• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учёные НИУ ВШЭ предложили развивать новые туристические кластеры в Арктике

Сейчас в российской арктической зоне до 15 новых мест притяжения для приезжих. Какова ситуация с развитием туризма в этом регионе — объясняет Лаборатория управления культурой и туризмом Питерской Вышки.

Учёные НИУ ВШЭ предложили развивать новые туристические кластеры в Арктике

ISTOCK

Сначала коротко

Ситуация: Арктическая Россия — это частично или полностью девять регионов страны общей площадью около 5 млн км². Уникальная природа и возможности разных видов отдыха привлекают в край белого безмолвия всё больше туристов.

На деле: Развивать туризм в Арктике сложно. Путешественников пока сравнительно немного, затраты инвесторов высоки, достопримечательности разбросаны на расстояниях, затрудняющих функционирование отрасли, отдельной федеральной стратегии по её поддержке нет.

Теперь подробнее

Помочь могут туристические кластеры, считают в Лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Состояние кластеров, уже работающих в Арктической зоне РФ, и потенциал для новых изучила команда под руководством заведующего Лабораторией Валерия Гордина. География исследования охватила Мурманскую область, северную часть Карелии (шесть муниципальных образований со статусом сухопутных территорий Арктики), свыше 600 км арктического пограничья с Финляндией и 200 км — с Норвегией. Итоги проекта были представлены на XXIII Ясинской международной научной конференции в НИУ ВШЭ.

Арктическая зона России

  4 региона входят полностью: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО.

  5 регионов — частично: республики Коми, Карелия, Якутия, Архангельская область, Красноярский край.

  Около 5 млн км² — общая площадь территории.

  Около 2,5 млн жителей (40% от всего населения Арктики).

  20% дохода российского бюджета.

Источник: презентация доклада «Анализ потенциала развития туристических кластеров Арктической зоны Российской Федерации» (XXIII Ясинская международная научная конференция, НИУ ВШЭ 2022)

О чём речь?

Термин кластер в 1990 году предложил американский экономист Майкл Портер. В его концепции это группа предприятий и организаций, которые взаимосвязаны, действуют в определенном секторе экономики и соседствуют географически.

Задача кластеров в туризме — общими усилиями производить туристический продукт. Объединяются все, кто так или иначе имеет отношение к отрасли: турфирмы, гостиничный бизнес, общепит, транспортные компании, продавцы сувениров, экскурсионные бюро, учреждения медицины, образования, науки, страховщики, визовые центры, СМИ, рекламные и PR- агентства, НКО, госструктуры.

В России регулирование такой практики чаще всего дело региональных властей. В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вопросы кластеризации не прописаны. Однако с 2010 года Минэкономразвития в рамках программы для малого и среднего предпринимательства субсидировало появление центров кластерного развития, что стимулировало соответствующие начинания на местах.

Туристический кластер в Арктике. Пример Мурманской области

  Название: Туристско-рекреационный кластер Мурманской области.

  Год появления: 2015.

  Состав: 10 субкластеров из 272 компаний-резидентов (почти на треть это турфирмы и экскурсионные бюро).

  Туристических объектов: 338.

  Лидеры по числу резидентов: субкластеры Хибины (г. Кировск и г. Апатиты) — 88 участников и Мурманский (г. Мурманск) — 62.

  Как организован: взаимодействие между Правительством Мурманской области, Центром кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области и участниками кластера.

  Законодательная основа: Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области на 2021–2025 годы.

Источник: Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Как изучали?

Туристические предложения в Арктике исследовали методом тайного покупателя и через контент-анализ сайтов 22 туроператоров, оказывающих услуги в Мурманской области, на севере Карелии и территории вдоль границ России с Финляндией и Норвегией.

В сформированную базу попали более 500 туристических аттракций, то есть объектов, интересных для туристов (от лат. attractio — при­тя­ги­ва­ние, при­вле­че­ние). Объекты нанесли на онлайн-карты, созданные в сервисе Google MyMaps , оценили плотность расположения аттракций, частоту их упоминания в маршрутах, состояние действующих кластеров и возможности для новых.

Понять современные подходы к термину «туристический кластер» помогло изучение 283 научных публикаций, размещённых за последние 10 лет в базе данных рецензируемой научной литературы Web of Science, а ситуацию с кластерными инициативами в России — сравнение официальных документов (законов, стратегических программ и проч.).

Что получили?

Привлекательных для посещения мест больше всего оказалось в субкластере «Кольский» Мурманской области. Основных «точек притяжения туристов» там три: Териберка, Кильдин, долины рек Кола и Тулома.

