• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

декан — Стародубцев Андрей Владимирович

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 123

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
25/70/6
25 бюджетных мест
70 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология и мировая политика/ Политология

4 года
Очная форма обучения
40/60/17
40 бюджетных мест
60 платных мест
17 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология и социальная информатика/ Социология

4 года
Очная форма обучения
50/30/4
50 бюджетных мест
30 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление и аналитика в государственном секторе/ Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
35/30/8
35 бюджетных мест
30 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Бизнес и политика в современной Азии/ Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Городское развитие и управление

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
25/3/1
25 бюджетных мест
3 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительная политика Евразии

2 года
Очная форма обучения
15/5/12
15 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Книга
The Global Arctic Handbook

Sergunin A. A.

Cham: Springer, 2019.

Статья
Восток дело тонкое: армия в политических процессах стран Азии

Сергунин А. А., Конышев В. Н.

Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 182-191.

Глава в книге
Subnational Tier of Arctic Governance

Sergunin A. A.

In bk.: The Global Arctic Handbook. Cham: Springer, 2019. Ch. 16. P. 269-287.

Препринт
Housing Rent Dynamics and Rent Regulation in St. Petersburg (1880-1917)

Kholodilin K., Waltl S., Limonov L. E.

Discussion Papers of DIW Berlin. 750. DIW Berlin, German Institute for Economic Research, 2019

Политологи оценили электронные приемные российских регионов

Юрий Кабанов из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Андрей Чугунов из Университета ИТМО оценили интернет-порталы региональных правительств с точки зрения эффективности электронного участия граждан в публичной политике. Санкт-Петербург вошел в число регионов лидеров по этому показателю.

Политологи оценили электронные приемные российских регионов

Электронное участие — это интернет-механизмы учета мнения населения при принятии государственных решений. К ним относятся электронные приемные, порталы для онлайн-голосований и общественных инициатив — все то, чтопозволяет гражданам общаться с чиновниками, контролировать их деятельность и влиять на публичную политику.

Существуют различные методы оценки эффективности электронного участия. Однако большинство из них рассматривают технические возможности интернет-сайтов и не анализируют реальную вовлеченность граждан в государственную политику. Ученые из Петербурга предложили новую методику, которая позволяет оценить институциональный дизайн электронного участия, то есть принципы, определяющие поведение и вовлеченность пользователей. Исследование было представлено на International Conference on Electronic Participation.

Исследователи проанализировали интернет-порталы региональных правительств на соответствие трем критериям: доступ для пользователей, встроенность в государственный аппарат и возможность контроля за исполнением обращений.

К доступу ученые отнесли систему регистрации и рейтингов пользователей, премодерацию обращений, сервис «вопрос-ответ», поиск по сайту, мобильное приложение и другие технические особенности. Под встроенностью авторы понимают наличие нормативной базы и четкий алгоритм обработки запросов граждан. Контроль — это официальные отчеты о результатах рассмотрения обращений, возможность оценить и перепроверить вопросы других пользователей. Всего авторы выделили 17 элементов, которые определяют эффективность электронного участия.

Для тестирования методики политологи провели пилотное исследование интернет-порталов всех российских регионов. В сентябре-ноябре 2017 года они проверили сайты на наличие необходимых элементов. За каждую доступную функцию регион получал один балл, если какой-то из элементов отсутствовал — ноль баллов. Затем исследователи вычислили среднее значение трех критериев — доступа, встроенности и контроля — для каждого регионального портала и для всей страны в целом.

Выяснилось, что с точки зрения нормативной базы электронное участие в России лучше всего удовлетворяет критериям встроенности и доступа для пользователей: среднее значение этих параметров составило 0,57 и 0,53 балла соответственно. Наихудшая ситуация (0,3 балла) сложилась с контролем за деятельностью органов власти. Общий индекс электронного участия в России составил 0,46 балла. Это означает, что в среднем на сайтах региональных правительств отсутствует больше половины искомых функций.

Также ученые выявили лидеров и аутсайдеров среди регионов. Первую группу, к которой отнесли 12 субъектов Российской Федерации, возглавляют Москва и Хабаровский край. Общий индекс электронного участия в этой группе превышает 0,7 балла. В регионы-аутсайдеры попали 14 субъектов с индексом электронного участия менее 0,25 балла.

Санкт-Петербург вошел в тройку лидеров по эффективности электронного участия граждан в публичной политике. Общий индекс электронного участия составил 0,96 балла (0,88 – доступ, 1 – встроенность, 1 – контроль). От Москвы и Хабаровского края, которые соответствуют всем запросам исследователей, Петербург отделяет отсутствие аккаунтов в социальных сетях.

 Существует несколько основных причин, почему у нас есть лидеры и аутсайдеры среди регионов. Во-первых, некоторые затягивают с принятием нормативных актов. В России есть субъекты, где под электронное участие просто не заложена такая нормативная основа, которая позволила бы выполнить перечисленные критерии. Во-вторых, существуют структурные аспекты: доступ в интернет, эффективность бюрократии, уровень образования и урбанизации, экономическое развитие. Все эти переменные оказываются значимыми. Кроме того, есть еще и агентные объяснения. Например, успех портала «Наш Петербург» связан с конкретными  людьми, которые в нужный момент оказались в команде губернатора города.

Кабанов Юрий Андреевич
Департамент прикладной политологии: Старший преподаватель

Исследователи планируют доработать методику, добавив в нее качественную составляющую. Юрий Кабанов отметил, что скоро начнется сбор данных для нового мониторинга, который позволит оценить изменения в организации электронного участия за прошедший год.

При публикации использовались результаты, полученные в рамках гранта РНФ «Электронное участие как фактор динамики политического процесса и процесса принятия государственных решений».