• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

декан — Стародубцев Андрей Владимирович

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 123

Мероприятия
20 декабря, 12:10
Необходима регистрация 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
25/70/6
25 бюджетных мест
70 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология и мировая политика

4 года
Очная форма обучения
40/60/17
40 бюджетных мест
60 платных мест
17 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология и социальная информатика

4 года
Очная форма обучения
50/30/4
50 бюджетных мест
30 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление и аналитика в государственном секторе

4 года
Очная форма обучения
35/30/8
35 бюджетных мест
30 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Бизнес и политика в современной Азии

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Городское развитие и управление

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
25/3/1
25 бюджетных мест
3 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительная политика Евразии

2 года
Очная форма обучения
15/5/12
15 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Статья
Неформальные практики участников публичных слушаний (случай Санкт-Петербурга)

Шаталова А. Н., Тыканова Е. В.

Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. XXI. № 4. С. 63-84.

Глава в книге
Designing for Code Sharing in a Data Science Course for non-STEM students

Okopny P., Musabirov I., Bakhitova A.

In bk.: Proceedings of the 6th International Conference on Designs for Learning. Bergen: Centre for the Science of Learning & Technology (SLATE), 2018. P. 47-53.

Препринт
Cultural employment in Russia and Europe: a comparative analysis

Kuleva M.

CGES Working Papers. WP 2014-04. Centre for German and European Studies Bielefeld / St. Petersburg, 2018

Политологи оценили электронные приемные российских регионов

Юрий Кабанов из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Андрей Чугунов из Университета ИТМО оценили интернет-порталы региональных правительств с точки зрения эффективности электронного участия граждан в публичной политике. Санкт-Петербург вошел в число регионов лидеров по этому показателю.

Электронное участие — это интернет-механизмы учета мнения населения при принятии государственных решений. К ним относятся электронные приемные, порталы для онлайн-голосований и общественных инициатив — все то, чтопозволяет гражданам общаться с чиновниками, контролировать их деятельность и влиять на публичную политику.

Существуют различные методы оценки эффективности электронного участия. Однако большинство из них рассматривают технические возможности интернет-сайтов и не анализируют реальную вовлеченность граждан в государственную политику. Ученые из Петербурга предложили новую методику, которая позволяет оценить институциональный дизайн электронного участия, то есть принципы, определяющие поведение и вовлеченность пользователей. Исследование было представлено на International Conference on Electronic Participation.

Исследователи проанализировали интернет-порталы региональных правительств на соответствие трем критериям: доступ для пользователей, встроенность в государственный аппарат и возможность контроля за исполнением обращений.

К доступу ученые отнесли систему регистрации и рейтингов пользователей, премодерацию обращений, сервис «вопрос-ответ», поиск по сайту, мобильное приложение и другие технические особенности. Под встроенностью авторы понимают наличие нормативной базы и четкий алгоритм обработки запросов граждан. Контроль — это официальные отчеты о результатах рассмотрения обращений, возможность оценить и перепроверить вопросы других пользователей. Всего авторы выделили 17 элементов, которые определяют эффективность электронного участия.

Для тестирования методики политологи провели пилотное исследование интернет-порталов всех российских регионов. В сентябре-ноябре 2017 года они проверили сайты на наличие необходимых элементов. За каждую доступную функцию регион получал один балл, если какой-то из элементов отсутствовал — ноль баллов. Затем исследователи вычислили среднее значение трех критериев — доступа, встроенности и контроля — для каждого регионального портала и для всей страны в целом.

Выяснилось, что с точки зрения нормативной базы электронное участие в России лучше всего удовлетворяет критериям встроенности и доступа для пользователей: среднее значение этих параметров составило 0,57 и 0,53 балла соответственно. Наихудшая ситуация (0,3 балла) сложилась с контролем за деятельностью органов власти. Общий индекс электронного участия в России составил 0,46 балла. Это означает, что в среднем на сайтах региональных правительств отсутствует больше половины искомых функций.

Также ученые выявили лидеров и аутсайдеров среди регионов. Первую группу, к которой отнесли 12 субъектов Российской Федерации, возглавляют Москва и Хабаровский край. Общий индекс электронного участия в этой группе превышает 0,7 балла. В регионы-аутсайдеры попали 14 субъектов с индексом электронного участия менее 0,25 балла.

Санкт-Петербург вошел в тройку лидеров по эффективности электронного участия граждан в публичной политике. Общий индекс электронного участия составил 0,96 балла (0,88 – доступ, 1 – встроенность, 1 – контроль). От Москвы и Хабаровского края, которые соответствуют всем запросам исследователей, Петербург отделяет отсутствие аккаунтов в социальных сетях.

 Существует несколько основных причин, почему у нас есть лидеры и аутсайдеры среди регионов. Во-первых, некоторые затягивают с принятием нормативных актов. В России есть субъекты, где под электронное участие просто не заложена такая нормативная основа, которая позволила бы выполнить перечисленные критерии. Во-вторых, существуют структурные аспекты: доступ в интернет, эффективность бюрократии, уровень образования и урбанизации, экономическое развитие. Все эти переменные оказываются значимыми. Кроме того, есть еще и агентные объяснения. Например, успех портала «Наш Петербург» связан с конкретными  людьми, которые в нужный момент оказались в команде губернатора города.

Кабанов Юрий Андреевич
Департамент прикладной политологии: Старший преподаватель

Исследователи планируют доработать методику, добавив в нее качественную составляющую. Юрий Кабанов отметил, что скоро начнется сбор данных для нового мониторинга, который позволит оценить изменения в организации электронного участия за прошедший год.

При публикации использовались результаты, полученные в рамках гранта РНФ «Электронное участие как фактор динамики политического процесса и процесса принятия государственных решений».