Брейгели: какие они? Мужицкий, адский, бархатный
Семейство Брейгелей подарило миру большое количество художников. Мы остановимся лишь на трёх – Питере Брейгеле Старшем (Мужицком), а также на двух его сыновьях – Питере Брейгеле Младшем (Адском) и Яне Брейгеле Старшем (Бархатном).
Альбрехт Дюрер – «северный Леонардо да Винчи»
Самый универсальный художник Северного Возрождения. Будучи талантливым живописцем, он вывел жанр гравюры на новый уровень.
Страдания по Рогиру ван дер Вейдену
Начав занятия живописью уже в 27 лет, он стал признанным мастером, чьи работы отличала потрясающая реалистичность передачи эмоций, боли и страданий. Выражения лиц в работах Рогира ван дер Вейдена отличаются от картин того же Яна ван Эйка, где герои принимают все уготованные им тяготы со смирением и спокойствием.
Ян ван Эйк: Начало революции в живописи или Почему у ангела крылья радужные
Ян ван Эйк – нидерландский художник XV века, о котором мало чего известно, а те данные, которыми располагают современные исследователи, полны загадок и тайн.
Ars nova или искусство Северного Возрождения
Введение в курс "Северное Возрождение: не Босхом единым..."
Искусство тансэкхва, или монохромная корейская живопись
Тансэкхва (Dansaekhwa, 단색화) – в переводе с корейского «живопись одного цвета», движение в современном корейском искусстве, зародившееся в 1970-х годах. В послевоенный период жизнь в Южной Корее стала более стабильной, соответственно и жизнь художников улучшилась. У них появилась возможность принимать участие в выставках не только у себя на родине, но и за границей. Мастера стали задумываться о национальной самобытности, ведь до этого в корейском искусстве было явно заметно влияние Запада. Поэтому тансэкхва также называют попыткой художников выразить национальную идентичность в своём творчестве.
Современная китайская живопись: Гао Сяохуа, Юэ Миньцзюнь, Ван Гуанъи и другие
Со смертью Мао Цзэдуна в 1978 г. завершилась и культурная революция. На смену террору пришла политика реформ и открытости: связи с внешним миром постепенно расширялись, общество знакомилось с достижениями современного мирового искусства. Искусство стало более свободным от партийной идеологии, появляются новые живописные течения. Многие живописцы в это время стремились переосмыслить период правления Мао Цзэдуна, сформировать новую систему идеалов и ценностей, отличных от ценностей времен культурной революции.
Живопись XX века: Ци Байши, Сюй Бэйхун, Лин Фэнмянь. Китайский соцреализм
В середине XIX в. происходит перелом в художественной жизни Китая. По всей стране растут антиманьчжурские настроения, формирование крупных торговых центров на юге способствует расширению контактов с иностранцами, в Китай всё стремительнее проникает европейская культура. В результате Синьхайской революции 1911 г. империя Цин пала, была провозглашена республика. Первая половина XX в. прошла в череде гражданских войн до тех пор, пока не образовалась КНР. Живопись этого времени была связана с поиском новых ориентиров и радикальным отходом от прежних традиций.
Живопись эпохи Цин: четыре Вана, Джузеппе Кастильоне, Ши Тао, Чжу Да и другие
В 1644 г. власть в Китае захватил чжурчжэньский клан Айсиньгьоро из Манчжурии: страна вновь оказалась под влиянием чужеземцев, образовалась империя Цин (1644-1912 гг.). На этом фоне раскол между академической живописной школой и неофициальным искусством продолжал усиливаться. Интеллигенция считала академическую школу оплотом чужеземного правящего дома, в то время как неофициальное искусство хранило подлинные национальные ценности страны.
Живопись эпох Юань и Мин: Чжао Мэнфу, Ван Мэн, Ни Цзань, Дай Цзинь, Тан Инь
В 1270-х гг. Китай был завоёван монгольским ханом Хубилаем, что ознаменовало наступление нового этапа в развитии китайской живописи. Многие интеллектуалы отказывались признавать завоевателей и занимать государственные посты. Большая часть живописцев, не желающих работать при дворе, перебралась в южные провинции, которые и стали центром развития искусства в это время.