Как после бакалавриата стать лектором в американском университете
Выпускница программы «Политология и мировая политика» 2020 года Полина Скуматова прочитала американским студентам колледжа Рид (г.Портланд, штат Орегон) лекцию о протестах в России. Полина поделилась впечатлениями и рассказала, как появилась такая возможность.
- Полина, расскажи, как получилось организовать лекцию?
Департамент русского языка колледжа Рид (Портланд, Орегон) организовывал серию лекций и искал спикеров, которые могли бы рассказать про различные сферы и события в России, как раз искали человека для разговора про политику и протесты. Моя знакомая читала для них лекцию про современное российское искусство и дала контакты. Я связалась с организаторами, мы обсудили наши представления о содержании лекции, сравнили, что хотели бы услышать они и что могла рассказать я. В итоге договорились, и я прочитала лекцию для студентов 1 и 3 курсов.
- Эта лекция была частью учебной программы?
Частично да. Студенты изучают какую-либо тему, связанную с русским языком или Россией в целом, и департамент приглашает спикеров, которые рассказывают об этой теме подробнее, чтобы больше погрузить учащихся в культурный, социально-экономический и политический контексты. Цель таких лекций - дать студентам информацию из первых уст, от людей, которые живут в России, а не из новостей, социальных сетей или видео на YouTube.
Студентам это полезно и для практики русского языка. Я, например, выслала им дополнительные материалы, ссылки на медиа и людей, с которыми можно ознакомиться. И потом они будут разбирать эти материалы еще и с точки зрения языка, учить новые термины и слова.
- На чем основывалась лекция?
Мы отталкивались от того, что было бы интереснее всего услышать. Решили, что нужен микс из теоретической базы и реальных кейсов. Поэтому в части теории во многом в основу лег мой диплом: мы разобрали аспекты протестов в автократиях. А в качестве кейсов рассмотрели протесты 2011, 2017, 2020 и 2021 годов. Мы обсуждали, почему они возникли, как проходила мобилизация, какие внутренние причины стали их катализатором.
- Какая была реакция студентов? Были ли интересные вопросы про российскую политику?
Это была очень интересная беседа. Для меня эта лекция была, в первую очередь, способом проверить, насколько люди по ту сторону океана осведомлены о том, что происходит. Знают ли они, что в России есть какие-то протесты, знаю ли они что-то о стране, чей язык учат. Оказалось, что у большинства есть опыт какого-либо погружения в российский контекст, в большей степени именно в культурный. Через кино они достаточно знакомы с тем, что происходит в сфере экономики и политики. Но самой интересной частью были вопросы, которые задавали студенты.
Некоторые основывались на лекции: например, на их представление о том, как проходят протесты в США. Когда в Америке проходят протесты, люди стараются как-то скрыть свою идентичность, носят маски, надевают специальную одежда, чтобы их нельзя было деанонимизировать. И меня спрашивали про то, как ведут себя протестующие в России и какими способами пытаются скрыть свою идентичность. А в России нельзя скрывать лицо, потому что это противоречит Федеральному закону о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Были вопросы, которые скорее связаны со стереотипами о русских, например, могут ли соседи позвонить в полицию и сообщить, что ты был на митинге. Были вопросы про будущее и наличие сценариев на случай неожиданной смены власти. Еще запомнился вопрос – очень в американском духе – как американские граждане могут помочь и показать солидарность с российскими протестующими.
- Какие у тебя остались впечатления от такого опыта?
Мне очень понравилось. С одной стороны, это была возможность применить свое политологическое образование и окунуться в среду. У меня сейчас gap-year, и я ищу себя, думаю, куда пойти дальше. Этот опыт показал мне, что моя история с университетом и образованием не закончилась, мне хочется дальше развиваться. В то же самое время это было для меня крутой возможностью рассказать людям вне российской политической повестки, что на самом деле происходит, объяснить это с точки зрения науки и показать реальные кейсы. Мне кажется важным вести такой диалог на уровне обычных людей, в частности - студентов, потому что это помогает дать другую перспективу на ситуацию и критически оценивать происходящее.