. Это в свою очередь означает, что социальные институты контролируют прохождение нами тех или иных жизненных этапов.
Надежда Андреевна иллюстрирует этот тезис примерами: есть возраст, когда ребёнок должен пойти в школу; есть заданная длительность обучения; есть возраст, когда могут и когда уже не могут призвать в армию; есть возраста, которые связаны с конкурсными программами фондов: например, “молодой ученый до 35” и т.д.
Таким образом, если восприятие возраста социокультурно обусловлено, значит возникает социологический фокус, в котором возраст становится предметом дифференциации и, как следствие, избежать “производства” возраста люди не могут: мы представляем себя друг другу через возрастные дисплеи, и мы считываем их. Как пример, Надежда Андреевна указывает на то, что определенный сленг легитимен в одном возрасте и не легитимен в другом.
Главный тезис доклада состоит в том, что “взрослость” - это центральная категория, ориентир для детства, молодости и старости.
Далее Надежда Андреевна подробно рассматривает то, как по-разному может пониматься достижение взрослости и, опираясь на существующие исследования, выделяет 3 ключевые перспективы концептуализации транзиции во взрослость.
В завершение доклада прозвучали вопросы и комментарии от аудитории, в частности, поднялся вопрос про иерархию “взрослый-ребёнок” в России и в других странах. После короткой дискуссии Надежда Андреевна поблагодарила за внимание всех присутствующих и пригласила к исследованиям транзиции во взрослость будущих магистрантов.
Во второй части секции презентации трека “Социальный анализ молодежи” лекцию «От мастера до учителя: профессиональные траектории молодых ремесленников в крафтовом бизнесе» прочитали Е.С. Балацюк, стажер-исследователь Центра молодежных исследований, магистрант программы «Современный социальный анализ» и Е.А. Гладченко, стажер-исследователь Центра молодежных исследований, магистр социологии.
Доклад посвящен проекту о крафтерах Санкт-Петербурга, реализованному в 2020 г. в лаборатории Центра молодежных исследований.
В эмпирической части исследования были проведены интервью с учителями, обучающими крафтовому мастерству и учениками-потребителями неформального крафтового образования.
Докладчицы начали с того, что рассказали о плюсах и минусах сбора интервью в онлайн формате во время карантина.
В проекте, посвященному крафтерам, исследователи ставили перед собой следующие вопросы:
- Как мастера приходят к преподаванию?
- Как мастера совмещают ремесло и преподавание?
- Что нужно, чтобы стать хорошим учителем?
- Какие стили используют мастера в преподавании?
Екатерина и Елизавета представили результаты анализа полученных данных: рассказали о путях прихода к преподаванию, о профессиональной идентичности учителя, о выделенных различных стилях преподавания.
В завершение доклада Екатерина и Елизавета анонсировали следующий этап исследования в данной области - один из текущих проектов ЦМИ, посвященный рискам молодых крафтовых предпринимателей в своём деле.
После доклада состоялась короткая дискуссия: в частности, аудиторией были заданы вопросы о доминирующем стиле преподавания, о возможности прикладного использования результатов исследования и о длительности процесса исследования.
Секция трека “Аналитика социальных данных” включает в себя следующие лекции:
- "Динамика счастья в постсоветской России; роль идеологических установок". Э.Д. Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований , ординарный профессор НИУ ВШЭ.
- «Социальный почерк и когнитивные лимиты пользователей социальных сетей, или зачем нам нужна социальная информатика»: О.Ю. Кольцова, заведующая Лабораторией социальной и когнитивной информатики, доцент департамента социологии, кандидат социологических наук.
- «Как становятся успешными учащимися: исследования НУЛ социологии образования и науки»: Д.А. Александров, директор Лаборатории социологии образования и науки, ординарный профессор НИУ ВШЭ.
Лекция Э.Д Понарина посвящена тому, как менялся уровень счастья в постсоветской России. Особое внимание профессор уделяет роли идеологических установок, отчасти потому что материальное благополучие далеко не всё объясняет касательно уровня субъективного благополучия, что Эдуард Дмитриевич иллюстрирует, опираясь на существующие исследования.
В начале своего доклада профессор демонстрирует и комментирует график по данным уровня счастья в России, Швеции и США с 80-х годов. После чего сравнивает индекс субъективного благополучия с объективными статистическими показателями.
Также в докладе говорится о разнице в уровне счастья между людьми из 3-х разных поколений и между людьми с разными политическими взглядами. Э.Д. Понарин показывает связь между религией и субъективным благополучием, особенно уделяет внимание странам с приблизительно одинаковым материальным положением (Латинская Америка и посткоммунистические страны). Помимо вышесказанного, профессор разъясняет, по каким слагаемым рассчитывается индекс субъективного благополучия, после чего озвучивает выводы своего доклада.
В завершение профессор отвечает на вопросы аудитории, в частности на вопрос о том, существует ли корреляция между уровнем счастья и протестными настроениями.
Лекция О.Ю. Кольцовой презентует лабораторию социальной и когнитивной информатики, которую она называет не совсем социологической, а скорее междисциплинарной. В лаборатории работают люди из разных научных областей, которые в разных комбинациях составляют команды для реализации проектов.
Фокус исследования лаборптории - это изучение взаимодействия людей с информацией и знанием, а также с технологиями, которые хранят эти знания. Таким образом, с одной стороны большое внимание сотрудники лаборатории уделяют когнитивным и поведенческим наукам, с другой стороны - машинному обучению, обработке больших данных.
Олеся Кольцова в своем докладе подробно рассказывает об основных направлениях работы лаборатории, а также о некоторых текущих проектах лаборатории.
Д.А. Александров презентует лабораторию “социология науки и образования”. Даниил Александрович рассказал о проблемах, которые находятся в фокусе внимания исследователей лаборатории.
Данная лаборатория работает как с количественными, так и с качественными методами исследования, с big data и small data; участники лаборатории проводят экспедиции и собирают материал в поле, а также собирают данные в интернете и социальных сетях. В лаборатории применяются современные техники анализа: сетевой анализ, многомерная статистика, моделирование структурными уравнениями, компьютерный анализ текстов и т.п. Таким образом, исследования лаборатории носят многосторонний характер.
Директор лаборатории поделился некоторыми результатами исследований лаборатории и рассказал об опыте построения сложных социально-психологических моделей поведения.
Заключительная часть Зимней школы представляет собой неформальную встречу с выпускниками магистерской программы “Современный социальный анализ” с целью поговорить о том, чем сейчас они занимаются, что дала магистратура, как искали работу. Так же будущие абитуриенты смогли задать выпускникам интересующие их вопросы.
Все лекции с Зимней школы 2021 записаны и выложены в нашей группе Вконтакте. Присоединяйтесь к группе и поступайте в нашу магистратуру!