Реки прекрасны для любителей экстремальных сплавов. Военизированный в советское время, а ныне почти необитаемый остров Кильдин называют самым таинственным в Баренцевом море. Известное с XVI века село Териберка стало популярным после выхода в 2014 году фильма «Левиафан», здесь же — уникальный каменный пляж «Яйца динозавров» (или «Яйца дракона») и кладбище кораблей с заброшенными рыболовецкими судами.

Всего в «Кольском» 83 объекта, подсчитали учёные. При этом по числу резидентов он далеко не крупный: 28 компаний — втрое меньше, чем в лидирующем по тому же показателю субкластере «Хибины».

Расположение достопримечательностей субкластера «Кольский» в Мурманской области

Источник: Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Основные достопримечательности арктической Карелии — Национальный парк «Паанаярви» и включённые в 2021 году в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наскальные изображения Белого моря. Последние дали название местному туристско-рекреационному кластеру «Беломорские петроглифы». Поездки в него, впрочём, организуются лишь в рамках мультитуров. Сделать «Беломорские петроглифы» центральным объектом посещения и дополнить различными сервисами — задачи на будущее, полагают исследователи.

Объекты Арктической зоны Республики Карелия, включенные в туристические маршруты

Источник: Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Решать вопросы кластеризации нужно не только в Карелии. Картографический анализ показал, что проблем достаточно и в остальных регионах.

Объекты удалены друг от друга, не отлажено перетекание туристических потоков (так, практически все маршруты субкластера «Кольский» начинаются в Мурманске), аттракции, как и внимание турфирм, сосредоточены в определенных частях кластеров. Например, при площади субкластера «Ловозёрский» более 56 тыс. км2 главные достопримечательности находятся в западной его части, резиденты совместно действуют на небольшой территории, а 62% туров сфокусированы на селе и озере Ловозеро.

Серьёзный минус — концентрация преимущественно на природных красотах, в то время как культурно-исторические, военно-патриотические, этнографические направления остаются на втором плане. Также не хватает мероприятий — аттракции это ведь ещё и притягивающие туристов события («Саамские игры» или фестиваль Imandra Viking Fest).

В перечень финских кластеров в Арктике учёные включили 13 туристических центров Лапландии, два из которых (Ruka и Salla) расположены вблизи границ России. Как изменятся турпотоки в нынешней геополитической обстановке, сказать сложно. На момент проведения исследования (июль–сентябрь 2021 года) оптимизм внушали уникальность объектов, общая арктическая граница трёх стран (Россия, Финляндия, Норвегия) и запущенная в 2021-м программа электронных виз и туров выходного дня.

Всё вместе это работало на перспективу международных объединений. Актуально, по выводам проекта, было бы создание трёх:

туристско-рекреационный кластер в партнёрстве национальных парков «Оуланка» (Финляндия) и «Паанаярви» (Карелия, Россия);

природно-экологический на основе турцентра Salla (Финляндия) и поселения Кайралы (субкластер «Беломорье», Мурманская область);

поселок Линахамари (Россия) — город Киркенес (Норвегия). В Линахамари туристических объектов нет, но есть будущее у экотуризма; ближайшая к российской стороне и главная достопримечательность Киркенеса — бомбоубежище (музей) Andersgrotta.

Всего в Арктической зоне РФ методом картографирования определено около 15 возможных кластеров. Например, на базе исторических поселений поморов Варзуга, Кузомень, Кашкаранцы, Умба или Соловецких островов и поселка Рабочеостровск, в котором снимали киноленту Павла Лунгина «Остров». Сейчас посёлок лишь место посадки на корабль до Соловков, а мог бы стать отправной точкой в знакомстве с их историей.

Арктика не может стать массовым туристическим продуктом, обращают особое внимание авторы. Наращивать туризм здесь — значит, беречь хрупкую природу и учитывать потребности коренного населения. Так, потенциальному кластеру «Териберка» нужен статус особо охраняемой природной зоны, чтобы культурная составляющая (в Териберку — по следам фильма «Левиафан») дополнилась экологической на пользу региону, отрасли и самим путешественникам.

Потенциальные туристические кластеры в российской Арктике

Источник: Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Для чего это нужно?

Развитие туристической Арктики требует государственных решений. Результаты исследования Лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге будут полезны при их принятии, тем более что пока ни одна арктическая территория России не включена в список особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа.
IQ
 

Авторы исследования:

Валерий Гордин (руководитель проекта), заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Анастасия Поломарчук, менеджер Лаборатории управления культурой и туризмом, аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Анастасия Корман, аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Константин Гергенредер, стажер-исследователь Лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге